Файл: Реферат по дисциплине История физической культуры По теме Олимпийский проект "СпАрт" проблема синтеза спорта и искусства. Устав Спартианского движения.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине
«История физической культуры»
По теме
«Олимпийский проект “СпАрт”: проблема синтеза спорта и искусства.
Устав Спартианского движения»
Исполнитель;
Соколова Тамара Ивановна
Москва 2023 год
Содержание
Введение…………………………………………………..2
-
Программа деятельности спартианского движения……3 -
Спартианский кодекс…………………………………….6 -
Концепции спартианского движения……………………7 -
Интеграция искусства и спорта………………………….8 -
Заключение……………………………………………….12 -
Список использованной литературы……………………13
-1-
Введение
Целью данной работы является формирование и совершенствование профессиональных компетенций учителя в области истории физической культуры.
Значимость реферата - теоретическое обоснование путей повышения педагогической значимости спорта и искусства на основе их интеграции.
Объект изучения — спорт и искусство как элементы современной культуры.
Предмет изучения — социально-педагогические аспекты процесса интеграции спорта и искусства как двух важных элементов современной культуры.
Задачи:
-
изучить проблему интеграции спорта и искусства; -
показать ее социально-педагогическое значение; -
определить наиболее важные и перспективные направления интеграции спорта с искусством в педагогическом процессе; -
изучить педагогическую значимость программы интеграции спорта с искусством на основе идей нового гуманистического проекта "СпАрт".
Спартианское движение ориентируется на идеалы и ценности гуманизма и ставит своей целью их практическую реализацию в современных условиях. Особенно важное значение придается гуманистическому идеалу разносторонне и гармонично развитой личности.
Задачи спартианского движения:
а) ориентация на самосовершенствование, самопреодоление, саморазвитие; б) единство физического (телесного), психического и духовного, гармоничное развитие телесности, психических способностей (воли, интеллекта и др.) и духовно-нравственных качеств человека;
в) разностороннее развитие и проявление своих способностей в различных сферах творческой деятельности, в том числе в спорте и искусстве;
-2-
г) достижение гармонии личности в отношениях с другими людьми, с природой и с самим собой, приоритет человечности, духовно-нрав ственных ценностей в этих отношениях.
Программа деятельности спартианского движения
Программа спартианского движения предусматривает комплекс форм и методов деятельности.
Центральное место среди них занимают Игры "СПАРТ" (другие возможные их названия: Спартианские игры, "Турнир Рыцарей СпАрта", Игры "Спартианская семья" и др.).
В основе этих Игр лежит спартианская модель организации соревнований , которая по всем параметрам - программе, системе определения победителей, составу участников и т.д. - отличается от традиционной спортивной модели организации соревнований.
В программе соревнований, организуемых на основе спартианской модели, в игровой форме представлены разнообразные виды деятельности, связанные со спортом, туризмом, художественным, научным и техническим творчеством. Поэтому участие в этих соревнованиях требует от участников не узкой специализации в одном виде игровой деятельности (в каком-то виде спорта, например в легкой атлетике; в художественном, например в танцах, или техническом творчестве; в игровых формах интеллектуальной деятельности и т.д.), а многосторонних способностей: физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, юмора, знаний и т.д.
C такой ориентацией программы спартианских соревнований связано и само их название. Игры "СПАРТ" (SpArt) - это Соревнование поклонниковАктивного Разностороннего Творчества, и прежде всего в таких сферах, как спорт (Sport) и искусство (Art).
Система оценки и поощрения участников соревнований по спартианской модели базируется на следующих основных положениях:
-3-
-
Учитывая главную цель этих соревнований - повышение ориентации участников на духовно-нравственные и эстетические ценности, необходимо: а) всемерно поощрять красоту действий и поступков; б) добиваться порицания и наказания за любые действия, наносящие вред здоровью, чести, достоинству, за любые проявления грубости, -
агрессивности, национализма, за стремление победить любой ценой; в) учитывать эстетические и -
нравственные аспекты поведения участников при определении победителей; г) особенно важное значение придавать превышению участниками своих прежних результатов, а не результатов других лиц или каких-то норм.
2. На спартианских соревнованиях как можно больше участников должны почувствовать себя "победителями" и не должно быть обиженных, униженных, оскорбленных. В связи с этим необходимо: а) поощрять самые разнообразные (но соответствующие критериям духовности, нравственности и красоты) достижения участников Игр, связанные с успехами в том или ином виде творческой деятельности, в каком-то отдельном соревновании, конкурсе, с поведением, физической подготовленностью, спортивным и художественным мастерством, творчеством, юмором, знаниями и т.д.; б) учитывать лишьсущественные различия в результатах, использовать небольшое число качественных оценок и тем самым сокращать число промежуточных звеньев между первым и последующими местами участников соревнования; в) стремиться к тому, чтобы не было существенного различия в материальной ценности призов, вручаемых победителям и тем, кто занял последующие места, и чтобы вообще награды имели в большей степени символическоезначение, а не материальную ценность.
3. Важная цель спартианских соревнований - содействовать разностороннему и гармоничному развитию личности . Поэтому наиболее престижные награды должны получать те участники, которые демонстрируют красоту действий и поступков, добиваются успеха в различных видах творческой деятельности, требующих духовных и физических способностей, знаний, культуры во всех ее проявлениях - нравственной, эстетической, художественной, физической, экологической и т.д.
Такая программа и система определения победителей соревнований создают условия для того, чтобы в них могли участвовать и на равных соревноваться лица, имеющие разные интересы и увлечения,
-4-
разный уровень спортивной, физической, интеллектуальной, художественной подготовки и даже инвалидность , причем дает возможность каждому из участников проявить в соревнованиях свои способности.
Концепция Спартианских игр основана на том, что это - не гладиаторская битва насмерть, до победного конца, а прежде всего игра и, если воспользоваться словами, которые были сказаны на II Ватиканском соборе, - "братское соревнование " ("fraternaaemulatio"). Таким образом понимаемая игра должна ориентировать участников не только на соперничество, но и на сотрудничество.
Поэтому программа Спартианских игр помимо соревнований включает в себя игры, в которых отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество. Такие игры под девизом "Мы все - одна Спартианская семья!" проводятся в промежутках между соревнованиями, чтобы объединить участников, создать у них высокодуховное чувствообщности . К участию в играх привлекаются также зрители и судьи.
Помимо Спартианских игр программа спартианского движения предусматривает:
- создание Спартианских клубов, школ, игротек, оздоровительно-игровых лагерей, цель которых - подготовка к Спартианским играм, организация активного, творческого отдыха, общения участников спартианского движения на основе включения в разнообразные игры, соревнования, конкурсы, объединяющие спорт с искусством и ориентированные на духовно-нравственные, эстетические ценности;
- организацию спартианского образования , программа которого включает в себя получение человеком достоверной информации о самом себе, о своих возможностях, способностях, недостатках; овладение приемами физического и психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания; приобретение глубоких и разносторонних знаний в области спорта, олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами спорта и искусства, с народными играми, овладение искусством создания в движениях художественных образов, красотой и пластикой "одухотворенного" движения и т.д.;
-5-
- разработку и пропаганду определенного духовно-нравственного Кодекса поведения (Спартианского кодекса);
- использование специально разработанной системы призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов не в какой-то одной сфере (спорт, искусство и т.д.), а в различных сферах творческой деятельности;
- организацию постоянного общения - в ходе игр, соревнований, обучения - лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.) и т.д.;
- повышение уровня гуманистической культурной подготовленности специалистов в области спорта и подготовку специалистов, готовых к эффективному использованию спартианской гуманной игровой модели организации соревнований.
Все эти акции в рамках спартианского движения не рассматриваются как самоцель. Речь идет о том, чтобы на их основе внедрить в практику целостную гуманистически ориентированную систему воспитания, образования и организации досуга различных групп населения, которая призвана содействовать решению широкого круга важных социальных, социально-педагогических и культурных задач.
В первую очередь имеются в виду две задачи:
1) целостное гуманистическое воздействие на личность - формирование физически здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, а в отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовно-нравственным, эстетическим ценностям;
2) организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения: детей, подростков, молодежи и взрослых, спортсменов и тех, кто занимается искусством, наукой, техническим творчеством, лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений, и т.д.
Предусматривается также использование спартианских средств для решения важных социально -педагогических, культурных задач, ориентированных на определенные группы населения:
-6-
- создание возможности для детей и подростков, которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности, попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности: в спорте, искусстве, техническом творчестве с тем, чтобы определить свои "плюсы" и "минусы", выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования и т.д.;
- выявление творчески одаренных детей и подростков, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;
- социальная реабилитация и интеграция, преодоление социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), детей-сирот, детей и подростков с отклоняющимся поведением и других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите;
- олимпийское образование детей и молодежи;
- повышение ориентации спортсменов на гуманистические идеалы олимпизма (в первую очередь принципы "честной игры"), а также пробуждение у них интереса к художественной и интеллектуальной деятельности (искусству, науке и др.), включение в эти виды деятельности;
- изменение общественного мнения о низком духовно-нравственном облике спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом с высокими результатами в других видах деятельности;