Файл: Реферат по дисциплине История физической культуры По теме Олимпийский проект "СпАрт" проблема синтеза спорта и искусства. Устав Спартианского движения.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- приобщение к здоровому образу жизни и физической культуре, повышение физкультурно-спортивной активности тех, кто увлекается искусством, наукой, другими видами духовно-творческой деятельности;
- повышение активности деятелей искусства (актеров, художников, писателей, поэтов, звезд кино и эстрады и т.д. ) в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и одухотворенного спорта;
- укрепление культурно-спортивных связей и сотрудничества различных наций, народов, стран, регионов и т.д.
Изложенное выше позволяет сделать следующие основные выводы о концепции спартианского движения:
-7-
1. Данная концепция ориентируется на идеи гуманизма и такую интерпретацию гуманистического идеала гармонично развитой личности, согласно которой эта личность активно развивает и проявляет свои способности не в одной, а в различных сферах творческой деятельности.
2. Концепция спартианского движения вовсе не предусматривает отказа от соревновательности, перехода "к какому-то бесконфликтному спорту сотрудничества", как утверждают некоторые критики этой концепции (например, Ю.А. Фомин, 1996, и В.И. Жолдак, 1999). Эта концепция признает социальную ценность соревнования, соперничества, особенно гуманных, игровых форм его организации, и ориентирует на повышение их роли и значения в реализации идеалов и ценностей гуманизма, в решении важных социокультурных задач.
3. Согласно концепции спартианского движения эффективное решение этой проблемы предусматривает:
а) гуманизацию спорта, его интеграцию с искусством;
б) разработку и практическое использование других гуманистически ориентированных игровых моделей организации соревнования;
в) дополнение игровых форм соревнования несоревновательными играми, в которых на первом плане - сотрудничество, взаимопомощь, творчество, юмор.
Интеграция искусства и спорта
Искусство и спорт «Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры» (Античная лирика). Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, очень точно отражают отношение древних греков к спорту. К.Куманецкий в книге "История культуры Древней Греции и Рима" говорит о том, что наряду с письменностью важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в различных пунктах страны. Игры эти носили, особенно в первые столетия своего существования
, характер аристократический. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», облегчающим властвование над людьми. Поэтому в период аристократического правления в греческих городах-государствах (полисах) при господстве аристократической идеологии, высоко ценившей физические достоинства человека, были учреждены Олимпийские игры.
-8-
Участвовать в играх ни полусвободное население, ни рабы, ни иноземцы, ни женщины не могли. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н. э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Участники состязаний выступали нагими, и прекрасное нагое тело молодого атлета позволяло видеть его гармоничность, поэтому оно стало предметом искусства. А к состязаниям всякого рода эта традиция пришла из полулегендарного случая, описывающего, как некая мать одного из бегунов вышла на дорожку вместо него. Но в соревнованиях, куда, кстати, женщины не допускались даже в качестве зрительниц, уже срабатывал менталитет греческого гражданина, который искал и находил красоту и гармонию человеческого тела, считал, что только в прекрасном теле обитает и прекрасный дух. Б. Лоу в своей книге «Красота спорта» говорит о том, что для греков стремление к физическому совершенству – одно из направлений гармоничного развития личности. Это отражалось в искусстве – скульптуре, росписи ваз, не случайно бога Зевса эллины представляли человеческим существом, превосходящим обычного человека в таких качествах, как смелость, красота, мудрость, атлетические возможности. Критерием, воспринимаемых чувствами - эстетических – достоинств были формы человеческого тела. Именно формы человеческого тела легли в основу знаменитой формулы «золотого сечения». Философы во все времена рассматривали проблемы прекрасного, гармонии, идеала, закладывая основы эстетического отношения к действительности. Уже в античности Платон высказал идею о том, что эстетическое представляет собой единство прекрасного, доброго, разумного и любви. Предмет эстетики всегда был исторически подвижен и изменчив: одни эпохи обращались к проблеме эстетической активности как к проявлению ценностного отношения человека к миру, другие больше склонялись к изучению своеобразия художественной деятельности, природы искусства. Но всегда ее основными категориями являлись - красота, гармония, мера. Эстетическое начало в спорте всегда было в центре внимания, так например, основатель современного олимпийского движения, Пьер де Кубертен, написал «Оду спорту», первая строка которой гласит: «О, спорт, ты – Красота!» Такой взгляд ставит спорт на один уровень с общепринятыми ценностями человечества. Но является ли спорт искусством? Какова связь между этими формами человеческой деятельности? Рассматривая данную проблему, нужно выяснить их сходства и различия. Искусство — термин, используемый в двух значениях: во-первых - это мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; во- вторых - творческая деятельность, направленная на создание художественных образов, а в широком смысле — эстетически выразительных форм.
-9-
Общепринятого определения понятия "спорт" в литературе я не обнаружила. Практически каждая работа, посвященная проблемам спортивной деятельности, содержит свое определение, подчеркивающее те или иные стороны. Проанализировав некоторые источники (Толковый словарь спортивных терминов, Большая советская энциклопедия, словарь-справочник «Психология спорта в терминах и понятиях») спорт можно определить как специально организованную деятельность, направленную на всестороннее и гармоничное развитие физических и психических качеств, в процессе тренировок и соревнований, целью которых является достижение максимального результата. Высказываясь по поводу соотношения спорта и искусства, философы обращали внимание на разные аспекты данной проблемы. Джеффри Грин сравнивал эти понятия в книге «Футбол — игра всей планеты»: Чтобы научиться ценить возможность эстетического наслаждения спортом, например, простыми и красивыми движениями футболистов, необходимо обратить внимание на заметную близость спорта к искусству». Далее он выделяет сходства: большой эмоциональный подъем; наличие законов и правил, которые так же серьезны и обязательны, как в философии или физике; созидательный и творческий характер спорта и искусства. Существенное различие между ними состоит в том, что спорт более демократичен и повседневен, более материалистичен и приземлен. Сюда можно добавить и то, что в спорте не создаются художественные образы, а явно выделяется стремление к преодолению границ возможного и к соревновательности в этом. Искусство и спорт требуют упорной работы, большого напряжения сил, значительных волевых усилий. Кроме того, как и искусство, спорт ищет гармоничности не только в самом человеке, но и в действии, которое каждый его вид представляет. Другое дело – в чем будет заключаться эта гармония, но поиск её постоянно присутствует. Джон Деуэй, автор книги «Искусство как самовыражение», говорил: «Танец и спорт – это те виды деятельности, в которых разрозненные движения превращаются в единое целое и превращаются из заготовок, сырья в произведение искусства с их экспрессией».
Особенно важное значение идея интеграции спорта и искусства имеет для сферы педагогики. И не только потому, что в настоящее время эта идея представляет значительный интерес в связи с поисками новых, нетрадиционных подходов к организации педагогической деятельности, которой приходится в крайне сложных условиях решать все более сложные задачи.
Существует и другая причина.
-10-
Искусство и спорт давно применяются в системе средств педагогического воздействия на личность.
При этом используемые на практике формы педагогической работы с различными группами населения обычно предполагают активное включение человека либо в занятия спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности — искусство, науку и т.п. Как правило, спортивная деятельность и искусство (иные виды духовно-творческой деятельности), способные органично дополнить друг друга в системе средств педагогического воздействия, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.
Опыт такого применения спорта и искусства в педагогическом процессе выявил немало серьезных проблем. И прежде всего обнаружилось, что активные занятия спортом или искусством нередко приводят к разрыву между духовным и физическим развитием человека: увлечение искусством, содействуя духовному развитию личности, может вызывать ухудшение физического состояния, здоровья человека, а активные занятия спортом — обеднение духовного мира человека.
Для ответа на вопрос о том, возможна ли и каким образом реальная интеграция спорта с искусством в педагогическом процессе необходим комплекс философских, социологических, культурологических, социально-педагогических исследований спорта и искусства как элементов культуры, их взаимоотношения, путей их сближения, объединения, укрепления связи между ними.
-11-
Заключение
Синтез, объединение спорта и искусства в системе социально-педагогического воздействия на личность предусматривает их совместное использование, органичное объединение в процессе образования и обучения. Большое значение имеет интеграция спорта и искусства во время организации досуга различных групп населения, организацию постоянного общения спортсменов с теми, кто занимается творчеством в сфере искусства, всемерное поощрение развития таких видов художественной деятельности, которые направлены на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства.
Это важно для привлечение известных деятелей искусства к активной пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, а с другой стороны, использования спортивных мероприятий, встреч с известными спортсменами и т.д. для активной пропаганды искусства, других видов духовно-творческой деятельности и т.д.
Сближение спорта с искусством, "сглаживание" различий между ними возможно в двух основных направлениях: повышение эстетической и духовно-нравственной значимости спорта, с одной стороны, и расширение соревновательности в сфере искусства, с другой.
-12-
Список использованной литературы
-
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. М., 2008. -
Починкин А.В. История физической культуры и спорта в вопросах и ответах с краткими комментариями. Учебное пособие. МГАФК 2008. http://rucont.ru/efd/291713
-13-