Файл: Практическое задание 6 по учебному курсу Земельное право 12.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Право аренды спорных участков получено Обществом в результате исполнения обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования землей, возложенной на него пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ); право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежало переоформлению независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки; пруды уже находились на земельных участках, предоставленных правопредшественникам Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования. При таких обстоятельствах суды посчитали, что Общество правомерно получило земельные участки, занятые прудами, в аренду.
Руководствуясь статьями 5, 6, 12 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), статьями 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 77, 79, подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), суды посчитали, что нарушение Обществом требований ВК РФ об обязательном оформлении прав на водопользование водным объектом, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, не влечет за собой недействительности договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенного в порядке переоформления прежнего землепользования - постоянного (бессрочного) пользования; само по себе нахождение в границах земельного участка водного объекта или его части не свидетельствует о невозможности предоставления такого земельного участка в аренду.
Также суды пришли к выводу, что спорные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, орган местного самоуправления как уполномоченное лицо обоснованно распорядился спорными земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Судебная коллегия считает, что суды трех инстанций при рассмотрении иска Прокурора в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления неправильно применили нормы материального и процессуального права и не учли следующего.
Согласно пункту 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со статьей 4 ВК РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом.
Как следует из статьи 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется исходя из положений гражданского законодательства и данного Кодекса.
В силу статьи 1 ВК РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 ВК РФ).
Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8 ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
В силу пункта 1 статьи 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 ЗК РФ).
Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.
При этом земельный участок как объект земельных отношений не формируется и в этом качестве не может быть предоставлен в аренду. В пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (статья 11 ВК РФ).
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Следовательно, если орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду хозяйствующему субъекту земельный участок земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям статей 1, 5, 8 ВК РФ, статьи 102 ЗК РФ, 209 ГК РФ, нарушает права Российской Федерации и посягает на публичные интересы неограниченного круга лиц.
При этом не имеет правового значения предоставление Обществу спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку формирование земельных участков, постановка их на кадастровый учет и заключение спорного договора аренды осуществлялось в 2009 - 2011 годах в период действия приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации, разграничивающих собственность на водные объекты.
Кроме того, действовавший до 01.01.2007 Водный кодекс Российской Федерации 1995 года также закреплял федеральную собственность на водные объекты. В силу статьи 35
Водного кодекса Российской Федерации 1995 года все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются федеральной собственностью, а согласно статье 32 этого Кодекса предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом.
В данном деле Прокурор и Территориальное управление обосновали иск тем, что на переданном в аренду земельном участке с кадастровым номером 13:15:0205003:471 расположен водный объект - пруд, образованный с помощью водонапорного сооружения (плотины) с водосбросным сооружением на реке Атемарка; на земельном участке с кадастровым номером 13:15:0205003:458 - пруд, образованный с помощью водонапорного сооружения (плотины) с водосбросным сооружением на правом притоке реки Атемарка (ручей без названия).
По мнению Прокурора и истца, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные пруды не обособлены и не изолированы от других поверхностных водных объектов, имеют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами - рекой Атемаркой, которая является правым притоком реки Тавла, впадающей в реку Инсар; перечисленные водотоки относятся к Верхневолжскому бассейновому округу, являются частью речного бассейна реки Волга до Куйбышевского водохранилища и внесены в государственный водный реестр; спорные пруды и указанные иные водные объекты входят в единую гидрографическую сеть река Атемарка - река Тавла - река Инсар - река Алатырь - река Сура - река Волга - Каспийское море. При таких обстоятельствах Прокурор и истец посчитали, что спорные пруды находятся исключительно в федеральной собственности, а Администрация не вправе была распоряжаться частью водных объектов и передавать в аренду земли водного фонда, покрытые поверхностными водами.
В качестве доказательств приведенных доводов Прокурор представил в материалы дела акты проверки по уточнению границ спорных земельных участков от 21.12.2015, схематический чертеж и обмер границ участков от 21.12.2015, координаты прудов на местности, сопоставление границ земельных участков и прудов, координаты береговой линии прудов, фототаблицы водных объектов, заключение Верхне-Волжского бассейнового водного управления от 22.12.2015, генеральный план и правила землепользования и застройки Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, утвержденные решением Совета депутатов Атемарского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 24.07.2012 N 39.
Между тем, в нарушение статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций указанные доводы и документы не исследовали и не дали им надлежащей оценки.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2017, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.04.2018 приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому указанные судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное; рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, осуществляющей в соответствии с пунктом 5.4.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов; исследовать и оценить представленные в материалы дела доказательства в их совокупности; правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 АПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2017, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2017, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.04.2018 отменить.
Дело А39-7480/2015 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.