Файл: Причины принятия христианства(православия) на Руси.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Причины принятия христианства(православия) на Руси:
1) Византия – важнейший торговый и политический партнер Руси. Близкие контакты Руси и Византии делали более выгодным для Руси принятие христианства именно по Восточному образцу для еще большего расширения контактов с Византией.
2) Еще княгиня Ольга приняла христианство по восточному образцу, поэтому на Руси уже были знакомы с этой формой христианства и некоторые даже исповедовали ее.
3) Глава восточного христианства (патриарх) подчинялся власти государя (светского правителя).В отличие от западного христианства, где формально каждый король являлся подданным Папы Римского – главы католической церкви (на деле они с ним не особо считались). В православии этого соперничества во власти не было и Владимир не боялся, что византийские церковнослужители смогут как-то серьезно оспаривать его власть.
4) Византия была самым развитым государством того времени, что позволяло Руси активно перенимать её культурные достижения. Византия являлась прямой наследницей античной греческой культуры, в Х веке ее превосходство над странами Запада было очевидно.
5) Принятие христианства по восточному образцу способствовало укреплению государства, так как Вера в единого Бога помогала сплотить восточнославянские племена в единое государство.
6) Принятие христианства по восточному образцу способствовало упрочению внешнеполитического положения Руси.
Значения(последствия) принятия христианства на Руси:
1) Была создана церковная организация, которая действовала на всей территории государства, что способствовало, в том числе, и политической централизации.
2) Введение единой монотеистической религии способствовало культурному объединению разрозненных племенных союзов, что вело к централизацию государства.
3) Так как христианство по восточному образцу предусматривает, что светская власть выше церковной, а правитель – это почти наместник бога на Земле, то это укрепляло политическую власть русских князей.
4) Принятие христианства по Византийскому образцу предопределило установление прочных связей Руси и Византии, которое проявилось в заимствовании не только культурных достижений, но и политической модели (русские князья стремились быть похожими на византийских императоров).
5) Русь относилась к лагерю христианских цивилизованных стран, расширились связи с европейскими государствами.
Причины призвания Владимира Мономаха на княжение:
1) Владимир Мономах обладал репутацией достойного правителя, выступавшего за прекращение усобиц (например, на Любечском съезде князей), чем заслужил высокий авторитет среди киевлян, уставших от междоусобиц Рюриковичей.
2) Владимир Мономах был известен как удачливый и талантливый полководец, возглавивший поход русских князей против половцев на Шарукань. Это повышало его авторитет в глазах населения.
3) Киевляне были недовольны введенным Святополком Изяславичем соляным налогом и гнетом ростовщиков, устанавливавших высокие проценты, и ассоциировавшихся со Святополком. Поэтому киевляне предпочли поменять князя на Владимира Мономаха, который не был причастен к этим действиям.
Причины политической раздробленности:
1) С развитием экономики на Руси появилось множество самостоятельных экономических зон и центров, находившихся далеко от Киева. Эти экономические зоны в условиях слабости административной власти превращались в самостоятельные государства.
2) Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельного княжества. Повсеместно распространилось пахотное земледелие, боярские вотчины имели натуральный характер, связи с рынком были слабые и нерегулярные.
3) В конце XI – начале XII вв. происходило затухание прибыльной международной торговли по пути «из варяг в греки». Во-многом, причиной этому были кочевники (половцы), осевшие по направлению на юг и мешавших пройти торговцам. Между тем, путь из варяг в греки был основной торговой магистралью, скреплявшей Киевскую Русь с экономической точки зрения.
4) Одной из важнейших причин перехода к политической раздробленности стал экономический процесс, заключавшийся в раздаче князем вотчин – феодальных владений. Феодалы, закрепляя вотчину в своих руках и передавая ее по наследству, превращались фактически в самостоятельных правителей на своих территориях. Это вело к политической децентрализации и в перспективе – к раздробленности.