Файл: Разработка ис для фирмы проката автомобилей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3248

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ТГТУ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Разработка ИС для фирмы проката автомобилей.

Выполнила:

Студентка 4-го курса ЗФ

Специальности 080801 ПИЭ

Нужина Е.С.
Принял:

Котлинский С.В.
Ржев, 2011

Содержание
Введение

Цель курсового проектирования

Исследование функций и целей организации

Постановка задачи

Анализ возможностей методологии и инструментальных средств

проектирования заданной ИС

1. Создание модели ИС с AllFusionProcessModeler 4.1 (Bpwin 4.1)

1.1 Создание модели в стандарте IDEF0

1.2 Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами

1.2.1 Диаграммы потоков данных (DataFlowDiagramming)

1.2.2 Диаграммы методологии IDEF3 (WorkflowDiagramming)

2. Создание модели данных с помощью AllFusionErwinDataModeler 4.1

3. Связь с СУБД Access

4. Разработка экранных форм

Заключение


Список используемой литературы

Введение

С развитием информационных технологий компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных.

В современном обществе, которое функционирует в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.


Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

Цель курсового проектирования
Целью данного курсового проекта является разработка информационной системы “Прокат автомобилей”.

Исследование функций и целей организации



В данном курсовом проекте в качестве исследуемой организации рассматривается фирма по прокату автомобилей, которая предоставляет машины клиентам на определённый срок с целью получения прибыли за это.

Средства автоматизации предназначены для эффективной работы с информацией, а так же для контроля возврата автомобилей, ведения истории клиента, оформления заказов и выдачи счетов.

Постановка задачи



Разработать Автоматизированную систему учета в виде локальной базы данных, предназначенную для фирмы проката автомобилей, содержащую сведения об автопарке этой фирмы: марка автомобиля, его тип, стоимость, стоимость проката.

Информационная система автоматизирует регистрацию клиентов (фамилия, имя, отчество, место постоянного жительства, телефон) и выдачу автомобилей в прокат (машина, выбранная клиентом, клиент, дата оформления проката, дата возврата), ведет учет платежей за автомобили, ведёт историю о клиенте, облегчает резервирование автомобилей, начисляет штраф за несвоевременный возврат и порчу автомобиля.

Прототип ИС разработать средствами MS Access и MS SQL.

При разработке использовать результаты инфологического проектирования.

Анализ возможностей методологии и инструментальных средств проектирования заданной ИС



 При разработке ИС “Прокат автомобилей ” был использован системный структурный подход. Методология этого подхода заключается в разработке модели на основе представления о функциях ИС или на элементах (планах, данных, оборудовании и т.д.). Модели ИС (активностные модели) согласно методологии представляются в виде диаграмм, которые иерархически упорядочены. Активностная модель представляет собой совокупность активностей взаимосвязанных через объекты (элементы) системы.



Для проведения анализа и организации бизнес-процессов используется CASE-средство верхнего уровня BPWin.

1. Создание модели ИС с AllFusionProcessModeler 4.1 (Bpwin 4.1)



Для проведения анализа и реорганизации бизнес - процессов предназна­чено CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler (BPwin), поддерживающее  методологии:

        IDEF0  (функциональная  модель);

        DFD (DataFlow Diagram);

        IDEF3 (Workflow Diagram).

1.1 Создание модели в стандарте IDEF0



Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предпри­ятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписы­вает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.

Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Прокат автомобилей»:

Рис.1 Контекстная диаграмма IDEF0. Функционирование проката автомобилей

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это “Клиенты” и ”Плата за услуги”), выхода (основной результат процесса - “Оказанные услуги” и “Прибыль”), управления (“Законы РФ”) и механизмов (“Автомобили” – это ресурсы, необходимые для процесса функционирования нашей фирмы).

“Клиенты” – те, для кого прокат автомобилей работает. Они платят прокату автомобилей деньги в качестве платы за оказываемые услуги в виде предоставления машин. Получение прибыли – цель коммерческой деятельности. Значит, чтобы добиться этой цели прокат автомобилей должен оказать услуги клиентам.

“Законы РФ” – это правила, которыми управляется процесс функционирования проката автомобилей, как предприятие со своими внутренними правилами, и также обязанного “жить” согласно законодательству конкретной страны.
Model Name: АСУ Автопрокат

Definition: Модель описывает деятельность фирмы проката автомобилей, а именно: регистрацию клиентов, предоставление автомобиля и контроль своевременного возврата
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на под­системы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2).


Рис.2 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование проката автомобилей

Весь процесс “Функционирования проката автомобилей” разбивается на 3 подпроцесса:

1)     “Регистрация клиента” иллюстрирует заполнение базы данным по клиентам и обновления информации о них в процессе того, как они пользуются услугами нашей фирмы;

2)     “Прокат автомобиля” представляет собой процесс расчёта суммы к уплате за прокат автомобиля и за нарушение условий договора;

3)      “Контроль возврата” представляет собой процесс поддержания

своевременного обновления информационный базы по свободному автопарку нашей фирмы а так же создание истории клиентов (при хорошей истории возможны скидки, при плохой – вероятен отказ при следующем обращении).
После дальнейшего разбиения диаграммы получаем 3 диаграммы декомпозиции, описывающие каждая одну из работ, представленных на диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).
Общие стрелки, перешедшие с диаграммы верхнего уровня, опишем с помощью отчета:
Arrow Name: Автомобили

Arrow Definition: Автомобильный парк. Амортизация автомобилей включена в оплату услуг, то есть ежемесячные расходы, покрываемые из прибыли.

Arrow Status: WORKING
Arrow Name: Возврат автомобиля

Arrow Definition: Процесс регистрации на фирме факта возврата авотмобиля клиентом.

Arrow Status: WORKING
Arrow Name: Выдача автомобиля

Arrow Definition: Регистрация выдачи автомобиля клиенту.

Arrow Status: WORKING
Arrow Name: Законы РФ

Arrow Definition: Законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых нами услуг.

Arrow Status: WORKING
Arrow Name: Клиенты

Arrow Definition: Люди, создающие спрос на услуги фирмы.

Arrow Status: WORKING
Arrow Name: Оказанные услуги

Arrow Definition: Предоставление автомобиля клиенту.

Arrow Status: WORKING
Arrow Name: Плата за услуги

Arrow Definition: Часть прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых услуг, снова возвращается в систему. Это необходимо для поддержания высокого качества сервиса, для хозяйственных нужд и выплаты заработной платы персоналу. Сюда же относятся штрафы за опоздания при возврате автомобиля.

Arrow Status: WORKING
Arrow Name: Прибыль

Arrow Definition: Сумма всех выплат за услуги, оказанные клиентам. Часть этой суммы покроет расходы фирмы, часть - вернётся в фирму в виде вложений для поддержания уровня услуг, частичного обновления парка автомобилей. Оставшаяся прибыль - это чистый доход.

Arrow Status: WORKING

1.2 Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами



Если в процессе моделирования нужно осветить специфические стороны технологии предприятия, BPwin позволяет переключиться на любой ветви модели на нотацию IDEF3 или DFD и создать смешанную модель.

1.2.1 Диаграммы потоков данных (DataFlowDiagramming)


Диаграммы потоков данных (DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Нотация DFD включает такие понятия, как "внешняя ссылка" и "хранилище данных", что делает ее более удобной (по сравнению с IDEF0) для моделирования документооборота.

На рис. 3 представлена “Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Регистрация клиента.”, описывающая деятельность по регистрации клиента или проверки его истории. На диаграмме представлены:

1)           “Клиенты” и "Законы РФ"– это внешние ссылки, источник данных из вне модели.

2)           “Данные о клиентах” и ”Данные о автомобилях” – хранилища данных.

Эти данные хранятся на данный момент в бумажном эквиваленте. Наше приложение позволит все эти данные хранить в электронном виде и облегчит обновление данных о автомобилях, сданных клиентам и о самих клиентах.


Рис.3 Диаграмма декомпозиции DFD. Регистрация клиента и оформление заказа.
Опишем диаграмму, представленную на рис. 3, с помощью отчета, сгенерированного Bpwin:

Activity Name: Регистрация клиента

Activity Definition: Процесс введения информации в установленной форме о клиенте в нашу базу данных

Activity Status: WORKING

Activity Number: 1
Activity Name: Обработка заказа

Activity Definition: Функции оформления заказа на автомобиль с учётом свободных автомобилей и нарушений ранее взятых на себя обязательств клиентом

Activity Status: WORKING

Activity Number: 11
Activity Name: Обновление данных о автомобилях

Activity Definition: Обновление базы данных по свободному автопарку на данный момент

Activity Status: WORKING

Activity Number: 13
В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие взаимосвязи, стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные) дви­гаются от одной работы к другой. Например, “Заказ” в какой-либо форме (телеф. звонок или электрон. письмо на адрес фирмы), приходит от клиента и инициирует процедуру “Обработки заказа”. Запрашиваются “Данные о Автомобилях” из хранилища данных и "Данные о клиенте" и клиенту отказывают в предоставлении автомобиля  или:

     предоставляют автомобиль;

     после “оформления заказа” обновляются данные о автомобилях – заносит “Обновленные данные о автомобилях” в хранилище “Данных о автомобилях”.



Рис.  4 Диаграмма декомпозиции DFD. Контроль возврата.
Опишем диаграмму, представленную на рис. 4, с помощью отчета, сгенерированного Bpwin:

Report for Diagram: A1, Регистрация клиента

Activity Name: Контроль возврата

Activity Definition: Функция регистрации принятия транспортного средства у лица сдающего его

Activity Status: WORKING

Activity Number: 3

Activity Name: Оформление возврата

Activity Definition: Процедура принятие автомобиля от клиента

Activity Status: WORKING

Activity Number: 31

Activity Name: Обновление данных о клиентах

Activity Definition: Обновление истории клиента

Activity Status: WORKING

Activity Number: 33

Activity Name: Получение платы

Activity Definition: Получение денег от клиента на основании счёта

Activity Status: WORKING

Activity Number: 32
На рис. 4 представлена “Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Контроль возврата.”,  описывающая деятельность по оформлению возврата автомобиля и в случае необходимости – наложения штрафных санкций.

1.2.2 Диаграммы методологии IDEF3 (WorkflowDiagramming)


            Для описания логики взаимодействия информационных потоков более подходит workflow diagramming (Маклаков С.В. “Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite”). Диаграммы Workflow могут быть использованы в моделировании  бизнес-процессов для анализа завершенности процедур обработки информации.

На Диаграмме декомпозиции в нотации IDEF3. Прокат автомобиля. (на рис. 5) иллюстрируется ”Проверка срока”. Эту деятельность мы почти полностью автоматизируем в нашем клиентском приложении.

Как только счет запрошен, проверяется, не превышен ли срок.

Если срок превышен (Развилка ИЛИ) – формируется штраф и счет с учетом штрафа, иначе формируется только счет.

Работа “Проверка  срока“ иллюстрирует деятельность по формированию счетов в отделе бухгалтерии. Работу бухгалтерии мы не автоматизируем полностью в ходе курсового проектирования, но значительно облегчаем. Наше клиентское приложение в дальнейшем будет по требованию формировать суммарную задолженность клиента. Неавтоматизированным останется только сам процесс выписки чека.


Рис.5 Диаграмма декомпозиции IDEF3. Прокат автомобиля
Опишем диаграмму, представленную на рис. 5, с помощью отчета, сгенерированного BPwin:
Activity Name: Прокат автомобиля

Activity Definition: Процесс оформления проката

Activity Status: WORKING

Activity Number: 2
Activity Name: Запрос счета

Activity Definition: Формирование счёта на оплату за пользование автомобилем

Activity Status: WORKING

Activity Number: 1
Activity Name: Поверка срока

Activity Definition: Проверка срока возврата автомобиля

Activity Status: WORKING

Activity Number: 2
Activity Name: Начисление штрафа

Activity Definition: В случае опоздания при возврате автомобиля происходит начисление пени

Activity Status: WORKING

Activity Number: 3
Activity Name: Формирование счета

Activity Definition: Формирование окончательного счета клиенту за предоставленный автотранспорт

Activity Status: WORKING

Activity Number: 4
Диаграмма дерева узлов показывает иерархию работ в модели и позво­ляет рассмотреть всю модель целиком, но не показывает взаимосвязи между работами.

На рис. 6 представлено итоговое расположение работ в дереве узлов:

      диаграмма “Функционирование Автопроката” – 1-ый уровень дерева узлов (top level activity);

      диаграммы “Регистрация клиента”, “Прокат автомобиля” и “Контроль возврата” – 2-ой уровень дерева узлов;

      Остальные диаграммы – 3-ий уровень дерева узлов, последний уровень декомпозиции – необходимая в ходе нашего курсового проектирования степень подробности.






Рис.  6 Диаграмма дерева узлов


2. Создание модели данных с помощью

AllFusionErwinDataModeler 4.1


Информационная модель в нотации IDEF1X
Для представления информационной модели данных используется CASE-средство ERWin. С его помощью при проектировании модели ИС «Автопрокат» была создана физическо-логическая модель базы данных (рис. 7).



Рис.  7 Модель данных в нотации IDEF1X (физический уровень)

БД представлена в виде сущностей, их атрибутов и связей между ними. Каждая сущность представляет множество подобных объектов, называемых экземплярами. Каждый экземпляр индивидуален и должен отличаться от всех остальных. Атрибут выражает определенное свойство объекта. С точки зрения физической модели БД сущности соответствует таблица (например, “Резервирование”, “Постоялец”, “Телефонные переговоры”), экземпляру сущности – строка в таблице, а атрибуту – колонка таблицы (например, строка “Код резерва” в таблице “Резервирование”). В результате проектирования было выделено шесть сущностей.

Связь на диаграмме отображает логическую зависимость одной сущности от другой. В IDEF1X различают зависимые и независимые сущности. Тип сущности определяется ее связью с другими сущностями. Идентифицирующая связь устанавливается между независимой (родительский конец связи) и зависимой (дочерний конец связи) сущностями. Экземпляр зависимой сущности определяется только через отношение к родительской сущности. Зависимая сущность изображается на диаграмме прямоугольником со скругленными углами.

На нашей диаграмме зависимыми сущностями являются: “Код клиента” и “Код автомобиля”. Родительскими для них являются сущности “Клиенты” и “Автомобили” соответственно.

При установлении неидентифицирующей связи дочерняя сущность остается независимой, а атрибуты первичного ключа родительской сущности мигрируют в состав неключевых компонентов родительской сущности. Неидентифицирующая связь служит для связывания независимых сущностей.

Для того, чтобы однозначно идентифицировать экземпляр сущности используется первичный ключ (атрибут или группа атрибутов). Атрибуты первичного ключа на диаграмме не требуют специального обозначения - это те атрибуты, которые находятся в списке атрибутов выше горизонтальной линии.

При установлении идентифицирующей связи атрибуты первичного ключа родительской сущности автоматически переносятся в состав первичного ключа дочерней сущности. Эта операция дополнения атрибутов дочерней сущности при создании связи называется миграцией атрибутов. В дочерней сущности новые атрибуты помечаются как внешний ключ - (FK).

3. Связь с СУБД Access



Далее средствами ERwin была проведена генерация файла базы данных программы Microsoft Access. В окне выбора баз данных выбираем СУБД Access. Затем производим подключение через меню Файл/Подключение.  (рис. 8)

В открывшемся окне  необходимо прописать имя сервера, имя пользователя, пароль, а также название базы данных, с которой необходимо установить связь. После подключения созданная база данных станет доступна в СУБД Access.


Рис. 8 Осуществление доступа к выбранной СУБД 

Далее проводим генерацию схемы доступа в выбранную базу данных(рис. 9):



Рис.  9 Генерация базы данных

 

После нажатия кнопки Generate генерируется база данных в выбранной СУБД.

4. Разработка экранных форм



Access позволяет создать удобный и понятный интерфейс пользователя для работы с данными при помощи форм. Формы используются в приложении для ввода и отображения данных. Формы содержат так называемые элементы управления, с помощью которых осуществляется доступ к данным в таблицах.

При создании форм приложения мы использовали инструмент Конструктор, а для быстрого создания запросом пользуемся мастером запросов.

Для более удобного доступа ко всем формам и запросам, выполняемым ИС была разработана главная форма (рис. 10):



Рис.  10 Форма



Рис.11 База автомобилей


Рис.12 База Клиентов


Рис.13 Заключение сделки о предоставление машины в прокат клиенту


Рис.14 Запрос на выборку данных по номеру сделки


Рис.15 Печатная форма документа о выдаче машины

Заключение



В результате курсового проекта была спроектирована и реализована автоматизированная информационная система «Гостиница».

Данная система удовлетворяет всем требованиям, предъявленным в задании, и реализует большинство необходимых сотрудникам гостиницы функций.
         В результате выполнения курсовой работы был сделан вывод, что сегодня
внедрение информационных систем может способствовать:
•        получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.
•        освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
•        обеспечению достоверности информации;
• замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;
• уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.

Список используемой литературы.



1.     Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 2002. – 224с.

2.     Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE – средства разработки информационных систем. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 1992. – 256с.

3.     Сайт case-web «Информационные системы».

4.     Кириллов В.В. Структурированный язык запросов (SQL). – СПб.: ИТМО, 1994. – 80 с.

5. Цикритизис Д., Лоховски Ф. Модели данных. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 344 с.