Файл: Контрольная работа по дисциплине Менеджмент Выполнил студент группы ид4119, Вася Пупкин К.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»
Выполнил студент группы ИД-41-19, Вася Пупкин К.
Теоретические вопросы.
Задание 1. Менеджмент: наука и искусство.
Менеджмент как наука – в таком виде менеджмент начал развиваться в конце 19 века, постепенно выделяясь в самостоятельную область знаний, в науку. Научную основу менеджмента составляют накопленные знания об управлении, изучение связей между причиной и следствием, обобщение этих знаний в виде теорий, концепций, принципов и способов форм управления.
Одним из первых, кто выделил из общего производственного процесса управление как отдельный вид деятельности, является Фредерик Уинслоу Тейлор, а его работу «Управление фабрикой и принципы менеджмента» принято считать одной из первых по научному управлению. Он сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению – это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Наука «Менеджмент» направлена на объяснение управленческого труда, установление связей между причинами и следствиями, выявление факторов и условий, при которых совместные усилия людей становятся более полезными и эффективными, основной задачей становится структурирование и документирование этой информации. Но наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Прежде, чем принять то или иное решение, менеджер систематически наблюдает, классифицирует, изучает факты, относящиеся к проблеме, которую необходимо решить, однако в практической деятельности, управляющие находятся в постоянном
контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом
случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном
опыте и интуиции, что делает менеджмент не только наукой, но и искусством.
Искусство менеджмента включает в себя умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в умении убеждать, искусно излагать информацию, аргументируя её
примерами и фактами, в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения поставленных целей. Ситуационный подход выявляет способности менеджера правильно интерпретировать
конкретную ситуацию и выделять факторы, которые являются наиболее значимыми для достижения большего эффекта.
Подобно искусству, менеджмент со своими теориями и концепциями обнажает суть изменений, происходящих в жизни общества и экономического развития.
Итак, менеджмент – это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, научная и образовательная дисциплина. Однако для эффективного управления необходимо знать и его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть искусством управления, а не только наукой управления. В таком случае «Менеджмент» это в равной степени и наука, и искусство.
Задание 2. Цикл менеджмента.
Цикл менеджмента – это совокупность процессов, которые он выполняет в течение определенного времени. Управление рассматривается как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями. Циклом менеджмента его называют потому, что эта последовательность управленческих действий характеризуется непрерывностью. Она имеет начало, затем должна повторяться с определённым периодом (неделя, месяц, квартал, год).
Функции управления подразделяются на: общие – присущие всем системам управления; частные и специальные – отражают специфику организации.
Применительно к менеджменту выделяют следующие общие (ключевые) функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Каждая из четырёх функций управления является для организации жизненно важной, выполнение всех функций пронизано процессами принятия решения и процессами передачи информации (коммуникациями).
Начинать менеджеру свои управленческие функции нужно с планирования, даже для выполнения простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить. Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники должны быть подготовлены для её выполнения. Качество труда зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Чтобы определить точность выполнения планов, надо проконтролировать процесс труда. Таким образом, менеджер выполняет распределение задач и информации между каждой отдельной функцией являясь «Дирижёром» всего процесса.
Все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Планирование обеспечивает основу для других функций и считается главным, так как все остальные функции ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Задание 3. Делегирование полномочий и его роль в деятельности организации.
Делегирование — это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, с помощью которого руководство распределяет задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Во многих случаях это просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены.
Роль делегирования полномочий в деятельности организации заключается в распределении задач между ответственными лицами этой организации, для более эффективного их достижения. Это способствует более эффективному использованию ресурсов и способностей сотрудников организации, выделению большего количества времени определенным специалистам, как следствие это приводит к более качественному выполнению поставленных перед ними задач. Делегирование так же способствует распределению и разделению ответственности внутри организации.
Здание 4. Управленческие решения и их виды.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленный на достижение целей организации. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие на объект управления.
Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них – обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации, является его согласованность с теми решениями что принимались ранее как по вертикали, так и по горизонтали управления.
Сочетая в себе различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую, что в конечном итоге, приводит к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено, без которого организация как система функционировать не может.
Разные виды управленческих решений обладают разными свойствами,
им соответствуют разные способы организации процедур их принятия,
методы разработки, затраты времени и других ресурсов на принятие и
реализацию. Так характер решаемых задач определяет область (области) поиска
решений и требования к привлекаемым экспертам.
Существует определенная классификация управленческих решений, которая определяет признаки, при которых используются те или иные виды решений.
Данная классификация представлена в таблице 1 и показывает основные признаки и виды управленческих решений.
Классификация управленческих решений | |
Признаки | Виды решений |
Характер решаемых задач | Научно-технические, технологические, экономические, организационные, социальные |
Уровень принятия решения | На уровне организации в целом, подразделения организации, отдельных работников |
Количество целей | Количество целей |
Субъект, принимающий решение | Индивидуальные, коллективные |
Время действия | Стратегические, тактические, оперативные (текущие) |
Цикличность | Разовые, повторяющиеся |
Степень формализации | Запрограммированные, незапрограммированные |
Способ обоснования | Интуитивные, основанные на рассуждении, рациональные |
Степень сложности | Простые, сложные, уникальные |
Условия, в которых принимаются решения | Принимаемые в условиях определенности, вероятностной определенности (риска), неопределенности |
Направленность воздействия | Направленные внутрь управляемого объекта, за пределы управляемого объекта |
Таблица 1
Здание 5. Власть и влияние. Баланс власти в организации.
Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации. Успешный руководитель будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи своим сотрудникам в средствах их достижения. Такое поведение руководителя можно охарактеризовать как Лидерство.
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют формальное и неформально лидерство:
Формальное лидерство – влияние на подчиненных оказывается с позиции занимаемой должности.
Неформальное лидерство – процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы.
Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение и отношение другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до угроз.
Чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от руководителя и заставляет его действовать так, как он того желает. Это «что-то» — основные потребности исполнителя. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается это влияние. Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои возможности, проявить волю и использовать власть.