Файл: 1. Задачи и основные направления методической работы по формированию математических представлений у детей в доу и семье.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Задачи и основные направления методической работы по формированию математических представлений у детей в ДОУ и семье;
Задачи методической работы
Основными задачами методического руководства работой по формированию элементарных математических представлений являются:
- организация работы по повышению профессиональной квалификации воспитателей;
- оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
- организация контроля за работой воспитателей по выполнению «Программы воспитания и обучения в детском саду» и усвоением детьми предусмотренных программой знаний, умений и навыков;
- изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.
Организация методической работы с воспитателями.
Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий.
1. Плановость. Содержание методической работы вытекает из конкретных задач дошкольного учреждения и предусматривается в годовом и месячных планах. В комплексе всех мероприятий методическое руководство работой по формированию элементарных математических представлений будет составлять какую-то определенную часть. Ее объем зависит от уровня квалификации педагогических кадров и состояния работы по данному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду», от умения руководителя понимать перспективу дальнейшего совершенствования работы по обучению детей математике и подготовке их к школе.
Вместе с тем плановость предполагает возможность комплексного решения задач повышения методического уровня педагогов с целью улучшения качества воспитательно-образовательной работы в целом.
2. Целенаправленность. Цели и задачи методического руководства должны быть неразрывно связаны с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса. Постановка цели — первоначальный и важнейший этап осуществления любого мероприятия. Известно, что одни и те же формы методической работы могут проводиться с разной целью. Цель определяет содержание работы, предусматривает конечный результат. Руководству дошкольного учреждения необходимо не только ставить перед коллективом конкретные цели, но и выступать в роли организатора, направляя действия сотрудников, объединяя индивидуальные усилия всех работников на решение поставленных задач.
3. Систематичность. Методическое руководство будет по-настоящему эффективным, если намеченные в плане мероприятия будут составлять единую, связанную с общей целью систему воздействия на коллектив воспитателей.
4. Дифференцированный подход. Мастерство педагога, его отношение к делу, конкретные успехи или недостатки в работе составляют основные показатели, которые помогают руководителю определять конкретные цели и выбирать наиболее рациональные формы и приемы методической помощи воспитателю.
5. Проверка исполнения. Эффективность конкретных видов и форм методической работы должна проявляться в деятельности каждого педагога и как конечный результат в знаниях и умениях детей. Необходимо систематически проверять, как воспитатели реализуют в своей работе рекомендации руководителя. Контроль и проверка исполнения способствуют оперативному устранению имеющихся и возникающих недостатков и порождающих их причин.
6. Координированное. Согласованность в работе заведующего, старшего воспитателя и общественных организаций особенно необходима в организации контроля за учебно-воспитательным процессом. Обеспечение координационных действий в работе определяется правильным планированием.
7. Непрерывность повышения квалификации. Непрерывное повышение квалификации и переподготовки руководства дошкольного учреждения и воспитателей происходит путем самообразования и участия в разных формах методической работы в масштабах района, города; в рамках факультетов повышения квалификации и др.
Формы методической работы в дошкольном учреждении
Реализация задач методического руководства осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы с кадрами. К коллективным формам относят .педагогические совещания.
На рассмотрение можно выносить следующие вопросы: отчеты воспитателей о выполнении «Программы воспитания и обучения в детском саду», обмен опытом работы по какой-либо конкретной теме, оценка результатов сравнительной или тематической проверки, внедрение в практику новейших достижений науки и передового педагогического опыта, выполнение инструктивно-нормативных документов и др. Конкретная тематика обсуждаемых на педсоветах вопросов зависит от состояния работы в данном дошкольном учреждении и предусмотренных годовым планом задач ее совершенствования.
Приведем примеры таких тем:
1. Активизация мыслительной деятельности детей на занятиях по математике (обмен опытом работы);
2. Использование игровых приемов и занимательных упражнений при формировании элементарных математических представлений (обмен опытом работы);
3. Индивидуальные особенности усвоения математических знаний детьми (по материалам сравнительной проверки);
4. Индивидуальный подход к детям на занятиях по формированию элементарных математических представлений (обмен опытом работы);
5. Состояние готовности детей к изучению математики в школе (по материалам тематической проверки).
Семинары. Это групповые занятия педагогов, проводимые с целью глубокого и всестороннего изучения той или иной проблемы. Тематика семинаров определяется потребностью педагогов в повышении теоретического уровня по какому-либо конкретному вопросу. Проведение семинаров особенно необходимо в коллективах, состоящих из преобладающего большинства начинающих педагогов, а также в случаях серьезных затруднений воспитателей в реализации какой-либо конкретной программной задачи.
На семинаре должны рассматриваться как общетеоретические, так и практические вопросы. Целесообразно проводить и анализ работы воспитателей.
Так, например, семинар на тему «Индивидуальный подход к детям на занятиях по математике» можно провести по следующему плану:
1) проблема индивидуального подхода в дошкольной педагогике;
2) возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста;
3) индивидуальные особенности усвоения дошкольниками математических знаний;
4) задачи индивидуальной работы с детьми на занятиях по математике;
5) приемы индивидуального подхода к детям при обучении их математике;
6) планирование индивидуальной работы на занятиях по математике;
7) практические занятия:
а) анализ планов занятий за 3 месяца с целью определения системы в реализации конкретных задач индивидуальной работы;
б) наблюдение и анализ 2-3 занятий с целью установления разнообразия приемов индивидуальной работы с детьми.
Семинары практикумы. Цель их - научить воспитателей определенным практическим умениям. В совершенствовании практических умений и навыков педагогов эта форма работы наиболее эффективна, так как здесь рассматриваются важнейшие вопросы конкретной работы с детьми: разработка системы занятий по осуществлению определенной программной задачи; отбор системы дидактических игр, изготовление их, разработка вариантов и правил; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приемов и методов работы по реализации конкретных программных задач (обучение измерительной деятельности, обучение решению задач, обучение порядковому счету и т. п.).
Как семинары, так и семинары-практикумы проводятся в течение определенного периода или на протяжении всего учебного года. Вопрос о том, как часто их проводить, решает руководство дошкольного учреждения в соответствии с содержанием и планом семинаров.
На последнем занятии нужно подвести итог, отметить результаты работы каждого участника семинара, наметить задачи на будущее.
Коллективные просмотры занятий. Такой вид работы организуется с целью изучения наиболее эффективных приемов и методов работы лучших педагогов. Открытые занятия должны проводить опытные воспитатели, хорошо владеющие методикой воспитания и обучения детей. Они проводятся один раз в квартал. Воспитатели могут принимать в них участие только в свое нерабочее время. В коллективном просмотре участие всех воспитателей не обязательно. В зависимости от цели просмотра руководство определяет его участников. Тематика и содержание открытых занятий определяются вопросами, выносимыми на обсуждение:
- изучение состояния работы дошкольных учреждений по разделу программы «Развитие элементарных математических представлений»;
- повышение квалификации педагогических кадров;
- организация работы по внедрению передового опыта (его поиск, обобщение, распространение);
- оказание конкретной методической помощи воспитателям в повышении качества работы по данному разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду».
2. Формы работы по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.
Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей:
• доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;
• выставки наглядных пособий с описанием их использования;
• выставки детских работ и фотографий;
• открытые занятия по математике;
• групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;
• информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;
• и др.
Содержание информационных стендов для родителей:
• возрастные особенности детей;
• что должен уже знать и уметь ребенок в области математики;
• чему ребенок учится сейчас на занятиях по математике;
• основные методы и приемы математического развития детей данного возраста;
• от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;
• возможности применения имеющихся знаний и умений в быту;
• описание математических игр в семейном кругу;
• список рекомендуемой литературы по математическому развитию детей;
• и др.
С семьями необходимо проводить как общую, так и индивидуальную работу. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.
Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей - беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из сада, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к советам и предложениям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а лучше наглядными. Можно показать тетрадь по математике, изделие ребенка, выполненную им работу и т. п.
В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по математическому развитию детей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эффективнее формировать у ребенка представления 6 количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математическое мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математическом развитии вне детского сада.
Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования математических представлений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.