Файл: 1. Задачи и основные направления методической работы по формированию математических представлений у детей в доу и семье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Повышению педагогической культуры родителей способст­вуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-ни­будь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка де­тей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообще­ния по вопросам: «Какие математические умения можно форми­ровать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.

3. Диагностическая работа по обследованию и развитию математических представлений у дошкольников

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью их общего развития и подготовки к школе. К математическим относятся представления о свойствах предметов (множестве, числе, величине, форме), о времени и пространстве и об отношениях (выстраивание последовательности ряда предметов по разным признакам, установление зависимостей между числами, целым и его частью, определение пространственных и временных отношений).

Математические представления помогают ребенку более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выделять форму и размеры предметов, ориентироваться в пространстве и во времени необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, бытовой) и являются немаловажным фактором социальной адаптации и подготовки к обучению в школе.

Занятия математикой в дошкольном возрасте способствуют:

– формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действия по образцу, выполнение заданий по словесной инструкции);

– сенсорному развитию (развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать предметы по определенному качественному или количественному признаку, рисовать, измерять, последовательно выполнять действия с целью достижения результата и др.);

– познавательному развитию (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, рассуждать, систематизировать накопленные знания, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости и др.);


– развитию речи (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные, временные и пространственные отношения, действия с множествами и др., задавать вопросы, доказывать правильность суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи).

Таким образом, математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, формирования наглядных форм мышления и овладения речью.

На всех этапах развития и воспитания дошкольников проводится диагностика уровня сформированности математических представлений. И сама диагностика, и подведение ее результатов сравниваются с некоторой нормой того, что ребенок должен знать и уметь в том или ином возрасте.

Дети отличаются и по уровню своего развития, и по врожденной предрасположенности к усвоению того или иного вида материала. Известно, что у детей легко формируются геометрические представления, хуже идет работа с величинами, может западать ориентировка в пространстве. Часто можно услышать, как даже взрослые люди говорят о своем пространственном кретинизме, объясняя свои затруднения в ориентировке на местности.

Воспитателям необходимо знать не столько возрастные нормы, сколько последовательность и этапы формирования представлений о числе, величине, форме предметов, пространстве и времени. Уметь диагностировать эти этапы и определять зону ближайшего развития ребенка по содержательным линиям. Разрабатывая занятие по математике, воспитатель должен учитывать представления детей по каждой программной задаче и включать в занятие те дидактические игры, которые им посильны в данный момент. Воспитатели же в большинстве случаев стараются жестко придерживаться программы и последовательно вести занятия, предложенные в ней независимо от особенностей детей группы. Это называется выполнять программу.

Дошкольные учреждения проверяют усвоение того материала, которому обучали по принятой программе в соответствии с возрастной группой. Но ребенка развивают и родители, и домашняя среда, и дополнительные образовательные учреждения. При диагностике часто оказывается, что ребенок неравномерно осведомлен по разным вопросам. Он может считать в пределах сотни, но не ориентироваться во времени или в пространстве, не знать некоторых геометрических фигур. Подготовка ребенка к школе не всегда идет систематически, не все дети ходят в дошкольные учреждения постоянно, не со всеми детьми занимаются родители и т.д.



В ходе диагностики для воспитателя важны следующие моменты.

1.Выбор картинки. Дети будут по разному выбирать картинку. Один ребенок посмотрит все картинки и выберет наиболее интересную, которую хочет обсудить с воспитателем. Другой – просматривая каждую картинку, рассказывает, что на ней изображено. Третий – мечется от картинки к картинке и не может остановить свой выбор. Четвертый – пассивен и воспитатель сам предлагает ему картинки.

Следовательно, важен сам процесс выбора картинки, так как ситуация выбора проявляет самостоятельность ребенка или зависимость его от взрослого, проявление познавательной активности или пассивности, какой уровень проверки знаний задает сам ребенок.

2.Умение ребенка строить диалог с воспитателем. Понимает ли дошкольник инструкцию воспитателя? Умеет ли выполнять инструкцию? Умеет ли задавать вопросы? Умеет ли четко и правильно отвечать на вопросы?

3.Желание ребенка общаться с воспитателем в ходе решения познавательной задачи. Возможны следующие ситуации.

-Ребенку нравится общение с воспитателем и он готов продолжать общение, хотя диагностика завершена. Воспитатель говорит, что занятие закончено, ребенок расстроен и не хочет уходить.

-Ребенок быстро просматривает картинки, отвечает на вопросы и хочет побыстрее закончить диагностику и заняться чем-то более для него интересным. Может расстроиться, что затягивается диагностика и воспитатель продолжает задавать вопросы и предлагать другие картинки.

-Ребенок равнодушен к общению, инициативы не проявляет, на вопросы воспитателя либо отвечает либо нет.

4.Рассказ ребенка по картинке. Что ребенок самостоятельно выделяет на выбранной картинке, о чем рассказывает? Как строит предложения? Каков словарный запас ребенка? Какова последовательность составления рассказа по картинке?

5.Математические представления ребенка о свойствах предметах и их отношениях .

Воспитатель в ходе диагностики получает много информации о ребенке: о манере общения со взрослым, о познавательном развитии, о познавательной активности, о развитии речи и о математических представлениях. Все показатели воспитатель фиксирует для себя, выделяя направления коррекционной работы с ребенком, в таблицу же заносятся только результаты диагностики математических представлений детей. В таблице указывается возраст ребенка и знание разных разделов программы, при этом места на каждого ребенка выделяется столько места в строках таблицы, сколько потребуют записи.


Главное, чтобы воспитатели поняли, что проводимая диагностика нужна им для работы, а не для отчета. Так как по результатам станет понятно, какие занятия нужно провести индивидуально с каждым ребенком и по каким разделам программы, чтобы подготовить его к участию в коллективных или групповых занятиях. При разработке занятия будет понятно, какие игры включить в занятие, а от каких отказаться в зависимости от их доступности для детей конкретной группы.

Сводные таблицы по группе, а затем по детскому саду, по городу, по региону покажут уровень математического развития дошкольников по возрастам. Полученные результаты обследования детей дадут возможность сравнить их с понятием нормы в разных программах. А также будет видно, какие разделы программы усваиваются лучше, а какие хуже и в каком возрасте. С какими проблемами встретятся те, кто готовит детей к школе? С какими трудностями встретятся учителя начальных классов? Ведь за последние 15 лет произошли большие изменения в уровне подготовки детей к школе. Если раньше около 90% – 95% детей посещали постоянно дошкольные учреждения и систематически готовились к школе, то в последнее время отмечается, что их посещают около 50% по стране и около 35% по отдельным регионам России. Сегодня учителя начальных классов работают в условиях большого разрыва между уровнями подготовки детей, прошедших дошкольную подготовку по усиленным программам развития и воспитания и детей, с которыми не занимались. Настало время, когда учителям начальных классов приходится осваивать дошкольную методику формирования элементарных математических представлений детей, чтобы провести коррекционную работу и создать стартовую площадку для успешного усвоения программы начальной ступени образования.

Таким образом, диагностическая работа по определению уровня сформированности математических представлений у дошкольников нужна не только дошкольным работникам, но и учителям начальных классов.