Файл: УчебникЛитература 9 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебник«Литература: 9 класс» под ред. В.Я.Коровина

Образ Чичикова в романе Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Тип текста: сплошной.

Тематическая область: взаимодействия людей в обществе.

Цель чтения: личная.
На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи. Там, между прочим, он познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты». С полицеймейстером и прокурором Ноздрев тоже был на «ты» и обращался по-дружески; но, когда сели играть в большую игру, полицеймейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривали его взятки и следили почти за всякою картою, с которой он ходил. На другой день Чичиков провел вечер у председателя палаты, который принимал гостей своих в халате, несколько замасленном, и в том числе двух каких-то дам. Потом был на вечере у вице губернатора, на большом обеде у откупщика, на небольшом обеде у прокурора, который, впрочем, стоил большого; на закуске после обедни, данной городским главою, которая тоже стоила обеда. Словом, ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы заснуть. Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель
палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, приехавши довольно поздно из города и уже совершенно раздевшись и легши на кровать возле худощавой жены своей, сказал ей: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!» На что супруга отвечала: «Гм!»- и толкнула его ногою.

Такое мнение, весьма лестное для гостя, составилось о нем в городе, и оно держалось до тех пор, покамест одно странное свойство гостя и предприятие, или, как говорят в провинциях, пассаж, о котором читатель скоро узнает, не привело в совершенное недоумение почти всего города.

Задания

1 задание. Вставьте вместо точек слово: Словом, ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы …

А. умыться

Б. отдохнуть

В .заснуть

Г. выспаться

Д. переодеться

Е. перекусить
2 задание. Кто отозвался о Чичикове таким образом: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»?

А . Ноздрёв

B. Полицмейсер

C. Председатель палаты

D.Прокурор

E. Собакевич
3 задание:

Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста.

А. Играли в вист до двух часов ночи.

Б. Чичиков показал себя опытным светским человеком.

В. Чичиков всегда говорил громко и уверенно

Г. Все чиновники были довольны приездом нового лица.

4 задание

Как отозвались о Чичикове (ответ занесите в табличку)

Губернатор




Прокурор




Председатель палаты




Полицмейстер




Каково ваше мнение о личности Чичикова в данном отрывке?
5 задание

Какова идея автора произведения в данном отрывке из произведения?



A. Показать истинное лицо главного героя.

B. Показать сложные взаимоотношения главного героя с чиновниками города.

C. Познакомить читателя с действиями главного героя в городе N.

D. Показать гостеприимство чиновников.
6 задание.

«…шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком»

С какой целью автор так подробно описывает знания героя?
7 задание.

Используйте текст предыдущего задания. Какое выразительное средство использует автор в отрывке.

А. Сравнение.

Б. Фразеологизм.

В. Гиперболу.

Г. Метафору.
8 задание.

Как автор показывает, почему Чичиков произвел на всех хорошее впечатление. Выпишите предложения из текста.

9 задание.

Можно ли в данном отрывке определить идею автора. Если можно, то в чем, по-вашему мнению, она заключается
Критерии оценивания работы

1 задание. Вставьте вместо точек слово: Словом, ни одного часа не приходилось ему оставаться дома, и в гостиницу приезжал он с тем только, чтобы …

А. умыться

Б. отдохнуть

В .заснуть

Г. выспаться

Д. переодеться

Е. перекусить

Умение:выявление информации

Уровень:1

Ответ 1 балл – ответ В.

0 баллов – выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует.

2 задание. Кто отозвался о Чичикове таким образом: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»?

А . Ноздрёв

B. Полицмейсер

C. Председатель палаты

D .Прокурор

E. Собакевич

Умение: выявление информации

Уровень:1

Ответ 1 балл – ответ Е.

0 баллов – выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует.

3 задание:

Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста.

А. Играли в вист до двух часов ночи.


Б. Чичиков показал себя опытным светским человеком.

В. Чичиков всегда говорил громко и уверенно

Г. Все чиновники были довольны приездом нового лица.

Умение: выявление информации

Уровень:1

Ответ 1 балл – ответ В.

0 баллов – выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует.

4 задание

Как отозвались о Чичикове (ответ занесите в табличку)

Губернатор




Прокурор




Председатель палаты




Полицмейстер




Каково ваше мнение о личности Чичикова в данном отрывке?

Умение: выявление информации, рефлексия и оценка

Уровень:2

Ответ. Ребята пишут ответ, высказывая свое мнение.

5 задание

Какова идея автора произведения в данном отрывке из произведения?

A. Показать истинное лицо главного героя.

B. Показать сложные взаимоотношения главного героя с чиновниками города.

C. Познакомить читателя с действиями главного героя в городе N.

D. Показать гостеприимство чиновников.

Умение: рефлексия и оценка

Уровень:2

Ответ 1 балл – ответ В.

0 баллов – выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует.

6 задание.

«…шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, - он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком»

С какой целью автор так подробно описывает знания героя?

Умение: рефлексия

Уровень:2

Ответ: пишут ответ на вопрос.

7 задание.

Используйте текст предыдущего задания. Какое выразительное средство использует автор в отрывке.

А. Сравнение.

Б. Фразеологизм.

В. Гиперболу.

Г. Метафору.

Умение: интерпретация.

Уровень:3

Ответ 1 балл – ответ Б.

0 баллов – выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует.


8 задание.

Как автор показывает, почему Чичиков произвел на всех хорошее впечатление. Выпишите предложения из текста.

Умение: интерпретация.

Уровень:3

Ответ 1 балл – Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.
0 баллов – выбран любой другой ответ, или вместе с верным выбран и неверный ответ. Ответ отсутствует

9 задание.

Можно ли в данном отрывке определить идею автора. Если можно, то в чем, по-вашему мнению, она заключается

Умение: анализ.

Уровень:3

Ответ: пишут ответ на вопрос.
1.2 и 3 задания –выявление информации. Обучающиеся должны внимательно прочитать текст, только тогда они смогут ответить на вопросы.

4 задание соединяет в себе выявление информации и оценку. Сначала ребята заносят информацию в нужный столбик, а потом дают ответ на вопрос, что требует от них умения проанализировать и оценить событие.

5 и 6 задание – рефлексия (самоанализ деятельности и ее результат) Ученики должны высказать свою точку зрения, подкрепив ее аргументами из текста.

7и 8 задание- интерпретация. Здесь нужно вспомнить средства выразительности. Суметь дать ответ, выписав предложение из текста.

9 задание- самое сложное. Оно включает анализ данного отрывка. Обучающиеся отвечают на вопрос в форме мини-сочинения. Это требует от них понимание текста, его анализ и оценку.


Тип текста: Тип текста: составной (научный текст, рисунок, текст-описание)

Тематическая область: чтение для получения образования

Цель чтения: личная.
Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками…

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего пушистый иней. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег.