Файл: Философия, её предмет, структура, функции. Специфика философского мировоззрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философия, её предмет, структура, функции. Специфика философского мировоззрения.
Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo — любовь иsophia — мудрость, т.е. философия — это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427—347 гг. до н. э.). Философы — это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания — это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология– учение о мире в целом. Гносеология– познание мира. Философская антропология – философское учение о человеке. Социология– рассмотрение и изучение жизни общества. Этика– учение о морали, и т.д.
Структура философии: Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности. Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания. Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни». Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться? Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.
Гносеология и этика И. Канта, система объективного идеализма и диалектический метод Г. Гегеля как вершины западноевропейской классической философии
Немецкая классическая философия (2-я половина XVIII – 1-я половина XIX веков) является периодом, завершающим классическую философскую традицию, которая начинается с досократиков и заканчивается на творчестве Фейербаха и Маркса.
Первым представителем данной традиции является Эммануил Кант, идеи которого оказали значительное влияние на теорию познания и этики. В теории познания Кант обосновывал идеи активности человеческого сознания. Основной идеей гносеологии канта является утверждение активной роли познающего субъекта в процессе познания: то есть наше сознание непассивно отражает (копирует) внешний мир, но само участвует в его формировании в качестве объекте познания. Сознание трансформирует данные органов чувств при помощи априорных форм, т.е. идеальных (нематериальные) структур (априорные формы такие, как пространство, время, основные категории разума, при помощи которых сознание структурирует и упорядочивает поток чувственных восприятий, создавая наблюдаемый нами мир).
Таким образом, мы воспринимаем и познаем мир не таким, как он есть сам по себе, а в видоизмененной нашим сознанием формой. Кант стоит на позициях агностицизма, утверждая, что объективный мир не доступен нашему познанию; мы познаем мир лишь в рамках способностей и возможностей нашего (человеческого) сознания. Кант отрицал возможность познания мира самого по себе, утверждая, что наше познание реальности осуществляется лишь в рамках способностей и структур нашего сознания.
Кант сформулировал универсальный, по его мнению, нравственный закон – «категорический императив».
Кант приводит 2 основные формулировки категорического императива:
«поступай так, чтобы максима твоей воли, то есть личный мотив поступка, могла служить одновременно основой всеобщего законодательства» (относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе).
в своих действиях относись к человеку и человечеству в целом, как к цели, но не как к средству.
Идеи Канта оказали значительное влияние на философскую методологию познания, этики, а также на теорию государства и права.
Философские системы Георга Гегеля и Иосифа Шеллинга
Гегель и Шеллинг являются последними крупными представителями объективного идеализма западноевропейской философии. С их точки зрения, в основе возникновения и развития всего существующего лежит деятельность мирового разума. Мировой разум, создавая многообразие реальности, реализует собственное внутреннее содержание, т.е. природные и общественные процессы представляют собой выражение содержания мирового разума. Развитие человеческой культуры (науки, искусства) представляет собою процесс самопознания мирового разума. Через сознание человека абсолютный разум постигает собственное содержание, реализованное в мире.
Различие между идеями Гегеля и Шеллинга заключается в их подходе к познанию мира.
Гегель считал, что вершиной мировоззрения является философия, лишь она дает истинное и фундаментальное знание о мире, т.к., с одной стороны, философия основывается на разуме, а с другой – способна помыслить различные мировые явления из некоторого единого основания. Остальные науки, по мнению Гегеля, менее совершенны по сравнению с философией, т.к. они разделяют мир на множество автономных сфер исследования, т.е. мир предстает не в виду единой научной системы (как в философии), но в виду множества оторванных друг от друга теорий и гипотез.
Шеллинг считал, что основанные на разуме сферы культуры (наука, философия) принципиально неспособны дать фундаментальные знания о мире, т.к. понятие и структура нашего мышления улавливает в реальности лишь постоянные статичные законы и элементы. Разум не может адекватно выразить динамичную становящуюся природу реальности, это может сделать лишь искусство, т.к. оно опирается на интуитивное переживание мира. Лишь искусство способно выразить ту творческую энергию мирового разума, которая лежит в основе многообразных мировых процессов.