ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2748
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Методические материалы
по дисциплине
Б1.Б.27 Фармакология
специальность 33.05.01 «Фармация» (уровень специалитета)
Пятигорск, 2018 г.
Методические материалы дисциплины «Фармакология», относящейся к базовой части учебного плана, составленного на основании ФГОС ВО по специальности 33.05.01 Фармация, квалификация выпускника «Провизор», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 1037.
Составители УМК: заведующий кафедрой, д.м.н ______________ А.В. Воронков
доцент, к.ф.н. _______________ С.А. Кулешова
доцент, к.ф.н. _______________ И.Н. Дьякова
старший преподаватель, к.ф.н.___________ Н.Г. Лавинский
УМК переработан, рассмотрен и одобрен на заседании кафедры фармакологии с курсом клинической фармакологии
Протокол № 1 от «30» августа 2018 года
УМК одобрен учебно-методической комиссией
Протокол № 6 от «31» августа 2018 года
Председатель УМК ____________ М.В. Черников
УМК утвержден на заседании Центральной методической комиссии
Протокол № 1 от «31» августа 2018 года
Председатель ЦМК _______________ А.В. Воронков
Содержание
| № стр. |
| 4 |
дисциплине Б1.Б.27 «Фармакология», специальность 33.05.01 «Фармация» (уровень специалитета). | 753 |
| 1401 |
| 1473 |
-
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по 1611
дисциплине Б1.Б.27 «Фармакология», специальность 33.05.01
«Фармация» (уровень специалитета).
ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра Фармакологии с курсом клинической фармакологии
Авторы:
Заведующий кафедрой, д.м.н ______________ А.В. Воронков
Доцент, к.ф.н. --_______________ С.А. Кулешова
Доцент, к.ф.н. _______________ И.Н. Дьякова
Старший преподаватель, к.ф.н.______________Н.Г. Лавинский
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
(рекомендации) для преподавателей
по дисциплине Б1.Б.27 «Фармакология»
специальность 33.05.01 «Фармация»
(уровень специалитета)
Пятигорск, 2018 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
лабораторных занятий по фармакологии
№ занятия | Тема лабораторного занятия |
1 | 2 |
1 | Введение в фармакологию. Правила выписывания рецептов. |
2 | Рецептура твердых лекарственных форм. |
3 | Рецептура жидких лекарственных форм. |
4 | Рецептура мягких лекарственных форм. |
5 | Контрольная работа по теме: «Правила выписывания рецептов» |
6 | Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование. |
7 | Фармакокинетика. Метаболизм. Выведение. |
8 | Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты ЛС. |
9 | Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС. |
10 | Итоговое занятие по разделу: «Общая фармакология» |
11 | Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию. |
12 | Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холино-миметики, антихолинэстеразные лекарственные ср-ва. |
13 | Холиноблокаторы. |
14 | Адреномиметики. Симпатомиметики. |
15 | Адреноблокаторы. Симпатолитики. |
16 | Итоговое занятие по теме: «Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему». |
17 | ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ |
18 | Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические лекарственные средства. |
19 | Нейролептики. Транквилизаторы. Седативные лекарственные средства. |
20 | Психостимуляторы. Аналептики. Антидепрессанты. |
21 | Ноотропы. Адаптогены. Биогенные стимуляторы. |
22 | Итоговое занятие по теме: «Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему». |
23 | Кардиотонические лекарственные средства. |
24 | Антиаритмические средства |
25 | Антиангинальные средства. |
26 | Лекарственные средства, влияющие на артериальное давление. Диуретики. |
27 | Антисклеротические лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на мозговое кровообращение. |
28 | Итоговое занятие по теме: «Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему». |
29 | Анальгетики и противовоспалительные средства. |
30 | Гормональные лекарственные средства полипептидной и аминокислотной структуры. Антигормональные лекарственные средства. |
31 | Гормональные лекарственные средства стероидной структуры. Анаболики. Контрацептивы. Лекарственные средства, регулирующие функции матки. |
32 | Лекарственные средства, влияющие на иммунитет. Противоаллергические лекарственные средства. |
33 | Лекарственные средства, влияющие на органы дыхания. |
34 | Итоговое занятие по теме: «Лекарственные средства, влияющие на обменные процессы. Лекарственные средства, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы». Зачет. |
35 | Лекарственные средства, влияющие на эритропоэз и лейкопоэз. |
36 | Плазмозамещающие лекарственные средства, солевые растворы и средства для парентерального питания. |
37 | Лекарственные средства, влияющие на свертываемость крови. |
38 | Итоговое занятие по теме: «Лекарственные средства, влияющие на систему крови» |
39 | Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. |
40 | Ферментные и антиферментные средства. Гепатотропные лекарственные средства. |
41 | Слабительные лекарственные средства. Антидиарейные средства. Лекарственные средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника. |
42 | Итоговое занятие по теме: «СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРЕНИЯ» |
43 | Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика антибиотиков. |
44 | β-Лактамные антибиотики. (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы). |
45 | Антибиотики группы амино-гликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина. |
46 | Противомикробные лекарственные средства группы хинолона, 5-нитрофурана и нитроксолина. |
47 | Сульфаниламиды. Антипротозойные лекарственные средства. |
48 | Противотуберкулезные, противовирусные средства. |
49 | Антигельминтные, противогрибковые средства. |
50 | Итоговое занятие по теме: «ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА» |
51 | ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час) |
Занятие № 1
Тема: «Введение в курс фармакологии. Правила выписывания рецептов»
Актуальность темы:
Достижения фармакологии нашли широкое применение в клинической практике для профилактики и лечения заболеваний, пограничных и патологических состояний. С помощью методов научной фармакологии изучают влияние химических веществ на биологические объекты в целях фармакологической регуляции функции клеток, тканей, органов, систем и организма в целом. На основе выясненных закономерностей формируются принципы и правила рационального применения лекарственных препаратов. Прослеживается тесная взаимозависимость между фармакологией и техническими, медико-биологическими, а также фармацевтическими дисциплинами. Успехи в фармакологии стимулируют их развитие, а прогрессивные изыскания в сопряженных с ней науках потенцируют целенаправленные и углубленные исследования в фармакологии.
Связь деятельности провизора и больного складывается из его взаимоотношений с посетителями аптечных учреждений, а также работы с рецептами на различные лекарственные формы. Рецепт является объектом многогранной профессиональной и деонтологической деятельности провизора. Провизор должен не только исследовать рецепт на предмет соблюдения правил его заполнения, но и дать квалифицированную и максимально информативную консультацию больному по приему лекарственных препаратов. Работа с рецептом связывает провизора с медицинским персоналом, врачами практически всех специальностей.
Цель занятия:
Сформировать представление о фармакологии как науке и ее месте в системе формирования специалиста – провизора. Помочь студентам в усвоении знаний в написании и оформлении рецептов. Ознакомить студентов с необходимой литературой для подготовки к занятиям. Ознакомить студентов с организацией лекционной, лабораторно-семинарской работы кафедры.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- историю развития фармакологии как науки, исходя из лекционного материла;
- знать определение предмета фармакологии
;
- понятие о рецепте, рецептуре;
- правила выписывания лекарственных препаратов;
- знать классификацию лекарственных форм.
Уметь:
- работать с необходимой справочной литературой;
- оперировать латинской терминологией.
Владеть:
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения.
- навыками контроля написания рецептов и их коррекцией.
План изучения темы:
1. Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Введение», «Общая рецептура».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Анализ исходного уровня знаний, в виде компьютерного тестирования, с анализом результатов | 15 мин |
3. Разбор теоретических вопросов темы | 110 мин |
4. Итоговое обсуждение, выставление зачета | 5 мин |