Файл: Формирование творческого компонента инновационного мышления у младших школьников шагарова Олеся Александровна, Павлухин Игорь Владимирович.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шагарова Олеся Александровна, Павлухин Игорь Владимирович
студенты
ФГБОУ «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти
antipovalisa18@mailru
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме формирования инновационного мышления у младших школьников. Авторами рассматриваются структурные характеристики понятия «инновационное мышление», в которой особое внимание уделяется творческому компоненту. Статья имеет практическую значимость, так как раскрывает основные приёмы и техники формирования, а так же методы диагностики уровней сформированности творческого компонента инновационного мышления у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, инновации, мышление, инновационное мышление, творческое мышление, творческий компонент, формирование, креативность.
FORMATION OF THE CREATIVE COMPONENT OF INNOVATIVE THINKING IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Shagarova Olesya Aleksandrovna, Pavlukhin Igor Vladimirovich
students
Togliatti State University, Togliatti
antipovalisa18@mail ru
Annotation: the article is devoted to the actual problem of the formation of innovative thinking in younger schoolchildren. The authors consider the structural characteristics of the concept of "innovative thinking", in which special attention is paid to the creative component. The article has practical significance, as it reveals the basic techniques and techniques of formation, as well as methods for diagnosing the levels of formation of the creative component of innovative thinking in younger schoolchildren.
Keywords: primary school age, innovation, thinking, innovative thinking, creative thinking, creative component, formation, creativity.
Формирование личности, способной мыслить нестандартно, находить новые решения знакомых, либо возникающих вновь проблем – одна из важнейших задач образования на современном этапе. Проблеме развития инновационного мышления у школьников посвящено множество исследований, таких авторов, как И.С. Якиманская, В.П. Делия, О.В. Лосев и др. Такой интерес к развитию инновационного мышления у подрастающего поколения вызван возрастающими темпами технического, социально-экономического развития, что требует от современного человека способности действовать в постоянно меняющихся условиях и оставаться конкурентноспособным.
Основываясь на анализе трудов Л.С. Выготского, З.Фрейда, А. Лурии и др. наиболее сенситивным для развития инновационного мышления возрастом является младший школьный возраст. Ведущим видом деятельности для учащихся начальных классов является учебная деятельность, они достаточно любознательны и активны, обладают живым воображением. Физиологически младший школьный возраст так же связан с активным развитием коры головного мозга, тех его отделов, которые участвуют в мыслительных процессах.
Согласно В.П. Делию, инновационное мышление в самом общем виде следует понимать «развивающееся мышление, приводящее к новым результатам», предметом которого являются «процессы, направленные на создание новых фрагментов реальности, их преобразование, или наоборот, поддержание стабильного состояния существующей реальности». Однако, неверным будет отождествление инновационного мышления с творческим мышлением. Рассматривая определение понятия «инновационное мышление», целесообразно обратиться к понятию «инновация». Под инновацией понимается новшество, которое внедрено, либо внедряется и влияет на эффективность объекта преобразований. Исходя из данного определения, инновационное мышление подразумевает ни только создание некоего нового продукта, как при творческом мышлении, но и непосредственную реализацию идей и изобретенпий.
В качестве компонентов инновационного мышления Ю.П. Саламатовым (директором института инновационного проектирования) были выделены: системность, логичность, диалектичность и воображение. В свою очередь С.Л. Лесков предложил следующею структуру инновационного мышления: логический, исследовательский, коммуникативный и творческий компонент. Особого внимания заслуживает творческий компонент инновационного мышления. Исходя из определения понятий «инновация» и «инновационное мышление», творческий компонент подразумевает ни только творческие способности личности, но и владение навыками реализации творческих идей и изобретений. В этой связи, основной задачей формирования инновационного мышления у младших школьников становится создание такой образовательной среды, в которой дети ни только смогут реализовать свои творческие способности и потребности, но и воплотить свои идеи в жизнь.
В настоящее время в методологии сложилось несколько направлений развития отдельных компонентов инновационного мышления, таких как ТРИЗ-технология, технологии развития критического мышления, проблемного обучения и др. Так как интересы государства связаны в большей степени с инновациями в технической области, особое внимание уделялось разработке методики формирования инновационного мышления обучающихся на базе таких дисциплин как математика и технология. Отдельными возможностями так же располагает и внеурочная деятельность.
Уроки строятся таким образом, что на каждом моделируется какая-либо идея или же «приложение» к базовой идее. Так, например, уроки технологии в 3м классе я провожу таким образом, чтобы дети сами предложили какую-либо технику или изделие, исходя из доступных на данном уроке материалов. После того, как изделие готово, дети выполняют задание на поиск нестандартных способов его использования.
На уроках математики активно используются различные виды головоломок, нестандартные задачи, проектная деятельность. В процессе проектной деятельности учащиеся находят практическое применение математическим знаниям, создают собственные задачи и сказки математического содержания.
Обобщая результаты анализа современных исследований, можно представить структуру урока, направленного на формирование творческого компонента инновационного мышления у младших школьников.
Таблица 1 – Структура урока, направленного на формирование творческого компонента инновационного мышления у младших школьников
Этап урока | Цель | Приёмы |
1.Самоопределение деятельности. | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Ассоциативный ряд Фантастическая добавка |
2.Постановка проблемы. | Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | «Ложная алтернатива» «Целое—часть. Часть—целое» |
3.Анализ проблемы. | Обсуждение затруднений. | «Морфологический анализ» |
4. Генерация идеи. | Построение проекта выхода из затруднений. | «Мозговой штурм» «Мышление по аналогии» |
5. Оценка и выбор. | Выбор точек зрения, которые могут стать основой решения проблемы. | «Список контрольных вопросов» Ромашка Блума |
6. Внедрение идей. | Создание модели самых перспективных идей, апробация | Презентации, выставки Акции |
7. Рефлексия. | Самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | «Телеграмма» «До – после» |
При построении урока, направленного на формирование творческого компонента инновационного мышления кроме того целесообразно придерживаться следующих принципов:
учёта возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей;
игровой, занимательный, творческих характер обучения;
взаимодействие с социумом.
Особое внимание при этом уделяется обучению детей реализации творческих идей и замыслов. В этой связи, организуется совместная со взрослыми деятельность по реализации предложенных детьми новшеств. Формой такого взаимодействия могут выступать выставки, презентации, различные акции. Родители обучающихся, а так же различные специалисты как внутри образовательной организации, так и во внешней среде (библиотекари, работники музея, заповедника и т.п.) оказывают организационную и информационную помощь учащимся. Важно при этом предварительно ознакомить детей с процессом реализации идей и изобретений, с каждым этапом, действиями, предоставить возможность создания команды для реализации проекта, а так же помощь в выборе специалистов.
Для оценки уровня развития компонентов инновационного мышления у обучающихся начальных классов можно использовать диагностический инструментарий, включающий в себя методики: «Повороты фигур» В.Г. Колесниковой и А.Г. Лидерса, направленная на диагностику уровня сформированности системности мышления у детей 7-10 лет; методика «Простые аналогии» У. Гордона для изучения логичности и гибкости мышления у детей; методика «Чёрное-белое» Н.Е. Веракса, направленная на диагностику диалектического мышления; методика «нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковский.
Итак, формирование инновационного мышления у детей младшего школьного возраста предполагает формирование творческого его компонента. В настоящее время существует множество различных приёмов развития творческих способностей и мышления, однако, работа по обучению детей способам реализации идей и новшеств методически остаётся недостаточно разработанной. Приёмы и методы, описанные в статье, вносят определённый вклад в развитие методики формирования инновационного мышления у младших школьников.
Используемая литература:
1. Делия В. П. Инновационное мышление в XXI веке. Москва: Де-По,
2011. 232 с.
2. Лесков С. Л. Живая инновация. Мышление XXI века: пособие для
старшеклассников. Москва: Просвещение, 2010.
3. Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. Москва: Знание, 1986. 80 с.