Файл: Барьеры в исследовательской деятельности (творческая, информационная, коммуникативная).pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Барьеры в исследовательской деятельности (творческая, информационная, коммуникативная)
Выполнила: Даутова Мариям
План:
Психологический барьер
Деятельность человека
Общепсихологические барьеры
Понятие барьер
Коммуникативные барьеры
Творческие барьеры
Информационные барьеры
Виды информационных барьеров
Вывод
Психологический барьер
В любой деятельности а тем более и в исследовательской возникают разные барьеры.
Понятие «психологический барьер» трактуется исследователями неоднозначно. Барьеры понимаются как:
все то, что препятствует эффективной организации деятельности и блокирует ее;
психические процессы, свойства, состояния личности, которые консервируют ее потенциал;
психологические установки, настрои, которые тормозят использование потенциала личности в деятельности;
психологические препятствия, мешающие оптимальному протеканию процесса деятельности, вызванные особенностями ситуации или личности;
результат переживания личностью трудностей в выполнении деятельности.
Деятельность человека
В общепсихологической интерпретации затруднений выделяют смысловые, эмоциональные, когнитивные и операциональные барьеры. С точки зрения деятельностного подхода выделяют мотивацион-ные и операционные барьеры, проявляющиеся в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах (Л.А. Поварницына).
Много исследований посвящено коммуникативным барьерам.
Понятие «барьер»
Коммуникативные барьеры
Коммуникативные барьеры возникают на этапе научной апробации исследования (доклад на конференции, защита, презентация результатов работы, участие в дискуссии и др.), а также в процессе применения социологических методов (беседа, интервью и др.) и общения ученика с учителем в период выполнения исследования.
К коммуникативным барьерам можно отнести:
боязнь публичного выступления
следование чужим мнениям.
Творческие барьеры
Барьеры творчества (препятствия в творческой деятельности) – это тормозящие влияния и действия внешней среды и самой личности, которые снижают эффективность творческой деятельности или делают ее безуспешной. Барьеры разделяют на два основных класса:
1) Внутренние, обусловленные внутренними причинами самой творческой личности (недостаток знаний, консервативное воспитание, психологические особенности личности, отсутствие мотивации и пр.).
2) Внешние, связанные с влиянием на человека внешней среды (недостаток финансирования, низкий технический уровень, устаревшее оборудование, отсутствие поддержки, отсутствие единомышленников и пр.).
Информационные барьеры
препятствия, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.
Это значит, что, если словарный запас получателя информации не включает в себя термины и понятия, существующие в словарном запасе отправителя, то субъекты информационного взаимодействия столкнуться с информационным барьером.
В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:
Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
Психологические барьеры – связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение)
Государственно-политические барьеры – тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
Режимные барьеры – ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
Экономические барьеры – связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
Технические барьеры – возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
Семантические (терминологические) барьеры – появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
Языковые (национально-языковые) барьеры – обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
Идеологические барьеры – возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
Вывод
Выполнила: Даутова Мариям
План:
Психологический барьер
Деятельность человека
Общепсихологические барьеры
Понятие барьер
Коммуникативные барьеры
Творческие барьеры
Информационные барьеры
Виды информационных барьеров
Вывод
Психологический барьер
В любой деятельности а тем более и в исследовательской возникают разные барьеры.
Понятие «психологический барьер» трактуется исследователями неоднозначно. Барьеры понимаются как:
все то, что препятствует эффективной организации деятельности и блокирует ее;
психические процессы, свойства, состояния личности, которые консервируют ее потенциал;
психологические установки, настрои, которые тормозят использование потенциала личности в деятельности;
психологические препятствия, мешающие оптимальному протеканию процесса деятельности, вызванные особенностями ситуации или личности;
результат переживания личностью трудностей в выполнении деятельности.
Деятельность человека
- К деятельности человека барьер представляет собой отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности (Н.А. Подымов).
В общепсихологической интерпретации затруднений выделяют смысловые, эмоциональные, когнитивные и операциональные барьеры. С точки зрения деятельностного подхода выделяют мотивацион-ные и операционные барьеры, проявляющиеся в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах (Л.А. Поварницына).
Много исследований посвящено коммуникативным барьерам.
Понятие «барьер»
- Понятие «барьер» занимает важное место в теории личности К. Левина. Многие существенные моменты формирования личности исследователи его школы выводят из специфики происходящего на уровне «цель - препятствие». Успех в преодолении препятствий повышает уровень притязаний личности, создает для нее «временные перспективы», стимулирующие активность и психическое развитие. Непреодолимые барьеры гасят инициативу и энергию человека, снижают уровень его притязаний и его интеллект.
Коммуникативные барьеры
Коммуникативные барьеры возникают на этапе научной апробации исследования (доклад на конференции, защита, презентация результатов работы, участие в дискуссии и др.), а также в процессе применения социологических методов (беседа, интервью и др.) и общения ученика с учителем в период выполнения исследования.
К коммуникативным барьерам можно отнести:
боязнь публичного выступления
следование чужим мнениям.
Творческие барьеры
Барьеры творчества (препятствия в творческой деятельности) – это тормозящие влияния и действия внешней среды и самой личности, которые снижают эффективность творческой деятельности или делают ее безуспешной. Барьеры разделяют на два основных класса:
1) Внутренние, обусловленные внутренними причинами самой творческой личности (недостаток знаний, консервативное воспитание, психологические особенности личности, отсутствие мотивации и пр.).
2) Внешние, связанные с влиянием на человека внешней среды (недостаток финансирования, низкий технический уровень, устаревшее оборудование, отсутствие поддержки, отсутствие единомышленников и пр.).
Информационные барьеры
препятствия, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.
Это значит, что, если словарный запас получателя информации не включает в себя термины и понятия, существующие в словарном запасе отправителя, то субъекты информационного взаимодействия столкнуться с информационным барьером.
В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:
Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
Психологические барьеры – связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение)
Государственно-политические барьеры – тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
Режимные барьеры – ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
Экономические барьеры – связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
Технические барьеры – возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
Семантические (терминологические) барьеры – появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
Языковые (национально-языковые) барьеры – обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
Идеологические барьеры – возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
Вывод
- На основании определения содержания психологических барьеров и оценки личностных, когнитивных и регуляторно-деятельностных ресурсов можно, вероятно, говорить о психологической готовности к трансформации психологических барьеров в вектор личностно-профессионального развития и о динамике процесса становления научно-исследовательской деятельности начинающих ученых.