Файл: Технология проблемного обучения 2 слайд Технология проблемного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология проблемного обучения

2 слайд

Технология проблемного обучения направлена на формирование творческих качеств личности. Для этой технологии характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не даются правила и инструкции – они задаются как предмет поиска. Смысл обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника или студента.

4 слайд

Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.

5 слайд

Цель технологии проблемного обучения – формирование и развитие у учащихся опыта творческого усвоения знаний и усвоения школьниками способов творческой деятельности.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по их решению, обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

6 слайд

Функции проблемного обучения

Общие функции:

- усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;

- развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;

- формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;

- создание условий для всестороннего развития личности.

Специальные:

- формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;

- формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;


- накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практические проблемы и задачи художественного отображения действительности;

- формирование мотивов, создание социальных, нравственных, познавательных потребностей, потребностей учения.

7 слайд

Проблемная ситуация

Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация - это ситуация, условие которой или известно, или вполне доступно, требование и вопрос понятны и создают у человека состояние озадаченности и психологического дискомфорта, побуждают искать выход из положения неопределенности и дефицита информации.


8 слайд

Типы проблемных ситуаций:

  • ситуация нехватки знаний;

  • ситуация новых условий;

  • ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью;

  • ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, разрешить возникшее противоречие.

9 слайд

приемы создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • сталкивает противоречия практической деятельности;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

  • ставит проблемные задачи.

10 слайд

классификации методов проблемного обучения



По способу решения проблемных задач:

  • проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);

  • совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);

  • исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);

  • творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).

В зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся:

  • метод монологического изложения;

  • рассуждающий метод изложения;

  • диалогический метод изложения;

  • эвристический метод обучения;

  • исследовательский метод;

метод программированных заданий.


11 слайд

Этапы технологии проблемного обучения:

1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

2. Поиск решения проблемы:

  • - через диалог;

  • - выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:

  • - поставь проблемный вопрос;

  • - выдвини гипотезу;

  • - докажи.

12 слайд

Преимущества технологии проблемного обучения:

  • развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся;

  • включает их в поисковую, исследовательскую деятельность;

  • формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения;

  • открывает возможности творческого сотрудничества преподавателей и студентов, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.

13 слайд

Недостатки технологии проблемного обучения:

  • применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования;

  • нерациональная трата времени на достижение запланированных результатов;

  • приемлемо лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области.