Файл: Технология проблемного обучения 2 слайд Технология проблемного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология проблемного обучения
2 слайд
Технология проблемного обучения направлена на формирование творческих качеств личности. Для этой технологии характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не даются правила и инструкции – они задаются как предмет поиска. Смысл обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности школьника или студента.
4 слайд
Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
5 слайд
Цель технологии проблемного обучения – формирование и развитие у учащихся опыта творческого усвоения знаний и усвоения школьниками способов творческой деятельности.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по их решению, обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
6 слайд
Функции проблемного обучения
Общие функции:
- усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;
- развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;
- формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;
- создание условий для всестороннего развития личности.
Специальные:
- формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
- формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;
- накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практические проблемы и задачи художественного отображения действительности;
- формирование мотивов, создание социальных, нравственных, познавательных потребностей, потребностей учения.
7 слайд
Проблемная ситуация
Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация - это ситуация, условие которой или известно, или вполне доступно, требование и вопрос понятны и создают у человека состояние озадаченности и психологического дискомфорта, побуждают искать выход из положения неопределенности и дефицита информации.
8 слайд
Типы проблемных ситуаций:
-
ситуация нехватки знаний; -
ситуация новых условий; -
ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью; -
ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, разрешить возникшее противоречие.
9 слайд
приемы создания проблемных ситуаций:
-
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; -
сталкивает противоречия практической деятельности; -
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; -
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); -
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; -
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); -
определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); -
ставит проблемные задачи.
10 слайд
классификации методов проблемного обучения
По способу решения проблемных задач:
-
проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); -
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); -
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно); -
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
В зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся:
-
метод монологического изложения; -
рассуждающий метод изложения; -
диалогический метод изложения; -
эвристический метод обучения; -
исследовательский метод;
метод программированных заданий.
11 слайд
Этапы технологии проблемного обучения:
1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
2. Поиск решения проблемы:
-
- через диалог; -
- выдвижение гипотез.
3. Проверка гипотез, начиная с ложной.
4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.
5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:
-
- поставь проблемный вопрос; -
- выдвини гипотезу; -
- докажи.
12 слайд
Преимущества технологии проблемного обучения:
-
развивает творческую активность и самостоятельность обучающихся; -
включает их в поисковую, исследовательскую деятельность; -
формирует познавательный и научно-исследовательский интерес, поисковые особенности и умения; -
открывает возможности творческого сотрудничества преподавателей и студентов, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
13 слайд
Недостатки технологии проблемного обучения:
-
применимо только на таком материале, который допускает неоднозначные, порой альтернативные подходы, оценки, толкования; -
нерациональная трата времени на достижение запланированных результатов; -
приемлемо лишь тогда, когда у обучаемых есть необходимый «стартовый» уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области.