Файл: Анализ произведения М. Е. Салтыкова Щедрина Господа Головлевы.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ произведения М.Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы»
Подготовили:
Темиржанова Еркемай
Рахман Гульфайруз
Сисенбай Динара
Туймебаева Данира
История создания
Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать. Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен. В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса. Литературное направление и жанр
«Господа Головлёвы» - роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники. Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический. Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи. Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.
Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления
, не искажая пропорций, что свойственно гротеску. Тема, основная мысль и проблематика
Чему учит роман?
Рецензенты много писали о романе Салтыкова-Щедрина. Либерально настроенные журналисты поддержали его, а консерваторы и правительственные издания резко высказались о несостоятельности и предвзятости автора. «Вся читающая Россия с глубоким интересом прочла это выхгероеводящее из ряду вон по своим достоинствам сочинение Щедрина.» (Г. А…, Драм, театр. «Иудушка».— «Южный край», 1880, № 18)
Особенно критики заострили внимание на анализе характера Порфирия, прозванного в семье «Иудушкой».
«Автор с большой художественной проницательностью намечает главнейшие моменты психической жизни, постепенные переходы их к сознанию губительности их жизни… Иудушка вышел в жизнь именно с таким запасом практических сентенций, которые и сложились в нем в то, что автор называет пустословием и пустомыслием. Судьба Иудушки должна была, очевидно, сложиться именно так, как показывает нам автор. Оставшись одиноким и видя кругом себя только ненависть, он должен был, в конце концов, прийти к тяжелому сознанию, покаравшему его…» (Арсений И. Введенский, газета «Страна», 1880, № 65) Особенно часто рецензенты писали о том, что автор все-таки отыскал в героях человеческие черты и показал их характер во всей полноте:
«…в Иудушке и в Арине Петровне, как и в Разумове («Больное место»), г. Салтыков сумел отыскать человеческую черту — и это совершенно согласно с истиной; такая черта хранится во всякой душе — не всякий только способен разглядеть ее сквозь наносный слой, придавивший ее своею тяжестью. <…> Немного найдется страниц более мрачных, чем конец головлевской эпопеи…» (К. К. Арсеньев, «Вестник Eвропы», 1883, № 5) Е. А. Соловьев: "Щедрин был моралистом. Этические идеалы стояли у него на первом месте», «жалкими и возбуждающими сострадание, прямо жертвами, оказываются в конце концов все его герои: и мерзавец Иудушка, и сатана Разумов, и Молчалин с окровавленными руками. Щедрин, пожалуй, слишком верил в человека и в невозможность истребить в нем образ и подобие, чтобы безусловно казнить..."
Подготовили:
Темиржанова Еркемай
Рахман Гульфайруз
Сисенбай Динара
Туймебаева Данира
История создания
Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» был издан отдельной книгой в 1880 г. История его создания начинается в 1875 г., когда в цикле «Благонамеренные речи» в журнале «Отечественные записки» № 10 был напечатан очерк «Семейный суд», ставший потом первой главой романа. Тургенев посоветовал Салтыкову-Щедрину продолжать. Вскоре были напечатаны пять следующих очерков. В 1776 г. Салтыков-Щедрин задумал объединить эти очерки в сочинение «Эпизоды из жизни одного семейства». Писатель добавил ещё два очерка, значительно переработал материал и изменил название романа. Очерк, который должен был быть концовкой романа, не был закончен. В романе явственно просматриваются автобиографические черты. Помещица Арина Петровна Головлёва напоминает определёнными чертами характера (властность, склонность к стяжательству) мать Салтыкова-Щедрина. Иудушка Головлёв списан с брата писателя Дмитрия, о чём упоминал и сам Салтыков-Щедрин, называя брата Иудушкой, брат Николай стал прототипом Стёпки-балбеса. Литературное направление и жанр
«Господа Головлёвы» - роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники. Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический. Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи. Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.
Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления
, не искажая пропорций, что свойственно гротеску. Тема, основная мысль и проблематика
- Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.
- Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.
- Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема - способствующий деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.
- На композицию романа повлияло то, что он вырос из очерков. Каждая глава относительно самостоятельна, каждая заканчивается смертью одного из Головлёвых или событием, которое в дальнейшем повлечёт за собой смерть. Литературоведы называют композицию романа «историей умертвий».
- Главной героиней романа является шестидесятилетняя женщина, которую зовут Арина Петровна Головлева. По своей натуре она очень властная, поэтому никто не смеет ей перечить. Зато она активна, умна, хитра и ответственна: хозяйство при ней в полном порядке, правда, излишнее радение о нем превратилось в скаредность.
- "Как женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством, она в одну минуту нарисовала себе картину..." "...похвастаться всемогуществом своей барыни..." Не обретя счастье в браке, Арина Петровна посвящает всю себя наживанию богатства. За 40 лет брака она увеличивает состояние семьи в 10 раз, фанатично гоняясь за прибретением благ: "С тех пор, сказавши себе раз навсегда, что муж ей не товарищ, она все внимание свое устремила исключительно на один предмет: на округление головлевского имения, и действительно, в течение сорокалетней супружеской жизни, успела удесятерить свое состояние."
- Супругом Арины Петровны был легкомысленный человек, которого звали Владимир Михайлыч. Отец семейства вел бесцельный и праздный образ жизни. Владимир Михайлыч терпеть не мог свою супругу. Главный персонаж любил выпить и развлекаться с горничными до тех пор, пока он не стал дряхлым стариком.
- "Глава семейства, Владимир Михайлыч Головлев, еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером..." "С течением времени озорливость Владимира Михайлыча не только не уменьшилась, но даже приобрела еще более злостный характер."
Чему учит роман?
- Выдающийся писатель смог передать состояние полной безысходности, царящей в помещичьей среде. Это состояние читатель замечает в характерах главных персонажей, их поведении, речи. Ум героев остается на уровне крестьянского, а богатство и власть лишь портят их характер вседозволенностью. Автор учит нас усмирять такие пороки, как жадность, алчность и жестокость. Ведь они разрушают наши судьбы. Вместо тяги к деньгам нужно развивать в себе стремление у образованию, творчеству и любви.
- Роман «Господа Головлевы» заставляет задуматься, насколько быстро исчезают молодость и красота главных персонажей. Читатель видит, как быстро богатые имения становятся запустевшими. Видно, что богатство не делает героев счастливыми. Оно лишь развращает их или загоняет в плен жадности и скопидомства. Недаром когда Степан возвращается в деревню, он называет её постылой. И Анна видит в Головлевох источник всех бед семьи.
- Свое внимание Михаил Евграфович акцентирует на лицемерии своих персонажей. Это представляет собой конечную ступень в их деградации. В выдуманных мирах они теряют связь с реальностью и сходят с ума.
Рецензенты много писали о романе Салтыкова-Щедрина. Либерально настроенные журналисты поддержали его, а консерваторы и правительственные издания резко высказались о несостоятельности и предвзятости автора. «Вся читающая Россия с глубоким интересом прочла это выхгероеводящее из ряду вон по своим достоинствам сочинение Щедрина.» (Г. А…, Драм, театр. «Иудушка».— «Южный край», 1880, № 18)
Особенно критики заострили внимание на анализе характера Порфирия, прозванного в семье «Иудушкой».
«Автор с большой художественной проницательностью намечает главнейшие моменты психической жизни, постепенные переходы их к сознанию губительности их жизни… Иудушка вышел в жизнь именно с таким запасом практических сентенций, которые и сложились в нем в то, что автор называет пустословием и пустомыслием. Судьба Иудушки должна была, очевидно, сложиться именно так, как показывает нам автор. Оставшись одиноким и видя кругом себя только ненависть, он должен был, в конце концов, прийти к тяжелому сознанию, покаравшему его…» (Арсений И. Введенский, газета «Страна», 1880, № 65) Особенно часто рецензенты писали о том, что автор все-таки отыскал в героях человеческие черты и показал их характер во всей полноте:
«…в Иудушке и в Арине Петровне, как и в Разумове («Больное место»), г. Салтыков сумел отыскать человеческую черту — и это совершенно согласно с истиной; такая черта хранится во всякой душе — не всякий только способен разглядеть ее сквозь наносный слой, придавивший ее своею тяжестью. <…> Немного найдется страниц более мрачных, чем конец головлевской эпопеи…» (К. К. Арсеньев, «Вестник Eвропы», 1883, № 5) Е. А. Соловьев: "Щедрин был моралистом. Этические идеалы стояли у него на первом месте», «жалкими и возбуждающими сострадание, прямо жертвами, оказываются в конце концов все его герои: и мерзавец Иудушка, и сатана Разумов, и Молчалин с окровавленными руками. Щедрин, пожалуй, слишком верил в человека и в невозможность истребить в нем образ и подобие, чтобы безусловно казнить..."