Файл: Правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации. Номенклатура дел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

На тему «Правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации. Номенклатура дел»

Студентка Р. В Фокина

Группа 11Б181

Специальность Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)

Руководитель И. Б. Паралева

БАРНАУЛ 2019

Содержание

1 Порядок хранения первичных документов

2 Сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов

3 Исчисление срока хранения бухгалтерских документов

4 Ответственность за процесс организации хранения первичных документов

5 Уничтожение хранящихся документов

Список использованных источников

1 Порядок хранения первичных документов

Местом хранения первичной документации может быть отдельное помещение, сейф или шкаф. Например, для хранения бланков строгой отчетности должны использоваться сейфы, металлические шкафы или специальные помещения. Хранению в сейфах подлежат и документы, составляющие «коммерческую тайну».

При наличии возможности для хранения документации организуется архив, в который передаются документы бессрочного и долгосрочного хранения, остальные документы могут храниться в бухгалтерии до момента их уничтожения. Представители малого предпринимательства, как правило, лишенные возможности организации архива, хранят документы в бухгалтерии в специально оформленных папках.

Передача первичных документов в архив осуществляется после полного окончания бухгалтерской обработки, причем изначально из первичных документов формируют подшивки, которые подлежат текущему хранению в бухгалтерии и последующей передаче в установленные в организации сроки уже непосредственно в архив.

Такой способ хранения документации обеспечивает удобство доступа к ним при возникновении такой необходимости. Подшивка документов в папки осуществляется последовательно в соответствии с указанной в них нумерацией помесячно.

Обложка каждой папки должна содержать следующие сведения:

-наименование организации;

-название дела;

-порядковый номер дела;


-
3
год и месяц;

-количество страниц в папке.

Передача первичных документов в архив оформляется актом. Для оптимизации процесса хранения рекомендуется вести журнал архивных дел, включающий следующую информацию:

-дату принятия бухгалтерских документов на хранение;



-номер места хранения (полки, стеллажа, сейфа, шкафа);

-название и номер дела;

- год и месяц, за который составлены документы;

-количество страниц в деле;

-примечания.

При этом документы могут изыматься соответствующими государственными органами, в частности, органами предварительного следствия, дознания, прокуратурой, судом, налоговыми органами при наличии оформленных в надлежащем виде постановлений. Главному бухгалтеру или иным должностным лицам организации предоставлено право снятия копий с изымаемых документов в присутствии и с разрешения представителей указанных органов. Однако на практике представители государственных органов зачастую игнорируют это право, что может привести к утрате документов.

2 Сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов

Общий срок хранения бухгалтерских документов составляет пять лет, в том числе он действителен: для первичных документов, формирующих бухгалтерские записи, включая счета-фактуры; для учетных регистров; для расчетно-платежных ведомостей, оформляющих начисления и выплату заработной платы персоналу организации.

4

При этом срок хранения лицевых счетов, открываемых на каждого работника, составляет 75 лет. Если же такие счета не ведутся, указанный срок их хранения распространяется на расчетно-платежные ведомости.

Особое внимание следует обратить на сроки хранения налоговых документов, поскольку они существенно отличаются от сроков хранения бухгалтерских документов. Например, годовые формы налоговой отчетности подлежат бессрочному хранению, также как и годовые отчеты об исполнении смет расходов. Бессрочное хранение распространяется и на квартальную налоговую отчетность при условии отсутствия годовой налоговой отчетности.

3 Исчисление срока хранения бухгалтерских документов

Исчисление срока хранения документации по общему правилу начинается с 1 января года, следующего за годом составления документа. Так, приходный ордер, составленный 5 января 2017 года, подлежит хранению по 2022 год включительно.



Существуют и исключения из общего порядка исчисления сроков хранения первичной документации:

-в отношении книг покупок и продаж – с даты последней записи в них;

-в отношении гражданских договоров – с даты окончания срока их действия;

-в отношении договоров о материальной ответственности – с даты расторжения трудового договора с материально ответственным лицом;

-в отношении свидетельств о постановке на учет в налоговых органах – с даты снятия с учета.

4 Ответственность за процесс организации хранения первичных документов

5

Организация хранения первичной учетной документации входит в зону ответственности руководителя организации, непосредственно же процесс обеспечения сохранности, оформления и передачи первичных документов в архив организации находится в ведении главного бухгалтера.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены меры административной ответственности за несоблюдение порядка и сроков хранения первичной бухгалтерской документации в виде штрафов, налагаемых на ответственных за указанные процессы должностных лиц, в размере от двух до трех тысяч рублей.

Также ответственность в виде штрафа предусмотрена налоговым законодательством: размер ответственности за это налоговое правонарушение составляет 5 тысяч рублей.

5 Уничтожение хранящихся документов

Процесс уничтожения в обязательном порядке предваряется экспертизой документов, направленной на проверку правильности определения сроков хранения и уничтожения документов. Для проведения экспертизы приказом руководителя назначается специальная комиссия.

Различают два способа уничтожения бухгалтерских документов.

Первый - с помощью специализированной организации, которой документация, подлежащая уничтожению, передается по акту (накладной) под контролем работника, ответственного за сохранность документации;

Второй - своими силами (посредством сожжения или с помощью техники, предназначенной для уничтожения бумаги). Факт уничтожения в этом случае подтверждает экспертная комиссия.


6


Список использованных источников

1 Хранение первичных бухгалтерских документов [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://spravochnick.ru . Актуально на 10.02.2019 г.


2 [Электронный ресурс]. - http://center-yf.ru Актуально на 10.02.2019 г.

3 [Электронный ресурс].-https://otherreferats.allbest.ru/audit/00161333_0.html . Актуально на 10.02.2019 г.