Файл: Советы педагогу новичку Советы педагогу, начинающему работать в организации дополнительного образования детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Советы педагогу - новичку

Советы педагогу, начинающему работать

в организации дополнительного образования детей

Главная задача педагога – создание в группе интеллектуальной заинтересованности, творческого отношения, положительного эмоционального фона, атмосферы психологической поддержки. Педагог сможет создать такую атмосферу, если будет руководствоваться следующими принципами.

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса педагог должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

  2. Он должен помогать учащимся в формулировании целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

  3. Педагог всегда исходит из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к занятиям.

  4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.

  5. Важно, чтобы в такой роли педагог выступал для каждого ученика.

  6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

  7. Педагог - активный участник группового взаимодействия.

  8. Он должен открыто и корректно выражать в группе свои чувства.

  9. Педагогу следует стремиться к достижению обстановки, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка.

  10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя.


Особенности проведения занятий с дошкольниками 5-ти – 7-ми лет

  1. Продолжительность занятий: не более 30 минут с перерывом между занятиями по 15 – 30 минут, если это необходимо.

  2. Регламент занятия!

  3. Первые 5 минут – вводные, игры на концентрацию внимания. Следующие 15 минут – содержательная часть, следующие 10 минут – реализация и опробование полученной информации (двигательные игры, рисунки, пение и т.д.).

  4. Количество детей в группе: при фронтальном типе занятия с детьми – 8 – 10 человек, при групповом или игровом обучении – 10 – 20 человек.

  5. Оценка исключительно предметная, конкретно по достижениям или неуспехам ребенка.

  6. Наличие в программе общих праздников, «огоньков» и т.д., позволяющих детям более полно реализовать себя и скорректировать самооценку.

  7. Обеспечение наглядности требований педагога, их неизменности и понятности ребенку.



Особенности проведения занятий с младшими школьниками 8-ми-10-ти лет

1. Продолжительность занятий – 45 минут. При продолжительности занятий свыше указанной обязателен перерыв 10 – 15 минут.

2. Содержательная часть занятия не больше 20 - 30 минут с последующей реализацией услышанного (увиденного).

3. Занятия детей в парах, тройках, с целью выполнения одного задания на двоих, троих, с распределением функций:

  • контроль исполнения

  • контроль планирования.

4. Количество детей в группе: при фронтальном обучении – 8 - 10 человек, при групповом обучении – 10 - 20 человек.

5. Оценка индивидуальных достижений ребенка по сравнению с его предыдущими достижениями. Выделение и предъявление ребенку как положительных, так и отрицательных сторон его деятельности.

6. Обоснованность, непротиворечивость и понятность организационных и методических требований для ребенка.

7. Составление совместно с детьми плана общих мероприятий, привлекательных для ребят и последующее выполнение этого плана.

8. Обсуждение моральных и этических проблем совместно с ребятами с целью усвоения ими моральных и ценностных норм общества, включая разрешение возникших в группе конфликтов и др.

Особенности проведения занятий со школьниками 10-ти – 13-ти лет

  1. Продолжительность занятий – 45 минут. При продолжительности занятий свыше указанной обязателен перерыв 10 - 15 минут.

  2. Занятия детей в микрогруппах по 2 - 6 человек в рамках общегруппового занятия с разделением функций планирования контроля и исполнения задания.

  3. Совместное с детьми планирование деятельности микрогруппы и последующая реализация этого плана.

  4. Количество детей в группе: при фронтальном обучении – 8 - 10 человек, при групповом обучении – 10 - 20 человек.

  5. Совместное с детьми составление основных требований и этических принципов работы данного объединения (группы).

  6. Совместная с детьми выработка критериев оценки продуктов и результатов их творчества и последующее применение их при реальной оценке результатов детского творчества.

  7. Непротиворечивость и обоснованность методических требований педагога.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА



1. Подготовить место проведения собрания.

2. Определить повестку собрания.

Примерные вопросы:

- познакомиться (назвать свои фамилию, имя и отчество, а также попросить представиться родителей).

- познакомить с основными положениями из устава и правил поведения обучающихся в организации ДОД;

- познакомить родителей со своим коллективом (рассказать о том, сколько лет существует коллектив, о его традициях, основных видах деятельности и т.д.);

- рассказать о задачах коллектива на новый учебный год;

- сообщить о том, что необходимо для занятий в данном коллективе (инструменты, материалы, форма одежды и т.п.).

3. Провести выборы родительского комитета коллектива и члена родительского комитета отдела.

4. Обсудить вопрос о помощи родителей коллективу.

5. Оформить заявления родителей о приеме их детей во Дворец (для тех, кто это не сделал).

6. Ответы на вопросы родителей.
Требования к проведению учебного занятия

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

  1. Педагогу необходимо сформулировать тему и цель занятия.

  2. Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим

  3. На занятии необходимо сочетать коллективную и индивидуальную формы работы учащихся.

  4. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

  5. Педагогу следует добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.

  6. Педагог должен соблюдать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятия.


Предполагаемые формы проведения учебных занятий

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании детей могут быть следующие формы:

для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

  • беседа с игровыми элементами;

  • сказка;

  • сюжетно-ролевая игра;

  • игра-путешествие;

  • игра-имитация;

  • соревнования (состязания) и др.


для учащихся среднего школьного возраста:

  • лекция;

  • учебная игра;

  • творческий проект;

  • конкурс (КВН);

  • заочная экскурсия;

  • тематические задания по подгруппам;

для учащихся старшего школьного возраста:

  • проблемная лекция;

  • пресс-конференция;

  • практические занятия (лабораторная работа);

  • семинар;

  • тематическая дискуссия;

  • групповая консультация;

  • защита творческой работы;

  • деловая игра;

  • презентация (вида деятельности, выставки, персональной выставки и т.п.),


КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕСЯЦ

Планировать - значит определить приоритетные задачи воспитания учащихся коллектива на определенный срок на основе анализа проблем в их развитии, создать систему действий, мер, дел педагога вместе с другими участниками воспитания (учителями школы, родителями, общественными институтами). Этим определяется необходимость плана и планирования в работе педагога детского коллектива. Планирование помогает педагогу определить перспективы, смысл работы для себя. В той же мере это относится и к учащимся. Им тоже важно видеть перспективы, ведь для них это - ряд интересных и полезных дел.

Приступая к составлению плана воспитательной работы педагога на месяц, необходимо учитывать:

  • специфику учреждения дополнительного образования;

  • возраст участников детского коллектива;

  • уровень их образованности и воспитанности;

  • пожелания детей и родителей;

  • направления года.

План воспитательной работы на месяц составляется на основе источников планирования, которыми в организации ДОД являются:

  • программа деятельности организации ДОД на текущий учебный год;

  • образовательная программа педагога;

  • план работы объединения в каникулярный период»;

  • план организации досуга в объединении;

  • материалы совещаний отдела.

В форму плана вносятся различные виды деятельности учащихся (экскурсии, выставки, праздники и т.п.) с точным указанием даты, места и времени проведения. Необходимо сделать заявку на помещение (кафе, зал и т.п.), в котором будет проводиться праздник, и услуги технического персонала.


Отдельно планируется учебно-методическая работа (открытые занятия, взаимопосещения и т.п.), с указанием точной даты, времени, места проведения, названия и вида мероприятия, цели его проведения.