Файл: Советы педагогу новичку Советы педагогу, начинающему работать в организации дополнительного образования детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Советы педагогу - новичку
Советы педагогу, начинающему работать
в организации дополнительного образования детей
Главная задача педагога – создание в группе интеллектуальной заинтересованности, творческого отношения, положительного эмоционального фона, атмосферы психологической поддержки. Педагог сможет создать такую атмосферу, если будет руководствоваться следующими принципами.
-
С самого начала и на всем протяжении учебного процесса педагог должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие. -
Он должен помогать учащимся в формулировании целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности. -
Педагог всегда исходит из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к занятиям. -
Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью. -
Важно, чтобы в такой роли педагог выступал для каждого ученика. -
Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. -
Педагог - активный участник группового взаимодействия. -
Он должен открыто и корректно выражать в группе свои чувства. -
Педагогу следует стремиться к достижению обстановки, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка. -
Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Особенности проведения занятий с дошкольниками 5-ти – 7-ми лет
-
Продолжительность занятий: не более 30 минут с перерывом между занятиями по 15 – 30 минут, если это необходимо. -
Регламент занятия! -
Первые 5 минут – вводные, игры на концентрацию внимания. Следующие 15 минут – содержательная часть, следующие 10 минут – реализация и опробование полученной информации (двигательные игры, рисунки, пение и т.д.). -
Количество детей в группе: при фронтальном типе занятия с детьми – 8 – 10 человек, при групповом или игровом обучении – 10 – 20 человек. -
Оценка исключительно предметная, конкретно по достижениям или неуспехам ребенка. -
Наличие в программе общих праздников, «огоньков» и т.д., позволяющих детям более полно реализовать себя и скорректировать самооценку. -
Обеспечение наглядности требований педагога, их неизменности и понятности ребенку.
Особенности проведения занятий с младшими школьниками 8-ми-10-ти лет
1. Продолжительность занятий – 45 минут. При продолжительности занятий свыше указанной обязателен перерыв 10 – 15 минут.
2. Содержательная часть занятия не больше 20 - 30 минут с последующей реализацией услышанного (увиденного).
3. Занятия детей в парах, тройках, с целью выполнения одного задания на двоих, троих, с распределением функций:
-
контроль исполнения -
контроль планирования.
4. Количество детей в группе: при фронтальном обучении – 8 - 10 человек, при групповом обучении – 10 - 20 человек.
5. Оценка индивидуальных достижений ребенка по сравнению с его предыдущими достижениями. Выделение и предъявление ребенку как положительных, так и отрицательных сторон его деятельности.
6. Обоснованность, непротиворечивость и понятность организационных и методических требований для ребенка.
7. Составление совместно с детьми плана общих мероприятий, привлекательных для ребят и последующее выполнение этого плана.
8. Обсуждение моральных и этических проблем совместно с ребятами с целью усвоения ими моральных и ценностных норм общества, включая разрешение возникших в группе конфликтов и др.
Особенности проведения занятий со школьниками 10-ти – 13-ти лет
-
Продолжительность занятий – 45 минут. При продолжительности занятий свыше указанной обязателен перерыв 10 - 15 минут. -
Занятия детей в микрогруппах по 2 - 6 человек в рамках общегруппового занятия с разделением функций планирования контроля и исполнения задания. -
Совместное с детьми планирование деятельности микрогруппы и последующая реализация этого плана. -
Количество детей в группе: при фронтальном обучении – 8 - 10 человек, при групповом обучении – 10 - 20 человек. -
Совместное с детьми составление основных требований и этических принципов работы данного объединения (группы). -
Совместная с детьми выработка критериев оценки продуктов и результатов их творчества и последующее применение их при реальной оценке результатов детского творчества. -
Непротиворечивость и обоснованность методических требований педагога.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА
1. Подготовить место проведения собрания.
2. Определить повестку собрания.
Примерные вопросы:
- познакомиться (назвать свои фамилию, имя и отчество, а также попросить представиться родителей).
- познакомить с основными положениями из устава и правил поведения обучающихся в организации ДОД;
- познакомить родителей со своим коллективом (рассказать о том, сколько лет существует коллектив, о его традициях, основных видах деятельности и т.д.);
- рассказать о задачах коллектива на новый учебный год;
- сообщить о том, что необходимо для занятий в данном коллективе (инструменты, материалы, форма одежды и т.п.).
3. Провести выборы родительского комитета коллектива и члена родительского комитета отдела.
4. Обсудить вопрос о помощи родителей коллективу.
5. Оформить заявления родителей о приеме их детей во Дворец (для тех, кто это не сделал).
6. Ответы на вопросы родителей.
Требования к проведению учебного занятия
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
-
Педагогу необходимо сформулировать тему и цель занятия. -
Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим -
На занятии необходимо сочетать коллективную и индивидуальную формы работы учащихся. -
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. -
Педагогу следует добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии. -
Педагог должен соблюдать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятия.
Предполагаемые формы проведения учебных занятий
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании детей могут быть следующие формы:
для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:
-
беседа с игровыми элементами; -
сказка; -
сюжетно-ролевая игра; -
игра-путешествие; -
игра-имитация; -
соревнования (состязания) и др.
для учащихся среднего школьного возраста:
-
лекция; -
учебная игра; -
творческий проект; -
конкурс (КВН); -
заочная экскурсия; -
тематические задания по подгруппам;
для учащихся старшего школьного возраста:
-
проблемная лекция; -
пресс-конференция; -
практические занятия (лабораторная работа); -
семинар; -
тематическая дискуссия; -
групповая консультация; -
защита творческой работы; -
деловая игра; -
презентация (вида деятельности, выставки, персональной выставки и т.п.),
КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕСЯЦ
Планировать - значит определить приоритетные задачи воспитания учащихся коллектива на определенный срок на основе анализа проблем в их развитии, создать систему действий, мер, дел педагога вместе с другими участниками воспитания (учителями школы, родителями, общественными институтами). Этим определяется необходимость плана и планирования в работе педагога детского коллектива. Планирование помогает педагогу определить перспективы, смысл работы для себя. В той же мере это относится и к учащимся. Им тоже важно видеть перспективы, ведь для них это - ряд интересных и полезных дел.
Приступая к составлению плана воспитательной работы педагога на месяц, необходимо учитывать:
-
специфику учреждения дополнительного образования; -
возраст участников детского коллектива; -
уровень их образованности и воспитанности; -
пожелания детей и родителей; -
направления года.
План воспитательной работы на месяц составляется на основе источников планирования, которыми в организации ДОД являются:
-
программа деятельности организации ДОД на текущий учебный год; -
образовательная программа педагога; -
план работы объединения в каникулярный период»; -
план организации досуга в объединении; -
материалы совещаний отдела.
В форму плана вносятся различные виды деятельности учащихся (экскурсии, выставки, праздники и т.п.) с точным указанием даты, места и времени проведения. Необходимо сделать заявку на помещение (кафе, зал и т.п.), в котором будет проводиться праздник, и услуги технического персонала.
Отдельно планируется учебно-методическая работа (открытые занятия, взаимопосещения и т.п.), с указанием точной даты, времени, места проведения, названия и вида мероприятия, цели его проведения.