Файл: Практическое задание 1 Политолог Л. Санистебан в работе Основы политической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание №1


  1. Политолог Л. Санистебан в работе «Основы политической науки» предложил при анализе политической идеологии выделять в ней две стороны, или два «плана»: явный и скрытый. Каково содержание этих двух «планов» идеологии? Ответ подтвердите примерами.


Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами. После установления явной стороны в содержании идеологии следует вскрыть неявную, скрытую сторону. Иначе говоря, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает, защищает данная идеология.

Поскольку политические идеологии внутренне противоречивы, это может быть причиной расхождения в понимании их содержания. Посему иногда на основе одной и той же идеологии могут возникать противоположные политические движения, например, социал-демократия и коммунизм.


  1. Заполните таблицу: «Программные установки политических партий в РФ».

Политическая партия

Модель общественного развития

Форма государственного устройства

Экономическая политика

Социальная политика

ЕДИНАЯ РОССИЯ

предполагает государственническую позицию, заявленный прагматизм, противопоставление себя более радикальным движениям. Партия поддерживает политику действующего правительства и президента.

Федеративная


всеобъемлющая борьба с коррупцией, развитие инноваций

госсобственность должна концентрироваться в инфраструктурном, оборонном секторах и компаниях-чемпионах

Политика социального государства и адресной помощи населению

КПРФ

построение в России «обновлённого социализма». В краткосрочной перспективе ставит перед собой задачи: приход к власти «патриотических сил», национализация недр и стратегических отраслей экономики с сохранением малого и среднего предпринимательства, усиление социальной направленности политики государства.

Федеративная

национализировать все природные богатства России.

Социалистическое государство, где все блага принадлежат народу

ЛДПР

российская экономическая модель не должна копироваться с американской. Государство не должно полностью уходить из рыночных отношений. А стратегической целью этой модели должны быть национальные интересы России

Федеративная, но без выделения национальных республик

экономика должна быть справедливой, для чего государство должно эффективно исполнять свои социальные обязательства и рационально использовать ресурсы предлагает госмонополию еще и на табак и сахар: если эти отрасли будут в руках частного сектора, Россия непременно проиграет на мировой арене, уверены либерал-демократы. ЛДПР, кроме того, считает необходимым национализировать сырьевой сектор.

Социальные потребности должно полностью обеспечивать государство

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

придерживающаяся идеологии социал-демократии и модернизированного социализма

Федеративная

экономика должна быть справедливой, для чего государство должно эффективно исполнять свои социальные обязательства и рационально использовать ресурсы. Для достижения этой цели «Справедливая Россия» намерена пересмотреть налоги: например, ввести прогрессивную шкалу НДФЛ и отменить возмещение НДС нефтяникам; кроме того, эсеры предлагают госмонополию на этиловый спирт.

Выступает за повышение зарплат и пенсий, но также и за повышение налогов

ЯБЛОКО

партия социального либерализма, которая выступает за европейский путь развития Российской Федерации

Федеративная

для повышения эффективности экономики нужна приватизация.

Социальный блага обеспечены развитым либеральным государством и существует постольку поскольку необходимы. Бесплатной медицины и социального обслуживания нет. Отменены основные социальные доплаты.




Практическое задание №2


  1. Прокомментируйте определение политики, данное М. Вебером: «…Политика… означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает».

Автор обращает наше внимание на то, что политика и власть неразрывно связаны и основой политики является жажда власти. Участия в ней. Политик всегда стремится к власти. Все его действия выражения и поступки направлены только на это, в не зависимости от группы в которой он собирается властвовать.

Политика — это деятельность людей в политической сфере жизни общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти. Политика подразумевает  политическое участие граждан, которое означает действие с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политическом процессе. Люди принимают участие в политической жизни с помощью обращения в органы власти, выборы, референдумы, митинги и другое.


  1. Как Вы думаете, возможна ли взаимосвязь (совместимость) политики и морали? Для ответа на вопрос проанализируйте следующие утверждения:

  • «Морали в политике нет, есть только целесообразность» (В.И.Ленин).

Для Ленина, в частности, для большевиков вообще, характерно целедостижимость: Достижение цели, не церемонясь со средствами.

  • «Кто ищет спасения своей души и других душ, тот ищет его не на пути политики, которая имеет совершенно иные задачи – такие, которые можно разрешить только при помощи насилия… Все… достигнутое политическим действием…угрожает «спасению души»» (М.Вебер).

В данном случае автор вообще предлагает отказаться от стремления к политике, как и к власти для «Спасения души. То есть он тоже, как и Ленин, отрицает сосуществование политики и морали.

  • «Мораль определяет внутренние убеждения человека, тогда как нравственность есть практическая реализация этих принципов, их актуализация в деятельности субъектов» (И.Кант).

Мнение И.. Канта более гибкое. Он допускает, что мораль может остаться внутри политика, как его убеждения. Тогда как нравственность будет выражена в деятельности субъектов.



Считаю, что политике, действительно свойственно стремление к власти. Но история подтверждает, что очень многое в политике зависит от того, является ли ее субъект носителем морали, обладателем нравственных качеств. Ни одного государство (режим) не долго существовало под властью аморальных политиков и, наоборот, если политики, люди в чьих руках находится власть, являются носителями высоких моральных качеств, то и государство процветает и народ доволен.
Практическое задание №3


  1. Американский политолог А. Лейпхарт считает главным гарантом современных демократий «сотрудничество элит и их согласие по базовым ценностям» (языковым, этническим, религиозным и т.д.). Дайте объяснение этой точки зрения. Каково ее значение для современных демократических режимов?


Демократии различаются не только институционально, но и по структуре и составу общества, по характеру правящей элиты. Для сравнения современных демократий Лейпхарт предлагает использовать две переменные — структуру общества и поведение элит. Инвариантами структуры общества может быть как гомогенный, так и гетерогенный состав. В гомогенных обществах население этнически, религиозно и лингвистически едино. Гетерогенные же характеризуются религиозными, этническими и языковыми расколами и конфликтами.

Деполитизированный тип демократии описывается Лсйпхар- том как «либерализм заинтересованных групп», который отмечается участием всех заинтересованных групп в принятии решений (примером такой демократии может служить Норвегия).

Центробежный тип демократии (Веймарская республика в Германии, послевоенная Италия, Третья и Четвертая республики во Франции) отличается крайней нестабильностью.

Центростремительная демократия (англо-американская политическая система, Финляндия, Исландия) основывается на принципе «правительство против оппозиции». По острой конкурентной борьбы между оппозицией и правительством нет. Элиты прилагают максимум усилий для достижения консенсуса.

Сообщественная демократия (Австрия, Нидерланды, Швейцария) возникает в условиях этнического, религиозного, языкового многообразия и характеризуется наличием потенциальных конфликтов. Однако эти конфликты эффективно урегулируются через особую систему представительства и согласования интересов, в которой меньшинства наделяются правом вето.


Лейпхарт скептически относится к возможности выживания центробежной демократии. Исторические факты дают богатую пищу для размышлений о том, какова будет судьба демократического режима, если и общество и элиты расколоты по базовым ценностям, языковым, религиозным и этническим признакам, а соответствующие расколы приводят к острейшим конфликтам. Поэтому его интерес сосредотачивается на условиях выживания демократии в многосоставном обществе. В отличие от С. Хантингтона, который гарантом стабильности любого общества считает высокий уровень институционализации, организацию и контроль властных институтов, их способность реагировать па новые проблемы и решать возникающие проблемы, А. Лейпхарт делает акцент на сотрудничестве элит. Именно оно позволяет выжить и сохраниться демократии в многосоставном обществе.

В современном обществе это хорошо видно по политической ситуации в США, где развивается конфликт элит – Демократической и Республиканской партий.


  1. Сравните высказывания древнегреческих философов Платона и Аристотеля о принципах и формах справедливого государственного устройства и их содержание. Свой ответ аргументируйте.

  • «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги». (Платон)

  • «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…» (Аристотель)

В обоих высказываниях философы утверждают верховную власть – Закона. Они обосновывают, что без власти Закона государства гибнут вне зависимости от формы правления и устройства. В современном праве этот тезис закреплен практически во всех государствах, в конституциях и в правовых системах, в международных нормах права.
Контрольная работа №2
Выполните следующие задания:

Задание 1: Распределите выделенные Г. Алмондом функции политической системы по соответствующим разделам таблицы.


Функции «входа»

Функции «выхода»

агрегирование интересов

политическая коммуникация

политическая социализация

артикуляция интересов

политическое рекрутирование

исполнение правил и норм

нормотворчество

контроль за соблюдением правил и норм


Функции политической системы: исполнение правил и норм, агрегирование интересов, нормотворчество, политическая коммуникация, политическая социализация, политическое рекрутирование, контроль за соблюдением правил и норм, артикуляция интересов.
Задание 2: Заполните таблицу, сравнив политические режимы по следующим критериям.


Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль и функции главы государства

Осуществляет контроль за всеми сферами жизни общества

Осуществляет контроль за многими (большинством) сфер жизни общества

Власть принадлежит народу, глава государства осуществляет властные полномочия по поручению народа, исполнительные и представительные функции

Способ формирования представительных органов власти

Выбираются, назначаются номинально, ограниченным числом руководящих работников

Формируются по патриархальному способу из элит, родов

Демократический, путем выборов

Место и роль политических партий

Однопартийная. Главенствующая роль одной партии

Главенствующая роль одной партии, могут быть номинальные партии не влияющие на власть

Многопартийная

Состояние и гарантии прав и свобод граждан

Права и свободы граждан не соблюдаются, отсутствуют

Ограничены, строго регламентированы

Гарантированы законом

Место и роль силовых структур

Занимают главное место в структуре управления

Занимают одно из главных мест в структуре управления, наравне с традиционными институтами (например, церковь)

Находятся в равном положении со всеми остальными структурами власти

Наличие объективных источников информации

Отсутствуют, только государственные, официальные

Присутствуют, но их деятельность подчинена цензуре и строго регламентирована

Гарантирована свобода слова и СМИ

Степень политического участия граждан

Граждане не участвуют в управлении

Граждане не участвуют в управлении

Власть принадлежит народу, осуществляется выборными представителями