Файл: Количественных представлений дошкольников этапы счетной деятельностипо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Слайд 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Этапы счетной деятельностипо А.М. Леушиной
Слайд 2
Этапы формирования количественных представлений
-
Дочисловая деятельность. -
Счетная деятельность. -
Вычислительная деятельность.
Слайд 3
Содержание количественных представлений дошкольников
1. Дочисловая деятельность
Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо, прежде всего, научить детей работать с множествами:
-
видеть и называть существенные признаки предметов; -
видеть множество целиком;
-
выделять элементы множества; -
называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указывая характеристическое свойство множества и перечисляя все элементы множества); -
составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств; -
делить множество на классы; -
упорядочивать элементы множества; -
сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соответствия); -
создавать равночисленные множества; -
объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).
Слайд 4
2. Счетная деятельность
Владение счетом включает в себя:
-
знание слов-числительных и называние их по порядку; -
умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда);
• выделение итогового числа.
Владение понятием числа включает в себя:
-
понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.); -
понимание количественного и порядкового значения числа;
Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:
-
знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа); -
знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы); -
знание связей между соседними числами (больше, меньше).
Слайд 5
3. Вычислительная деятельность
Вычислительная деятельность включает в себя:
-
знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»);
-
знание образования соседних чисел (п ± 1); -
знание состава чисел из единиц;
-
знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания);
-
знание цифр и знаков +, —, =, <, >; -
умение составлять и решать арифметические задачи.
Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо:
• владение устной и письменной нумерацией (называние и запись);
-
владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись); -
владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.).
Замечание. Данными знаниями и умениями дошкольнику необходимо качественно овладеть в пределах первого десятка. Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе).
Слайд 6
Значение развития количественных представлений у дошкольников
Полноценное развитие количественных представлений у дошкольника оказывает огромное влияние на общее развитие его личности, готовит ребенка к школьному обучению, расширяет его жизненные возможности:
-
группировка предметов по признакам вырабатывает умение
сравнивать и классифицировать; -
объяснение выполнения действий обогащает и развивает речь;
•работа с разнообразным наглядным материалом формирует умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;
-
работа с раздаточным материалом развивает мелкую моторику; -
счет предметов, звуков, движений, счет «на ощупь» развивает различные анализаторы; -
использование при работе сначала реальных предметов, потом их изображений, затем заменителей и слова развивает все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое); -
изучение составов числа учит анализировать и синтезировать; -
изучение абстрактных математических понятий (число и др.) учит абстрагироваться; -
при решении и составлении арифметических задач у детей развивается логическое мышление, умственные способности, мыслительные операции, интенсивно развивается речь; -
счет, сравнение чисел, арифметические действия и др. становятся доступными детям и используются ими в игровой, бытовой и учебной деятельности; -
формирование количественных представлений готовит ребенка к успешному изучению математики в школе. -
Слайд 7
Физиологические и психологические механизмы восприятия количества
Второй год жизни
Происходит первоначальное формирование представлений о множественности («много») и единичности («один») предметов и явлений. Накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных элементов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.). Дети овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества (перебирают, пересыпают, перекладывают, раскидывают, собирают, расставляют и пр.). Начинают понимать смысл слов «много» и «мало», но количественная сторона множества предметов не является значимым признаком для детей. Воспринимая множество, не видят его границ, не выделяют его элементы, не замечают исчезновение отдельных элементов.
Слайд 8
Третий год жизни
Появляется тенденция к умению различать разные по численности группы предметов. Дети соотносят слова «много», «мало», «один» с определенным количеством предметов и выполняют просьбу взрослого «дай один мяч» или «дай много конфет». Выделяют один и много звуков. Появляется стремление создавать совокупности предметов. Но интересуют ребенка не количественные отношения, а сами процессы дробления и объединения. Дети воспринимают множество в его границах, но не умеют следить за отдельными элементами. При накладывании предметов друг на друга возникает интерес к сравнению множеств по количеству и их уравниванию («больше, меньше, поровну»). В процессе организованных действий с множествами под руководством взрослого у детей начинает развиваться умение выделять признак количества.
Слайд 9
Четвёртый год жизни
Для детей становится главным восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям трудно абстрагироваться от качественных признаков предметов (цвет, размер, форма) и их пространственного расположения. Закон сохранения количества («Число объектов в группе сохраняется независимо от того, как их расположить или растасовать» — Ж. Пиаже) познается детьми не сразу.
Восприятие детьми количества зависит от способа расположения предметов:
• •••• | Предметы расположены в ряд. Легче воспринимаются отдельные элементы. (Обучение счету идет продуктивнее.) Не видят границу множества (вводим, например, «обобщающий жест») |
• • ••• | Предметы расположены в виде фигуры. Множество воспринимается как целостное единство, но затрудняется выделение отдельных элементов |
Слайд 10
Числовая фигура используется для создания наглядного образа числа.
Пятый год жизни
Происходит освоение детьми счета — это длительный и сложный процесс. Счет как деятельность состоит из ряда компонентов:
-
называние слов-числительных по порядку; -
соотнесение их с предметами (взаимно однозначно); -
определение итогового числа.
Для овладения счетной деятельностью необходимы рече-слухо-зрительно-двигательные связи. Необходимо умение устанавливать взаимно однозначные соответствия (это тренируется при сравнении множеств путем наложения и приложения).
У детей постепенно формируется слуховой образ натурального ряда (слова-числительные выстраиваются в ряд, называясь по порядку).
Н. А. Менчинская: «Детям свойственно воспроизводить "безытоговый счет", неумение отвечать на вопрос "сколько всего?"». Осознание итогового значения числа приводит не только к умению отвечать на вопрос, но и сравнивать множества и числа на наглядной основе. Восприятие и мышление ребенка перестраиваются, вырабатывается осознание принципа сохранения количества.
Речевые и двигательные действия при счете проходят общий путь развития: от внешнего, развернутого к внутреннему, свернутому. Вначале ребенок говорит числительные, дотрагивается до каждого предмета рукой, завершает счет обобщающим жестом. Постепенно движения рук заменяются движением глаз, отпадает необходимость делать обобщающий жест, голос заменяет шепот, а потом молчание — все переходит в умственную работу.
Слайд 11
Шестой год жизни
У детей складывается ограниченное представление о значе
нии единицы. Она ассоциируется с некоторым отдельным предметом. Под влиянием обучения дети овладевают умением относить единицу к группе предметов (счет парами, тройками, пятками, десятками и т. п.). Это является основой для понимания десятичной системы счисления.
При овладении измерением дети пользуются подсчетом условных мерок, дают количественную характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе, раскрывает отношение «часть — целое».
Слайд 12
Последовательность развития представлений у дошкольников:
-
восприятие множественности («много», «мало», «один»); -
практическое установление взаимно однозначных соответствий («столько же», «больше», «меньше»); -
осмысленный счет и измерение.
Слайд 13
Седьмой год жизни
Без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку. Не осознавая структуру задачи (условие и вопрос), они не придают значения числовым данным, не понимают смысла вопроса.
Только при специальном обучении приходит умение составлять и решать арифметические задачи, что играет большую роль для математического и умственного развития (А.М.Леушина, Е. А. Тарханова).
Слайд 14
Особенности развития количественных представлений у детей | Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ |
ДОЧИСЛОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Детей увлекают множества из одинаковых элементов | Сначала учим составлять множества из одинаковых элементов, затем из разных, потом из подмножеств |
Не видят границы множества | Сначала ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость (подставками, карточками, круговыми жестами и др.), рассматриваем множества, расположенные в виде фигур (по кругу и др.), затем в свободной обстановке |
Затрудняются в выделении отдельных элементов множества | Рассматриваем элементы множества, расположенные линейно. При составлении множества учим проговаривать: «один кубик, один кубик,...» |