Файл: Доклада Основные подходы к пониманию предмета психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Достоинства: активная позиция исследователя; возможность создавать необходимые условия и обеспечивать их постоянство; возможность повторить эксперимент, варьировать, изменять условия, при которых изучается психическое явление.

Дальнейшее развитие естественного эксперимента привело к созданию психолого-педагогического эксперимента, сущность которого состоит в том, что изучение испытуемого ведется непосредственно в процессе обучения и воспитания.

Вспомогательными методами являются методы опроса, социометрия, тестирование и изучение продуктов деятельности. Методы опроса – это методы получения информации на основе вербальной коммуникации (путем вопросов и ответов). Каждый из вариантов проведения опроса имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный (беседа, интервью), письменный (анкетирование) и свободный.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя

Основные требования, предъявляемые к беседе: определение цели и задач беседы; составление плана; создание атмосферы, обеспечение психологического контакта с испытуемым, соблюдение этических норм; поддержание атмосферы доверия, искренности, доброжелательности; составление вопросов; каждый (они могут корректироваться в ходе беседы); фиксация (протоколирование) ответов после беседы.

Методы моделирования относят к самостоятельному классу методов, которые применяются, когда использование других методов затруднено. Особенностью данных методов является тот факт, что они опираются на определенную информацию о психическом явлении, а также тот факт, что при их использовании не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Именно поэтому сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и пр.

Раздел III. В чем отличие стандартизированных и нестандартизированных тестов? Дайте сравнительную характеристику.


Стандартизованным тестом (СТ) называется такой тест, который опробован на достаточно большом (500–1000 человек) и представительном контингенте тестируемых и который имеет стабильные и приемлемые показатели качества, а также спецификацию – паспорт с нормами, условиями и инструкциями для его многократного использования в разных условиях.

Представительность контингента означает, что выборка тестируемых по их данным (возраст, пол, обученность, обучаемость, национальность и др.) представляет такие же данные какой-то более крупной выборки, которую невозможно и нецелесообразно тестировать с помощью предварительных вариантов СТ. Разные условия использования ЛДТ обычно довольно ограничены и должны быть указаны в спецификации – паспорте.

Нестандартизованными называются преподавательские/учительские (classroom, home-made) тесты (ПТ), которые составлены самими преподавателями/учителями для своих учащихся. Они имеют на практике несколько названий – просто тест, тестовая контрольная работа, квиз (quiz). ПТ коротки, и для них необязательно определение всех показателей качества. Однако они отличаются от обычной контрольной работы тем, что проводится хотя бы одно опробование с целью определения трудности заданий для более обоснованного составления окончательного варианта ПТ.

Имеет смысл ввести еще одну разновидность ЛДТ, промежуточную между СТ и ПТ. Эту разновидность целесообразно назвать локально стандартизованным тестом (ЛСТ). Как вытекает из названия, его отличие от СТ состоит в том, что представительной выборкой является контингент тестируемых одной школы, одного вуза или школ/вузов одного города в пределах 100–300 человек. С одной стороны, это улучшенный, возможно более полный ПТ, с другой стороны, это менее строгий по показателям качества СТ. Если ПТ составляют 1–2 человека, а ЛСТ – небольшая группа (4–5 человек), то составлением "широко" стандартизованных тестов охвачены целые коллективы.

Таким образом, степень стандартизованности ЛДТ заключается в степени их разработанности, в разной представительности выборок тестируемых для опробования и использования, а также в качестве самих тестов.




Раздел IV. Заполнить пробелы:

  1. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь экспериментальным (опытным) путем.

  2. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к эмпирическому направлению.

  3. Гипотеза – это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.

  4. Метод интроспекций состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

  5. В основе научного метода лежит проверка гипотез.

Семинарско-практическое занятие № 3 по темам «Понятие о психике и ее эволюции. Происхождение и развитие сознания человека»
Раздел II. Тема доклада «Возникновение и развитие психики животных (в филогенезе)»

В истории естествознания можно выделить 4 традиционные позиции, которые характеризуют момент перехода от непсихической формы отражения к психической.
1. панпсихизм – всеобщая одухотворенность природы (древние греки: Гераклит, Анаксагор; Фехнер).
2. биопсихизм – психика – это свойство только живой материи (В.Вундт).
3. нейропсихизм – психика – свойство организмов, обладающих нервной системой (Ч.Дарвин).
4. антропопсихизм – появление психики связано с появлением человека, психики лишены не только растения, но и животные (Р.Декарт).

Отечественная психология под основной причиной становления психики понимает особенности жизнедеятельности живых существ. Наиболее совершенным органом, обеспечивающим функционирование психики, является мозг человека.

Почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Потому, что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Т.е. закреплялось то, что было биологически полезно. А.Н.Северцов различает два способа приспособления организма к среде:
1. постепенное изменение строения и функционирования органов
(например, в ходе эволюции плавники приспосабливаются к передвижению по суше и превращаются в лапы). Этот способ общий для растений и для животных.

2. изменение поведения.
Характерен только для животных. Причем одни формы поведения изменяются медленно – инстинктивное поведение, а другие стремительно, в течение жизни животного – индивидуальное научение (именно этот способ адаптации к среде связан с необходимостью существования психики).
По мнению П.Я.Гальперина, необходимость в психике возникает при освоении изменчивой среды обитания, где биологически значимые объекты разнообразны, а конкретная реакция должна быть подогнана к особенностям объекта и ситуации. Надо отметить, что многие, удивительно сложные реакции организмов не предполагают участия процессов.

По А.Н.Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью.

Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия (например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая таким образом максимальное количество солнечной энергии, необходимой для успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами). Однако, по Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, т.к. он может реагировать исключительно на раздражители (свет), которые удовлетворяют его биологическую потребность в энергии света. Класс раздражителей, которые напрямую удовлетворяют биологическую потребность, называют биотическими.

В качестве объективного критерия возникновения психики Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости, была названа чувствительностью. Т.е., психика появляется тогда, когда появляется минимальная возможность научения.

Этапы развития психики в филогенезе:



  1. Первичная наиболее примитивная стадия психики, которая свойственна огромному количеству видов живых существ от простейших насекомых до некоторых позвоночных, получила название элементарной сенсорной психики. Характеризуется тем, что животные реагируют на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостный нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Простейшие способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве (таксисы – отрицательные, положительные, термо, гальвано, хемо, гео, фото и т.д.). Способность к обучения минимальна и в основном выражается в привыкании.

    1. Перцептивная психика характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Например, в одном из исследований на глазах у кролика в ящик помещали кочан капусты. Экспериментатор незаметно заменял капусту на морковку. Затем кролику позволяли залезть в ящик и съесть находящийся там предмет. Несмотря на то, что морковь в естественной ситуации является таким же привлекательным пищевым стимулом как и капуста, кролик всем своим видом демонстрировал удивление и продолжал поисковую активность. Другими словами, кролик ожидал найти капусту, а не пищу вообще, т.е. воспринимал пищу предметно.

    2. Интеллектуальная стадия развития психикиприсуща только высокоорганизованным млекопитающим.
      Исследованием интеллекта человекообразных обезьян («ручного мышления») активно занимались представители гештальтпсихологии. Наиболее широкую известность приобрел работы В.Келлера, проведенные им на острове Тенерифе.
      Эта стадия предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия развития психики характеризуется следующими особенностями: активное использование орудий; явление инсайта, т.е. мгновенного нахождения решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок; закрепление эффективного способа решения после единственной удачной попытки; возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач; способность решать двухфазные задачи (например, вне клетки, где находится обезьяна, кладут банан. Несколько ближе кладут длинную палку. Еще одна палка, более короткая, находится в зоне досягаемости обезьяны. Чтобы достать банан, животному необходимо сначала с помощью короткой палки притянуть к себе длинную, взять ее, а потом, орудуя длинной палкой, достать банан).



Раздел III. Представьте отличие психики человека от психики животных.




Психика животных



Психика человека

наличие первой сигнальной системы (реакция нервной системы на непосредственное воздействие предметов внешнего мира)

наличие первой и второй сигнальных систем (реакция на непосредственный раздражитель + реакция на слово, заменяющее конкретный предмет)

конкретное, наглядно-
образное мышление

абстрактное мышление

не обладают языком, речью


обладают языком, речью

пассивная форма отражения, направленная на приспособление к окружающей среде

активная форма отражения, направленная на изменение окружающей среды и самого человека


Раздел IV. Заполнить пробелы:

  1. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к отбору признаков, наиболее приспособленных к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

  2. Труд Дарвина, опубликованный в 1859 г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался «Происхождение видов».

  3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными генетики и открытием аконов наследственности.

  4. Последовательность событий, в результате которой информация от органов чувств передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется рефлексом.

  5. Присущие данному виду сложные стереотипные формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют инстинктивным поведением.

  6. У некоторых животных наблюдается импритинг – создается глубокая привязанность к первому движущемуся предмету, который они увидели после появления на свет.

  7. Способность к умозаключению – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у высших млекопитающих.

  8. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития черепа во всех направлениях, а тем самым и для увеличения объема головного мозга.

  9. Главные особенности социальной организации человека – разделение пищи со своими сородичами и образование постоянных групп.