Файл: Основы применения беспилотных летательных аппаратов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Начальник
«_____» _______________ 2019 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом дежурных караулов
по дисциплине
«Аварийно-спасательные работы» на 15,16,22,29 ноября 2019г.
Тема: Основы применения беспилотных летательных аппаратов.
Вид занятия: теоретическое Отводимое время 2 (ч)
Цель занятия: Обучить и закрепить знания у личного состава по проведению аварийно-спасательных работ на воде.
Литература, используемая при проведении занятия:
-
Приказ МЧС РФ от 18.09.2012г. №555 «Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; -
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2014 г.№1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях ФПС ГПС». -
В.В. Теребнев, Ю.Н. Моисеев, В.А.Грачев, В.В.Булгаков, А. О. Семенов, Д.В. Тараканов, «Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование», 2008 г. -
М.Д. Безбородько «Пожарная техника», 2004 г.
Развернутый план занятия:
Учебный вопрос №1 - Основы применения беспилотных летательных аппаратов – 90 мин.
По принципу полета все БПЛА можно разделить на 5 групп (первые 4 группы относятся к аппаратам аэродинамического типа):
с жестким крылом (БПЛА самолетного типа);
с гибким крылом; с вращающимся крылом (БПЛА вертолетного типа);
с машущим крылом;
аэростатические.
Кроме БПЛА перечисленных пяти групп существуют также различные гибридные подклассы аппаратов, которые по их принципу полета трудно однозначно отнести к какой-либо из перечисленных групп. Особенно много таких БПЛА, которые совмещают качества аппаратов самолетного и вертолетного типов. С жестким крылом (самолетного типа) Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с жестким крылом. Подъемная сила данных аппаратов создается аэродинамическим способом за счет напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа, как правило, отличаются большой длительностью полета, большой максимальной высотой полета и высокой скоростью. Существует большое разнообразие подтипов БПЛА самолетного типа, различающихся по форме крыла и фюзеляжа. Практически все схемы компоновки самолета и типы фюзеляжей, которые встречаются в пилотируемой авиации, применимы и в беспилотной. С гибким крылом Это дешевые и экономичные летательные аппараты аэродинамического типа, в которых в качестве несущего крыла используется не жесткая, а гибкая (мягкая) конструкция, выполненная из ткани, эластичного полимерного материала или упругого композитного материала, обладающего свойством обратимой деформации. В этом классе БПЛА можно выделить беспилотные моторизованные парапланы, дельтапланы и БПЛА с упруго деформируемым крылом. Беспилотный моторизованный параплан – аппарат на основе управляемого парашюта-крыла, снабжённый мототележкой с воздушным винтом для автономного разбега и самостоятельного полёта. Крыло обычно имеет форму прямоугольника или эллипса. Крыло может быть мягким, иметь жесткий или надувной каркас. Недостатком беспилотных моторизованных парапланов является трудность управления ими, так как навигационные датчики не имеют жесткой связи с крылом. Ограничение на их применение оказывает также очевидная зависимость от погодных условий. С вращающимся крылом (вертолетного типа) Этот тип аппаратов известен также как БПЛА с вращающимся крылом. Часто их называют также – БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой. Последнее не совсем корректно, так как в общем случае вертикальный взлет и посадку могут иметь и БПЛА с неподвижным. Подъемная сила у аппаратов этого типа также создается аэродинамически, но не за счет крыльев, а за счет вращающихся лопастей несущего винта (винтов). Крылья либо отсутствуют вовсе, либо играют вспомогательную роль. Очевидными преимуществами БПЛА вертолетного типа являются способность зависания в точке и высокая маневренность, поэтому их часто используют в качестве воздушных роботов. С машущим крылом БПЛА с машущим крылом основаны на бионическом принципе – копировании движений, создаваемых в полете летающими живыми объектами – птицами и насекомыми. Хотя в этом классе БПЛА пока нет серийно выпускаемых аппаратов и практического применения они пока не имеют, во всем мире проводятся интенсивные исследования в этой области. В последние годы появилось большое количество разных интересных концептов малых БПЛА с машущим крылом. Главные преимущества, которые имеют птицы и летающие насекомые перед существующими типами летательных аппаратов – это их энергоэффективность и маневренность. Аппараты, основанные на имитации движений птиц, получили название орнитоптеров, а аппараты, в которых копируются движения летающих насекомых – энтомоптерами. Аэростатические БПЛА аэростатического типа– это особый класс БПЛА, в котором подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы, действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием). Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями. Дирижабль – Л А легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и системы управления ориентацией. По конструкции дирижабли подразделяются на три основных типа: мягкий, полужёсткий и жёсткий. В дирижаблях мягкого и полужёсткого типа оболочка для несущего газа мягкая, которая приобретает требуемую форму только после закачки в неё несущего газа под определённым давлением. В дирижаблях мягкого типа неизменяемость внешней формы достигается избыточным давлением несущего газа, постоянно поддерживаемым баллонетами – мягкими ёмкостями, расположенными внутри оболочки, в которые нагнетается воздух. Баллонеты, кроме того, служат для регулирования подъемной силы и управления углом тангажа (дифференцированная откачка/закачка воздуха в баллонеты приводит к изменению центра тяжести аппарата). Дирижабли полужёсткого типа отличаются наличием в нижней части оболочки жесткой (в большинстве случаев на всю длину оболочки) фермы. В жёстких дирижаблях неизменяемость внешней формы обеспечивается жестким каркасом, обтянутым тканью, а газ находится внутри жёсткого каркаса в баллонах из газонепроницаемой материи. Жесткие дирижабли в беспилотном исполнении пока практически не применяются. Классификация Некоторые классы зарубежной классификации отсутствуют в РФ, лёгкие БПЛА в России имеют значительно большую дальность и т. д. Согласно российской классификации, которая ориентирована преимущественно пока только на военное назначение аппаратов.
БПЛА можно систематизировать следующим образом:
Микро– и мини–БПЛА ближнего радиуса действия – взлётная масса до 5 кг, дальность действия до 25-40 км;
Лёгкие БПЛА малого радиуса действия – взлётная масса 5-50 кг, дальность действия 10-70 км; Лёгкие БПЛА среднего радиуса действия – взлётная масса 50-100 кг, дальность действия 70-150 (250) км;
Средние БПЛА – взлётная масса 100-300 кг, дальность действия 150-1000 км;
Средне-тяжёлые БПЛА – взлётная масса 300-500 кг, дальность действия 70-300 км;
Тяжёлые БПЛА среднего радиуса действия – взлётная масса более 500 кг, дальность действия 70-300 км;
Тяжёлые БПЛА большой продолжительности полёта – взлётная масса более 1500 кг, дальность действия около 1500 км; Беспилотные боевые самолёты – взлётная масса более 500 кг, дальностью около 1500 км. Применяемые БПЛА Гранад ВА-1000
Преимущества
Можно выделить следующие: осуществляют полеты при различных погодных условиях, сложных помехах (порыв ветра, восходящий или нисходящий воздушный поток, попадание БПЛА в воздушную яму, при среднем и сильном тумане, сильном ливне); проводят воздушный мониторинг в труднодоступных и удаленных районах; являются безопасным источником достоверной информации, надежное обследование объекта или подозреваемой территории, с которой исходит угроза; позволяют предотвращать ЧС при регулярном наблюдении; обнаруживают ЧС (лесные пожары, горение торфяников) на ранних стадиях; исключают риск для жизни и здоровья человека. Беспилотный летательный аппарат предназначен для решения следующих задач: беспилотный дистанционный мониторинг лесных массивов с целью обнаружения лесных пожаров; мониторинг и передача данных по радиоактивному и химическому заражению местности и воздушного пространства в заданном районе; инженерная разведка районов наводнений, землетрясений и других стихийных бедствий; обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разлива рек; мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов; экологический мониторинг водных акваторий и береговой линии; определение точных координат районов ЧС и пострадавших объектов. Мониторинг осуществляется днем и ночью, в благоприятных и ограниченных метеоусловиях. Наряду с этим беспилотный летательный аппарат обеспечивает поиск потерпевших аварию (катастрофу) технических средств и пропавших групп людей. Поиск проводится по заранее введенному полетному заданию или по оперативно изменяемому оператором маршруту полета. Он оснащен системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами. Во время полета, как правило, управление беспилотным летательным аппаратом автоматически осуществляется посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят: приемник спутниковой навигации, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС и GPS; система инерциальных датчиков, обеспечивающая определение ориентации и параметров движения беспилотного летательного аппарата; система датчиков, обеспечивающая измерение высоты и воздушной скорости; различные виды антенн. Бортовая система связи функционирует в разрешенном диапазоне радиочастот и обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт. Решаемые задачи Можно классифицировать на четыре основные группы: обнаружение ЧС; участие в ликвидации ЧС; поиск и спасение пострадавших; оценка ущерба от ЧС.
Пособия и оборудование, используемые на занятии: учебная доска, наглядные пособия, плакаты.
Руководитель занятия:
«01» ноября 2019г.