Файл: Проблемы и перспективы развития горнодобывающей промышленности.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблемы и перспективы развития горнодобывающей промышленности
На современном этапе экономического развития горнодобывающая промышленность занимает небольшую долю в промышленности Республики Беларусь – порядка 1,6 %
Горнодобывающая промышленность в Республике Беларусь сталкивается с рядом проблем, связанных с охраной окружающей среды, здравоохранением и безопасностью, увеличением правительственного контроля и другими основными проблемами, которые будут рассмотрены далее.Проблемы
- отсутствие национальной комплексной стратегии развития горнодобывающей промышленности; отсутствие финансовых ресурсов для развития и реконструкции производства;
- высокая капиталоемкость горных проектов;
- техническая и технологическая отсталость производства;
- несовершенство налоговой системы и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере недропользования;
- слабое развитие частного предпринимательства, что подтверждается количеством организаций горнодобывающей промышленности (2009 г. – 43, 2013 г. – 50 предприятия);
- недостаточный уровень и качество менеджмента в отрасли, в основном. вследствие того факта, что предприятия, представляющие отрасль, являются естественными монополистами.
Проблемы
Общие проблемы горнодобывающей отрасли связаны, в основном, с незавершенностью реформ и несовершенством регулятивной базы в сфере недропользования. На уровне государства отсутствует конкретная программа по концептуальному и стратегическому видению развития отрасли на несколько лет вперед, что усложняет проведение реформ отсутствием конкретных постановочных целей и задач. Процедура оформления доступа к недропользованию усложнена и требует многочисленных согласований, экспертиз, соглашений.Перспективы
Концепции повышения эффективности функционирования горнодобывающей промышленности в Республике Беларусь уделяется недостаточно внимания, о чем свидетельствует нормативно-правовая освещенность темы. Конкретными мерами политики могут быть:- создание единого органа управления добывающей промышленностью, включающего в свою структуру раздельно орган по лицензированию недропользования (Горный кадастр) и Горную Инспекцию;
- разработка и принятие среднесрочной стратегии развития горнодобывающей отрасли на 2015–2017 гг.;
- принятие пакета законопроектов о концессиях, горных концессиях, соглашении о разделе продукции;
- в перспективе возможно объединение данных законов и закона «О недрах» в единый кодекс о недрах, направленных на развитие горнодобывающего бизнеса;
- упрощение оформления прав доступа к недрам и администрирования недропользования будет осуществлено через введение практики оформления прав недропользования по принципу «единого окна».
Перспективы
Кроме того особое внимание в повышении эффективности функционирования горнодобывающей промышленности в Республике Беларусь уделяется инновационной активности предприятий.
- Как заявлено в программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. основными ее задачами являются формирование эффективной национальной инновационной системы, повышение инновационной активности организаций, содействие развитию изобретательства и рационализаторства. Планируется увеличение затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 % от ВВП. При этом доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки должно составлять не менее 52–54 %
Перспективы
В государственной финансовой системе представляется целесообразным формирование группы акционерных инновационных. Это способствовало бы увеличению совокупного оборота финансирования инновационных проектов, а также совершенствованию его организации. К числу основных функций инновационных банков следует отнести:- долгосрочное кредитование под низкую процентную ставку инновационных проектов и программ;
- страхование инвестиционных проектов, имеющих инновационную направленность;
- контроль за целевым использованием выданных долгосрочных ссуд;
- осуществление лизинговых операций;
- оказание предприятиям помощи в разработке бизнес-планов инновационных проектов;