Файл: Материалы для подготовки к практическим занятиям раздел нравственноэтические основы службы в органах внутренних дел российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материалы для подготовки к практическим занятиям
РАЗДЕЛ 9.1. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУЖБЫ В
ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Тема 9.1.2. Исторические традиции службы в органах внутренних
дел Российской Федерации.
Цель:изучить смысл и взаимосвязь нравственных понятий и принципов, базовых для профессиональной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
I. Учебные вопросы:
1. Основные этапы истории полиции России. Становление традиций службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
2. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной российской полиции.
3. Значение и смысл служебных традиций органов внутренних дел
Российской Федерации. Служебные ритуалы.
II. Доклады, сообщения, эссе:
Подготовить эссе на тему «Почему я выбрал профессию полицейского». Эссе должно быть написано на отдельных листах, от руки с минимальным использованием ресурсов сети интернет, состоять из введения, основной части и заключения. Общий объём эссе 20-30 предложений. На листах указывается ФИО слушателя, номер учебной группы.
Структура эссе:
Вступление (Должен ли человек определиться со своей будущей профессией еще в среднем образовательном учреждении или это необязательно? Могут ли какие-то определённые детские увлечения повлиять на выбор профессии? Какую роль в выборе профессии играют родители и другие близкие люди, друзья? И должны ли они это делать?).
Основная часть – доказательства своей точки зрения (Чем Вас привлекла профессия «полицейский» и почему именно на ней Вы остановили свой выбор? Какими качествами должен обладать человек, чтобы достойно служить закону и народу? Какими из них вы точно обладаете и над какими качествами еще надо поработать? Значимы ли на Ваш взгляд традиции и преемственность поколений в полиции?).
Заключение – обобщение всего вышесказанного и конечные выводы
(Что Вы ждете от своего выбора? Чем вы готовы пожертвовать чтобы достигнуть своей мечты и своих планов? В чем на Ваш взгляд секрет успеха самых известных полицейских нашей страны? На кого из них Вы бы хотели быть похожим? Почему?).
Сообщения:
1) Отечественные правоохранительные органы в IX – XVII вв.
2 2) Основные направления реформирования органов внутренних дел в
2011-2012 гг.
III. Литература:
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 5 марта 2018 г. № 121 «О Дне образования российской полиции».
5. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении
Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации».
Основная:
1. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч.
1: Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Дополнительная:
1. История органов внутренних дел: курс лекций / А.В. Давиденко и др.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
2. Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел
России: учебное пособие / под ред. А.Л. Анисина. – Тюмень: ТИПК МВД
России, 2018.
IV. Методические указания по подготовке к практическому занятию:
1. Для подготовки сообщений старший учебной группы назначает ответственных за подготовку сообщений слушателей. При необходимости, слушатели, ответственные за подготовку сообщений, заранее прибывают на индивидуальную консультацию к преподавателю для определения структуры сообщения, основных вопросов и списка использованной литературы. При подготовке сообщения следует сделать краткий конспект его содержания, в ходе доклада нужно обращать внимание на самые главные факты, раскрывать причинно-следственные связи. Зачитывание текста сообщения не допускается. На сообщение отводится до 5 минут.
2. При подготовке первого учебного вопроса следует кратко выписать основные этапы истории российской полиции и их краткую характеристику.
3. При подготовке второго учебного вопроса следует знать: основные итоги реформирования органов внутренних дел в 2011-2012 гг., принципы деятельности полиции. Выписать в конспект понятия «милиция» и
«полиция».
4. При подготовке третьего учебного вопроса следует знать: понятия
«традиция», «обычай», «ритуал», «символ» и их взаимосвязь. Определить
3 смысл служебных традиций и ритуалов, их место в деятельности сотрудника
ОВД. Привести примеры служебных традиций и ритуалов.
5. На практическое занятие иметь следующую литературу:
– Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч. 1:
Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Тема: 9.1.3. Принципы и нормы профессиональной этики
сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Цель: изучить смысл и взаимосвязь нравственных понятий и принципов, базовых для профессиональной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
I. Учебные вопросы:
1. Профессиональная этика сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации.
2. Профессионально-нравственные принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
II. Доклады, сообщения, эссе:
Сообщения:
1) Духовно-нравственные ориентиры службы сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
2) Принцип гуманизма в правоохранительной деятельности.
III. Литература:
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской
Федерации».
4. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении
Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации».
Основная:
1. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч.
1: Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Дополнительная:
1. Кушнаренко И.А. Основы профессиональной этики сотрудников полиции: учебное наглядное пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2016.
2. Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел
России: учебное пособие / под ред. А.Л. Анисина. – Тюмень: ТИПК МВД
России, 2018.
4
IV. Методические указания по подготовке к практическому занятию:
1. Для подготовки сообщений старший учебной группы назначает ответственных за подготовку сообщений слушателей. При необходимости, слушатели, ответственные за подготовку сообщений, заранее прибывают на индивидуальную консультацию к преподавателю для определения структуры сообщения, основных вопросов и списка использованной литературы. При подготовке сообщения следует сделать краткий конспект его содержания, в ходе доклада нужно обращать внимание на самые главные факты, раскрывать причинно-следственные связи. Зачитывание текста сообщения не допускается. На сообщение отводится до 5 минут.
2. При подготовке первого учебного вопроса следует изучить основные понятия: мораль, нравственность, справедливость, долг, совесть, деловая репутация, достоинство, честь, милосердие, благородство, гуманизм, законность, объективность, толерантность, патриотизм, лояльность.
Определить основные нравственные принципы службы в ОВД, их источники, привести примеры их реализации.
3. При подготовке второго учебного вопроса следует знать: какие нравственные ценности выделяются Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, как действуют нравственные принципы в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
4. На практическое занятие иметь следующую литературу:
– Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч. 1:
Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Тема 9.1.4. Правила служебного общения и служебного этикета
сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Цель: изучить нормы и правила служебного общения и служебного этикета сотрудника ОВД.
I. Учебные вопросы:
1. Сущность, структура и виды служебного этикета.
2. Этикетные правила служебного взаимодействия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
3. Имидж сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
II. Доклады, сообщения, эссе:
Сообщения:
1) Из истории формирования профессиональной этики.
2) Требования к служебному общению и служебному этикету в дореволюционной России.
3) Требования к служебному общению и служебному этикету в советской милиции.
III. Литература:
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
5 2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской
Федерации»
4. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении
Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации».
Основная:
1. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч.
1: Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Дополнительная:
1. Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел
России: учебное пособие / под ред. А.Л. Анисина. – Тюмень: ТИПК МВД
России, 2018.
2. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: учебник / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
IV. Методические указания по подготовке к практическому занятию:
1. Для подготовки сообщений старший учебной группы назначает ответственных за подготовку сообщений слушателей. При необходимости, слушатели, ответственные за подготовку сообщений, заранее прибывают на индивидуальную консультацию к преподавателю для определения структуры сообщения, основных вопросов и списка использованной литературы. При подготовке сообщения следует сделать краткий конспект его содержания, в ходе доклада нужно обращать внимание на самые главные факты, раскрывать причинно-следственные связи. Зачитывание текста сообщения не допускается. На сообщение отводится до 5 минут.
2. При подготовке первого учебного вопроса следует выписать определения следующих понятий: этика, этикет, этикетная норма, служебный этикет. Определить структуру служебного этикета сотрудника
ОВД. Знать правовые документы, которые лежат в основе служебного этикета полицейского.
3. При подготовке второго учебного вопроса следует изучить основные требования к служебному поведению сотрудника ОВД, предъявляемые ФЗ
«О полиции», Кодексом этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарным уставом ОВД РФ.
4. При подготовке третьего учебного вопроса следует выписать определения следующих понятий: имидж, деловая репутация, авторитет сотрудника ОВД. Определить структуру служебного этикета сотрудника
ОВД. Определить, каким образом имидж, репутация и авторитет влияют на выполнение им оперативно-служебных задач.
6 5. На практическое занятие иметь следующую литературу:
– Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч. 1:
Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Тема 9.1.5. Нравственные основы антикоррупционного поведения
сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
Цель: изучить принципы и нормы профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел в части соблюдения требований антикоррупционных стандартов; изучить требования, запреты и ограничения для сотрудников органов внутренних дел, связанные с противодействием коррупции.
I. Учебные вопросы:
1. Понятие этического конфликта и этической неопределенности в профессиональной деятельности сотрудника.
2. Нравственный смысл коррупции как предательства интересов службы.
3. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации в связи с противодействием коррупции.
II. Доклады, сообщения, эссе:
Сообщения:
1) Понятие этического конфликта в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
2) Понятие этической неопределенности в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
III. Литература:
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении
Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений»
5. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении
Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации».
Основная:
1. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч.
1: Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Дополнительная:
7 1. Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел
России: учебное пособие / под ред. А.Л. Анисина. – Тюмень: ТИПК МВД
России, 2018.
2. Ревягин А.В. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел: учебное пособие / А.В. Ревягин, В.В. Бабурин. – Омск: Омская Академия
МВД России, 2016.
IV. Методические указания по подготовке к практическому занятию:
1. Для подготовки сообщений старший учебной группы назначает ответственных за подготовку сообщений слушателей. При необходимости, слушатели, ответственные за подготовку сообщений, заранее прибывают на индивидуальную консультацию к преподавателю для определения структуры сообщения, основных вопросов и списка использованной литературы. При подготовке сообщения следует сделать краткий конспект его содержания, в ходе доклада нужно обращать внимание на самые главные факты, раскрывать причинно-следственные связи. Зачитывание текста сообщения не допускается. На сообщение отводится до 5 минут.
2. При подготовке первого учебного вопроса следует кратко выписать основные термины: этический конфликт, нравственная неопределенность, коррупция, конфликт интересов, личная заинтересованность. Определить поведение сотрудника в ситуации нравственного конфликта или нравственной неопределенности.
3. При подготовке второго учебного вопроса следует знать: нравственные основы предупреждения коррупции в ОВД, основные меры предупреждения коррупционного поведения и правовые последствия коррупционных нарушений.
4 При подготовке третьего учебного вопроса следует выписать основные требования, запреты и ограничения, связанные с предупреждением коррупции в ОВД, а также их нормативно-правовые основы.
5. На практическое занятие иметь следующую литературу:
– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
– Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч. 1:
Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Тема 9.1.7. «Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел
Российской
Федерации
с
представителями
средств
массовой
информации»
Цель: изучить правовой статус журналистов и блогеров, объем их полномочий по получению информации, общие правила и нормативно установленные формы взаимодействия, сформировать знания, умения и навыки корректно разъяснять гражданам и журналистам нормативно установленные ограничения, связанные с фото- и видеосъемкой
8 профессиональной служебной деятельности сотрудников ОВД, выполнять свои служебные обязанности в условиях проводимой фото- и видеосъемки процесса профессиональной служебной деятельности.
I.Учебные вопросы:
1.Понятие медийности
ОВД, значимость формирования положительного образа сотрудника полиции.
2.Характеристика средств массовой информации.
3.Правовое регулирование взаимодействия МВД и СМИ.
4.Краткая характеристика материалов в сети интернет.
5.Общие правила взаимодействия сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации с представителями средств массовой информации.
II. Доклады, сообщения, эссе:
Доклад «типичные ошибки сотрудников органов внутренних дел при общении с гражданами и представителями средств массовой информации на основе видеоролика в сети Интернет».
Доклад должен состоять из электронной ссылки на видеоматериал, подробного описания происходящих в кадре событий, содержания конфликтной ситуации и алгоритма правильной тактики поведения сотрудника ОВД.
При необходимости, слушатели заранее прибывают к преподавателю для определения структуры сообщения, основных вопросов и списка использованной литературы. При подготовке доклада следует сделать конспект содержания видеоролика, обращая внимания на роль каждого участника видеоматериала, с указанием типичных ошибок сотрудников правоохранительных органов либо граждан, провоцирующих конфликт со ссылками на нормы закона. В заключении необходимо подробно описать алгоритм правильного ведения диалога со стороны сотрудника ОВД для недопущения формирования конфликтной ситуации. Зачитывание текста доклада не допускается. На доклад отводится до 5 минут.
III. Литература
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1
«О средствах массовой информации».
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
4. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
9 6. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
7. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении
Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации».
Основная литература:
1.
Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 частях. Ч. 1:
Профессиональный цикл / ред. В.Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России,
2020.
Дополнительная литература:
1. Духовно-нравственная культура сотрудника органов внутренних дел
[Электронный ресурс]: учебное пособие
/
И.А.
Треушников,
С.Л. Ивашевский, М.Н. Насиров. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2022.
2.
Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел.
Служебный этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Дмитраков
[и др.]. – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени
И.Д. Путилина, 2020.
IV. Методические указания по подготовке к практическому занятию.
1. При подготовке первого учебного вопроса следует выписать понятие медийности органов внутренних дел, значимость формирования положительного образа сотрудника ОВД, термины: СМИ, журналист, имидж, медиаобраз.
4. При подготовке второго учебного вопроса следует знать: виды средств массовой информации, их краткая характеристика, целевая аудитория, характеристика социальных сетей и их отличительные особенности.
5. При подготовке третьего учебного вопроса необходимо знать правовую основу взаимодействия правоохранительных органов и средств массовой информации, ориентированного на моделирование партнерских взаимоотношений. Выписать определения терминов открытость и доступность. Изучить основы Федерального закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
6. При подготовке четвертого учебного вопроса следует знать краткую характеристику материалов в сети интернет, значение и роль каждого вида информации, дать определение манипулятивным действиям СМИ.
При подготовке пятого учебного вопроса необходимо выписать в тетрадь правила взаимодействия сотрудников органов внутренних дел
Российской Федерации с представителями средств массовой информации, основные ограничения и запреты.