ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский юридический институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
620042; г. Екатеринбург, ул. Калинина, 64
Факультет заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации
Кафедра теории и истории государства и права
Профессиональная этика и служебный этикет
Кафедра ________________________________________________________
Бабинов
Учебная дисциплина ________________________________________________________
Максим
Слушатель: Фамилия ____________________________________________
Имя ____________________________________________
ГУ МВД России по Свердловской области
Андреевич
Отчество ____________________________________________
Комплектующий орган ________________________________________________________
заочная
Форма обучения ________________________________________________________
5 лет
Срок обучения ________________________________________________________
1
К
2022
урс _____________________ набор ___________________________
№ группы ________________________________________________________
0522 - ОРД
4785
№ зачетной книжки ________________________________________________________
Практикум
Форма письменной работы ________________________________________________________
(контрольная работа, реферат, практикум)
2
Вариант № ________________________________________________________
Т
________________________________________________________
Дата сдачи работы в секретариат _________________________________
Дата получения работы секретариатом _________________________________
Дата получения работы кафедрой _________________________________
Дата окончания проверки работы преподавателем _________________________________
Оценка _________________________________
(зачтено, не зачтено)
Преподаватель _________________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Оглавление
Задание 1. 3
Задание 2. 4
Задание 3. 6
Задание 4. 10
Список литературы 11
Вариант 2
Задание 1.
Какие позиции сложились в этической литературе по поводу содержания понятий «мораль» и «нравственность»? Какую из этих точек зрения Вы считаете предпочтительной и почему? Поясните Ваши ответы.
Слово «мораль» латинского происхождения. Для точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» («mores» во ми. числе), означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Так Цицерон, подражая Аристотелю, создал новое прилагательное - «моральный». Для обозначения области знания о морали им был введен термин «философия морали».
Слово «нравственность» - славянского происхождения. По смыслу оно почти полностью совпадает с греческим «этос» и латинским «морес». В русском языке много однокоренных слов, например, благонравие, добронравие. Русские писатели, философы, историки сферу знания о нравственности называли «нравственной философией».
Таким образом, все два слова – мораль и нравственность - означают одно и то же, их часто используют как синонимы. Например, дурной поступок можно назвать: аморальным, безнравственным.
Мораль в самом простом определении - это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций, общепринятых представлений.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами
Таким образом, термины «мораль» и «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки. В современном языке все два термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми.
Я полностью согласен с позицией, что мораль и нравственность – это обозначают одно и тоже, потому что мораль имеет значение внутренних духовных качеств и нравственность - это тоже внутренние духовные качества. Такие качества формируются у человека, в зависимости от общества, окружающего его. Какие ценности есть в обществе, такие же и ценности будет стремится развивать в себе личности.
Задание 2.
Универсальное нравственное правило формулировалось на протяжении более двух тысячелетий. Текст этого правила постоянно корректировался, «оттачивался», и в данном процессе участвовало множество авторов. Рассмотрите несколько вариантов формулировок этого правила:
а) «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям» («Махабхарата», эпос народов Индии, примерно 5 в. до н. э.);
б) «Чего сам не желаешь, того не делай другим» (Конфуций, древнекитайский философ, 6–5 вв. до н. э.);
в) «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе» («Талмуд», 4 в. до н. э. – 5 в. н. э.);
г) «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других, то проживем наилучше и наисправедливее» (Фалес, древнегреческий философ, ученый, купец, ок. 625–545 гг. до н. э.);
д) «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пороки» (Библия, Евангелие от Матфея);
е) «Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе» (Т. Гоббс, английский философ, 1588–1679);
ж) «Всякий должен поступать с другим так, как он хочет, чтобы с ним поступали другие» (Дж. Локк, английский философ, правовед, 1632–1704);
з) «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой» (П. А. Кропоткин, русский мыслитель, 1842–1921).
Какое название получило данное правило в истории этических учений? В приведенном перечне представлено два вида формулировок данного правила. Разделите представленные примеры на два вида и определите, какой из этих видов является более совершенным с этической точки зрения. Аргументируйте свой ответ.
«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие.
Однако, это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности.
«Золотое правило» | Категорический императив |
«Чего сам не желаешь, того не делай другим»(Конфуций, древнекитайский философ, 6–5 вв. до н. э.); | «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других, то проживем наилучше и наисправедливее» (Фалес, древнегреческий философ, ученый, купец, ок. 625–545 гг. до н. э.); |
«Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе» (Т. Гоббс, английский философ, 1588–1679); | Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пороки» (Библия, Евангелие от Матфея); |
в) «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе» («Талмуд», 4 в. до н. э. – 5 в. н. э.); | |
«Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие поступали с тобой» (П. А. Кропоткин, русский мыслитель, 1842–1921). | |
«Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям» («Махабхарата», эпос народов Индии, примерно 5 в. до н. э.); | |
«Всякий должен поступать с другим так, как он хочет, чтобы с ним поступали другие» (Дж. Локк, английский философ, правовед, 1632–1704); |
С этической точки зрения более совершенны является категорический императив, потому что в отличии от «золотого правила морали», он не концентрирует внимание на выгоде человека
Задание 3.
В отечественной этике второй половины 20 в. – начала 21 в. ведется дискуссия по проблеме происхождения морали. Участники дискуссии развивают социально-исторический подход к рассмотрению данной проблемы. В ходе дискуссии сложилось несколько позиций:
-
Происхождение морали связывается с возникновением первых социальных отношений, способствующих упорядочиванию полового общения: возникновением экзогамного запрета и затем – дуально-родовой организации (Ю. И. Семенов, С. П. Толстов, А. М. Золотарев, Ю. М. Бородай);
Причины подобной трансформации общества объясняются разными факторами: охотничьими и трудовыми запретами, направленными на снижение агрессивности во время охоты и полевых работ (Семенов); поиском условий мирного сосуществования с соседними племенами (Золотарев) или интерпретацией фрейдистского типа, апеллирующей к обострившейся в определенных условиях реакции сознания вины перед свергнутым вожаком - самцом, что сделало возникший благодаря этой реакции запрет сакральным (Бородай).
-
Мораль выводится из факторов, связанных с взаимными трудовыми обязательствами, кооперацией, взаимопомощью, регламентацией половозрастного разделения труда (А. Ф. Шишкин, В. Ф. Зыбковец, Р. В. Петропавловский, С. А. Токарев, Д. Ж. Валеев и др.);
Данный подход так же, как и первый, относит возникновение морали к очень ранним стадиям развития человеческого общества. Согласно мнению некоторых из названных авторов, мораль является наиболее фундаментальным феноменом человеческого бытия. Она возникает на древнейшей стадии развития человеческого общества, еще до религии, до того, как развилось явление, получившее название первобытного синкретизма.
-
Мораль появляется при разложении родового строя, и этот процесс связан с возникновением противоречий между личностью и общностью, между интересами отдельных людей, с допущением определенной свободы выбора и вариативности поведения, что и становится предметом моральных оценок и объектом моральной регуляции (О. Г. Дробницкий, А. А. Гусейнов, А. И. Титаренко, Ю. В. Согомонов и др.);
Основополагающим для данного подхода является признание противоречивого характера отношений личности и общности, наличия противоречий между интересами отдельных людей, а также допущение определенной свободы выбора, вариативности поведения, что и становится предметом нравственных оценок, объектом моральной регуляции. Данный подход, в отличие от двух первых, относит возникновение морали к более поздним этапам развития человеческого общества, в основном к этапу разложения родового строя и началу формирования классового общества. Именно тогда перед людьми встают сложные проблемы самоопределения, появляется реальная свобода выбора, что и отражается в возникновении собственно моральной регуляции, которая отличается от обычая свободой выбора, известным противопоставлением должного и сущего, преодолением рамок локального племенного общения.
Иногда названный подход определяют, как личностный, так как упор здесь делается не на средства идентификации индивида с группой (такими средствами являлись обычаи, традиции), а именно на факте различия интересов. Как полагается в данном подходе, мораль развивается из более элементарных средств регуляции (обычая и традиции) за счет их трансформации и дифференциации.
А. А. Гусейнов рассматривает возникновение морали как переход от принципа уравнительного равенства, проявляющегося, в частности, в родовом возмездии, кровной мести, талионе к правилам, в большей степени учитывающим индивидуальную мотивацию и индивидуальную ответственность за совершенные поступки. Это объясняется индивидуализацией социального бытия, распадом родовых уз, в результате чего род не желает более брать на себя ответственность за поступки своих членов. Кровная месть становится делом отдельных семей. Затем возникают правила, в еще большей степени ориентированные на индивидуальную ответственность и индивидуальную мотивацию. «Отдельная личность, порвавшая пуповинную связь с кровнородственным объединением, получает социально-нравственную реальность. При этом она действует в условиях возрастающей неопределенности общественного бытия, когда объективные следствия поступков все более и более выходят из-под контроля действующего индивида и оказываются трудно предсказуемыми. Одни голые поступки, взятые вне соотнесения с внутренними замыслами, не дают правильного представления об отдельном человеке, и, следовательно, нормы равного возмездия уже не могут эффективно регулировать отношения между социально-индивидуализированными субъектами. Именно в основном по этой линии идет «ревизия» талиона как формы общения»
4) Возникновение морали относится к достаточно ранним стадиям человеческой истории и сопряжено с комплексом объективных и субъективных условий. Объективными условиями в этом процессе являются нормативная регуляция общества, трудовая кооперация и взаимопомощь, а субъективными – становление нравственного самосознания и стремление к утверждению личного достоинства (А. В. Разин).
Раскройте, опираясь на учебную и научную литературу, аргументацию данных позиций, покажите их достоинства и недостатки. Какая из позиций Вам представляется более привлекательной? Определите и обоснуйте свою точку зрения по проблеме происхождения морали.
Для меня нет наиболее привлекательной позиции, так как каждая позиция имеет свои достоинства и недостатки.
Мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о морали самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера морали поистине бесконечна и безгранична. На протяжении веков о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в морали «самое-самое».
Мораль - понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку, а необходимость коллективного существования в тот период времени требовала определенных правил общежития, которыми должен был владеть каждый член рода. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись (становились традициями) определенные требования и нормы в поведении людей. Совместный труд требовал согласованного поведения, следования каждого и всех определенным правилам. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразно и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые возникли в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время.
Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек - человек», «человек -коллектив», «человек - общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила общежития, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение. Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в содержание которых, в качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной преемственности. Возникнув из потребности в регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет социальное содержание, является важнейшим признаком духовного мира человека как социального существа. Эта потребность существовала на всем протяжении развития общества, определяя его гуманистическую сущность.
Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию благодаря утверждению моральных норм, которые представляют собой самостоятельный социальный феномен, определивший переход от инстинкта к разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как личности, когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек - коллектив - общество». Возникнув в процессе становления человека как родового существа, мораль становится его духовной сущностью. Она определяется требованиями жизни, а не устанавливается извне, формирует необходимые требования к поведению личности в интересах ее самой и всего общества. По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна.
По мере углубления разделения труда и развития самого общества мораль формировалась как система нормативных предписаний, распространялась на все сферы общественных отношений. Она начиналась с осознания человеком своей различности с другими людьми. Но один из трагических парадоксов человеческого существования состоит в том, что различность опосредована как индивидуальностью личности, так и обособленностью от других. Если нравственный идеал человек реализует в единении с другими, то путь к нравственному совершенствованию лежит только через самосовершенствование. Мораль обнаруживает себя как идея необходимости единства меду людьми, единения человечества, но не всякое единение отвечает моральной идее, а только такое, которое основано на стремлении к совершенству. Оно основано на идеале гуманизма и равенства и, в конечном счете, предполагает распространение ее норм и требований на все человечество.
Мораль создает механизм устойчивой системы связи между людьми, человеком и обществом, основу которых составляют взаимные обязательства, нахождение адекватных форм их реализации, необходимость нравственной оценки и свободы выбора. Выработка, формирование и развитие норм морали, ее требований происходит в процессе трудовой деятельности. Если на ранних этапах развития общества этот процесс является стихийным, то затем становится все более осознанным и духовно богатым. В современном обществе, когда человек из соучастника общественного процесса все в большей степени превращается в решающий фактор его организации и стабильности, мораль становится важнейшим средством выживания всего человечества, одной из главных духовных ценностей, определяющих возможности его дальнейшего прогресса.
У морали есть свое особое положение в воспитательном процессе. Дело в том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды воспитания - умственное, физическое, эстетическое - и является для них самым высоким ориентиром: выдвигает перед ними моральные идеалы.
Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и ее особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию - способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе, с точки зрения морали, - вполне нормальное явление. Правда, когда человек делает это за счет попрания интересов других людей - это уже аморальность. Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг к другу.
Задание 4.
Выделите требования к внешнему виду сотрудников органов внутренних дел, закрепленные в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 26 июня 2020 года № 460.
Сотруднику полагается не только своим поведением, но и сдержанным и официальным внешним видом подчеркивать принадлежность к службе в органах внутренних дел, формировать уважительное отношение к ней граждан и коллег.
Сотруднику важно бережливо относиться к своей форменной одежде и обуви, носить ее в соответствии с установленными нормами чистой и аккуратной, хорошо подогнанной, соблюдать правила личной гигиены.
Гражданская одежда, которая носится сотрудником при выполнении служебных обязанностей, должна соответствовать строгому деловому стилю одежды государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.
При выполнении служебных обязанностей:
Сотруднику мужского пола рекомендуется быть всегда коротко подстриженным, тщательно выбритым, в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом. Не рекомендуется носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.
Сотруднику женского пола следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.
Список литературы
-
https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-vozniknoveniya-morali-istochniki-formirovaniya-nravstvennosti -
https://studfile.net/preview/1864007/page:7/ -
https://www.sinref.ru/razdel/01100etica/03/199674.htm -
https://studbooks.net/600957/etika_i_estetika/zaklyuchenie -
https://studfile.net/preview/2775068/page:6/ -
https://www.garant.ru/