Файл: Давыдов Ю. Е. Терроризм в современном мире.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 140-ПСЧ 28 ПСО ФПС ГПС

(начальник органа управления, подразделения пожарной охраны)
ГУ МЧС России по Нижегородской области

капитан внутренней службы

_____________ М.Н. Кудрявцев

« 04 » марта 2022 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения дополнительных занятий с личным составом 140-ПСЧ 28 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области по мероприятия по предупреждению террористической деятельности
Тема: «Борьба с терроризмом. Меры противодействия».
Вид занятия классно-групповое Отводимое время ___1__(ч)
Цель занятия изучить с личным составом тему
Литература используемая при проведении занятия:

Гончаров С.А. Особенности терроризма в Белоруссии //Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма. Вып. 4. М., 2004. С.181

Давыдов Ю.Е. Терроризм в современном мире. – М.: Наука, 2008, С. 362

Емельянов В.П. Терроризм в современном мире М. 2008, С.362

Кожушко Е.А. Современный терроризм. Анализ основных направлений. – Мн.: Харвест, 2000. – С. 423

Лунеев В.В. Виды современной опасности. СПб: 2005

Ольшанский Д.В. Психология терроризма. –СПб.: Питер, 2002.

Овчинникова Г.В. Терроризм. - С-Пб., 1998.

Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. с. 34-35.

Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Сыромятников И.В. Терроризм – зло. М.: ОПСС, 2008

Черненилов В. И., Психологи о терроризме//Психологический журнал 1995, №4

Развернутый план занятия:

(содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса, включая контроль знаний )
1.Учебный вопрос №1 – основная часть 40 (мин.)

2. Учебный вопрос №2 – Подведение итогов занятий 5 (мин)
1.Учебный вопрос №1 – основная часть 40 (мин.)

Все террористические организации, независимо от их идеологии и возможностей, имеют общие уязвимые места. Основными из них являются следующие: 1) Активность террористов. Террористы не могут действовать изолированно. Они неминуемо поддерживают контакты с соратниками и единомышленниками. Отслеживание таких контактов с помощью специальной техники позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а также обнаружить и обезвредить их. Необходимо фиксировать все передвижения и действия членов террористических организаций. Пристальное внимание к сбору и анализу информации о террористах помогает добиться ощутимых успехов в борьбе с ними. Так, германские власти обезвредили группу Баадер-Мейнхоф («Фракция Красной армии») с помощью созданной ими компьютерной базы данных для сбора и анализа фактов, имеющих отношение к терро­ристам. 2) Возможность ареста или уничтожения лидеров террористических групп. Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние на деятель­ность возглавляемых ими орга­низаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства. Однако, в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Террористические акции требуют планирования и тщательной подготовки. Поэтому захват или ликвидация лидера способны разрушить планы террористов. В последние годы, благодаря этой тактике, спецслужбам удалось предотвратить многие теракты. Например, арест лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана полностью парализовал деятельность данной структуры. К аналогичному результату привел захват лидера перу­анской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь») Абимаэля Гусмана. Таким образом, устранение лидера террористической структуры может привести к полному ее разрушению, или, как мимнимум, понизить управляемость и боеспособность. 3) Борьба за власть вну­три террористических групп. Между террористическими группами существует конкуренция за известность, влияние, деньгии последователей. Например, в Ираке террористическиегруппы
воюют между собой в большей степени, чем с властями и частями коалиции. Состояние такой вражды является постоянным. Во мно­гих случаях подобная конкуренция приводила к ослаб­лению и даже разрушению мощных организаций. Из-за внутренних разногласий 1970-1980-е годы исчезли «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». По этим же причинам резко снизили активность колум­бийский ФАРК и филиппинская «Новая Народная армия». Таким образом, при планиро­вании антитеррористических операций нужно выявлять и использовать подоб­ные разногласия. Следует разжигатьборьбу террористических лидеров и группировок между собой,тем самым мешая им проводить акции против государства. 4)Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся: искоренение коррупции во власти; улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов; подрыв финансовой и про­довольственной базы террористов; склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы; объявление амнистий для членов террористических групп; разъяснение бессмысленности террористической деятельности. 5) Все государства, даже соперничающие на международной арене, вынуждены объединять усилия в борьбе с терроризмом. Совершая атаки по всему миру, террористы наживают все больше врагов в лице различных стран. Понимание необходимости совместной борьбы с терроризмом становится сильнее имеющих­ся разногласий между ними. Примером подобного взаимодействия может служить уничтожение лидера иракской «Аль-Каиды» иорданца Аль-Заркави. После совершения им теракта в иорданском городе Ам­ман, иорданские спецслужбы установили его местонахождение и передали информацию американцам, в результате чего Аль-Заркави был уничтожен. 6) Определенные государства поддерживают террористов, и поэтому необходимо удерживать их от этого с помощью военной силы. Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих интересах. Чтобы пресечь такую поддержку, мировое сообщество применяет экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство. Именно благодаря использованию в отношении них вооруженных сил такие страны как Афганистан, Ливия и Ирак на какое-то время прекратили поддержку террористических структур. Исходя из вышесказанного, сформулируем основные принципы борьбы с терроризмом: 1) Разрушение сети террористических ячеек. Террористы традиционно имеют строгую иерархию лидеров. Поэтому уничтожение или арест главарей действуют на них разрушительным образом. В то же время США, действуя подобным образом в Ираке, не достигли больших успехов. Причина этого – в иной структуре ячеек иракских террористов, у каждой из кото­рых имеется свой руководитель. Таким образом, устранение одного лидера может разрушить отдельную ячейку, но не уничтожить всю террористическую сеть. Кроме того, лидеры таких структур часто занимаются пропагандой, но сами не принимают участия в организации и осуществлении терактов. Сетевые структуры наиболее устойчивы - они могут восстанавливаться даже после нанесения по ним мощных ударов. Однако, и таких структур существуют слабые места. Прежде всего, это профессионалы в отдельных сферах - специалисты по взрывным устройствами, оружейные мастера, без которых серьезные теракты практиче­ски невозможны, а также компьютерщики и спецы в об­ласти информационно-психологического противоборства. 2) Политическая трансформация. В не­которых случаях удавалось прекратить разрушительную деятельность террористов, направив их усилия в область политической борьбы. Так произошло, на­пример, с Организацией освобождения Палестины, возглавляемой Ясиром Арафатом, которая начала мирные переговоры с Из­раилем в 1990-е годы. Впоследствии члены ООП вошли в структуры власти Пале­стинской автономии. Однако, отдельные группы, отделившись от основных сил ООП, продолжали вооруженную борьбу. Выборы в Ираке в январе 2005 года показали, что лидеры различных групп террористов не смогли выработать единого отношения к ним. Некоторые группы приняли участие в выборах и даже выдвинули своих кандида­тов, другие усилили террористическую деятельность, третьи снизили свою активность до минимума. Таким образом, террористы могут успешно действовать лишь в определенных политических условиях. Как только эти условия исчезают, они теряют свою силу и даже бывшие союзники начинают враждовать. 3) Лишение террористов базиса в виде поддержки населения. Террористические группы могут действовать долгое время лишь при поддержке населения или некоторой его части. Это

позволяет им вербовать новых бойцов, получать необходимые ресурсы, успешно скрываться и вести разведку. Однако такая помощь может быть ими утрачена. Это происходит, например, если страх перед наказанием со стороны государства оказывается сильнее желания помочь террористам. Также можно лишить их поддержки, предоставив местным жителям более выгодные для них альтернативы. Это может быть создание новых рабочих мест, устранение дискриминации национального или рели­гиозного меньшинства и т.д. 4) Проведение армейских операций и репрессии. Во многих случаях террористы уничтожаются при помощи войск, хотя в большей степени это работа спецслужб и полиции. Подобные опе­рации в последние годы проводили во­оруженные силы Турции, Шри-Ланки, Колумбии, Ирака; ранее аналогичным об­разом боролись с террористами Франция, Великобритания, ЮАР. Однако эти операции показали, что применение армии неизбежно приводит к гибели граж­данских лиц, лишению властей поддерж­ки местного населения, экономическому коллапсу на данных территориях, что создает благоприятные условия для действий террористов. В то же время при проведении крупномасштабных силовых операций про­тив террористов армейские подразделения могут использоваться для кардинального изменения ситуации. 5) Применение современных информационных техноло­гий. Современные террористы активно используют информационные тех­нологии для координации действий и пропаганды. Сотовая связь, электронная почта, другие программы для общения через Интернет обусловили создание «кибертеррористических» организаций. Поэтому необходимо отслеживать и пресекать использование террористами информационных технологий.
меры противодействия
С терроризмом надо бороться. Это всем ясно. С мафией, террористами и отдельными преступниками надо бороться путем тщательных проверок в аэропортах и других общественных местах, введением законов, помогающих и дающих больше прав соответствующим органам в борьбе с бандитами. В Англии, где боевики ИРА часто производят взрывы бомб, в местах скопления людей (магазинах, больших улицах, вокзалах и т.п.) убраны все мусорные урны по той простой причине, что туда любят подкладывать бомбы. Оно и понятно - пусть города и будут грязными, зато исключается возможность нескольких взрывов и для террористов увеличивается сложность проведения террористической акции.
 Одним из очень действенных методов борьбы является объявление крупной денежной награды за какие-либо сведения, либо об уже проведенных преступных актах, либо о готовящихся. Нужно также иметь широкую сеть осведомителей в соответствующих кругах, например, торговцев оружием. Для этого естественно нужно этим осведомителям платить. Иногда я слышу мнение, что осведомительство - это нарушение прав человека, это неприлично и является "стукачеством". Лично я думаю, что хоть это и не совсем согласуется с понятиями о честном человеке, эта мера необходима. Если хотя бы один раз за 5 лет такой осведомитель предотвратит какую-либо террористическую акцию, то государство избежит как материальных, так и человеческих потерь, которые могут оказать куда как больше тех, которое оно затратило на финансирование осведомительской сети.Еще одним из методов борьбы с организованной преступностью и терроризмом в частности, является деятельность специальных международных организаций, например ИНТЕРПОЛа. Название этой организации говорит само за себя. Расшифровывается ИНТЕРПОЛ, как Интернациональная Полиция. Она занимается поимкой международных преступников, действующих в нескольких странах. Через эту организацию поддерживается обмен информацией, опытом между правоохранительными органами различных стран. Такие организации очень нужны всем странам, так они позволяют бороться с международной организованной преступностью.В качестве меры пресечения государственного терроризма и различных войн, мировое сообщество, после окончания Второй Мировой Войны, создало Организацию Объединенных Наций. Эта организация призвана предотвращать агрессии одного государства на другое, способствовать установлению мира во всех странах земного шара. Но, как, например, показывает опыт Югославии, это не всегда удается. И до полного решения проблемы государственного терроризма очень и очень далеко. Хотя начало решения этой проблемы уже положено. Любому государству нельзя забывать и про частную охранную деятельность. В нашей стране ее всячески притесняют. Например, в России было издано распоряжение, запрещающее банковским охранным службам ношение автоматического оружия. То есть, если раньше охранники имели при себе автомат, то сейчас они обходятся простым пистолетом. Каждому человеку ясно, что это только многократно увеличило возможность ограбления, а, следовательно, и возможность человеческих жертв. Честное слово, у меня иногда складывается такое мнение, что ответственные за принятие таких решений либо сами преступники и облегчают себе возможность ведения противозаконной деятельности, либо делают это по просьбе (за взятку) мафиозных группировок. Можно задаться вопросом, где террористы достают оружие необходимое им для тренировок и проведения долговременных и планомерных террористических акций. Они получают его либо путем хищения, либо покупая у контрабандистов и обычных торговцев оружием. Единственная возникающая при этом проблема - это то, что оружие стоит очень дорого. Следовательно для его покупки требуется много денег, что в свою очередь влечет за собой ограбления и похищения людей. Кроме того, мне хотелось бы обсудить проблему, вокруг которой идет широкая дискуссия в нашей стране. Проблема заключается в следующем. Многие люди говорят, что, раз в стране распространены такие явления, как мафия, организованная преступность, бандитизм и государство не в состоянии защищать своих граждан, надо ввести разрешение на ношение личного оружия всему населению для самозащиты. Кое-какие шаги в этом направлении уже сделаны. Например, появился закон о ношении газового оружия. Несомненно, какая-то доля правды в таких словах есть, но ее мне кажется не достаточно, чтобы решиться на такое мероприятие, как поголовное вооружение населения. По моему мнению ношение личного оружия населением приведет только к еще большему всплеску преступлений (особенно на бытовой почве) и к тому, что те мафиози, которые носят это оружие скрытно, получат возможность пускать его в ход с поддержки закона. Потом трудно будет доказать, почему застрелили того или иного человека - из-за самообороны или преступных помыслов. Низшие бедные слои нашего общества также получат в руки оружие. Тогда каждый нищий с соответствующим менталитетом при помощи пистолета будет добывать деньги более быстрым путем: вооруженным ограблением, захватом заложников с целью получения денег и другое. Если сегодня его ограничивало хотя бы то, что за пистолет нужно заплатить деньги и немалые, то после принятия такого закона оружие получит широкое распространение и множество преступлений совершать будет легче. Не надо забывать и о простых людях, которые ради защиты могут купить личное боевое оружие. Скопление оружие у простого населения ни к чему хорошему не приведет, особенно в настоящее неустойчивое время. Вооружение населения вполне может закончиться еще одной гражданской войной. А насколько легче будет сделать государственный переворот! Возможным заговорщикам не надо заботиться об оружии - оно будет продаваться в специальных оружейных магазинах. Достаточно будет ограбить один из них, чтобы заиметь большое количество оружия. Кстати, это будет подмогой и террористам. Сейчас в нашей стране очень высокая детская преступность. Нередки случаи, когда бандиты за гроши нанимают двенадцати - шестнадцати летних бездомных или детдомовских мальчишек для совершения преступления (в том числе и убийств). Если у этих подростков будет свободный доступ к оружию (украсть у родителей, других людей. и т.д.), то детская преступность станет еще больше. В качестве примера можно привести опыт Америки. Огромной проблемой (даже большей, чем мафия) является детская и подростковая преступность. Большинство подростков объединены по территориальному признаку (то есть в зависимости от того, в каком районе ты живешь) по так называемым "гангам" - группам. Члену одной группы лучше не появляться на территории другой группы. Даже если ты не принадлежишь ни к одной группе, то это все равно опасно. Убить могут по той простой причине, что на тебе футболка не такого цвета. Если сделать краткое резюме из вышесказанного, что я считаю, что ношение личного оружия широкими слоями населения ни к чему хорошему не приведет. Итак, я перечислил некоторые из методов борьбы с различными проявлениями терроризма. Их я раскрыл конечно же не в полном объеме. Но, как мне кажется, упомянул наиболее существенные и важные их них. Резюме же к этому параграфу следующее - Учитывая то, что терроризм уносит человеческие жизни, оказывает давление на политику разных государств, боротся с ним надо почти любыми способами.

2. Учебный вопрос № 2 Подведение итогов занятий 5 (мин)

Выборочный опрос личного состава по усвоенному материалу
Пособия и оборудование, используемое на занятиях: план-конспект
Заместитель начальника 140ПСЧ 28 ПСО ФПС ГПС

ГУ МЧС России по Нижегородской области _____________ Д.В. Егозов

(должность, звание, Ф.И.О. лица (подпись)

составившего план-конспект)
«04 » марта 2022 года