Файл: Механические колебания и воны. Звук, установление внутрипредметных и межпредметных связей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физика 9 класс «Механические колебания и воны. Звук». Формирование функциональной грамотности на уроках физики.
Цели урока :
-
обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих знаний и способов деятельности по теме «Механические колебания и воны. Звук», установление внутрипредметных и межпредметных связей.
-
формирование аналитико-синтетического мышления при построении структурно-логических обобщающих схем по изученному материалу. Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля, рефлексии. -
Воспитательная: содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.
Метапредметного развития:
содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
содействовать развитию умения понимать и использовать физические средства наглядности.
Условия выполнения целей урока:
-
Построение структурно-логических обобщающих схем по изученному материалу. -
Обобщение и систематизация на различных уровнях: понятийном, межпонятийном, тематическом, межпредметном. -
Обращение к субъективному опыту учащихся. -
Использование заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности деятельности учащихся. -
Использование ИКТ. -
Использование заданий на развитие функциональной грамотности.
Педагогические техники:
-
Выполнение заданий по специальным алгоритмам. -
Вопросно-ответное общение. -
Построение «дерева» темы. -
Элементы кооперативной деятельности. -
Элементы технологии критического мышления. -
Самопроверка и оценивание каждого этапа. -
Элементы здоровье сберегающих технологий
Тип урока: обобщение, систематизация и комплексное применение знаний и способов деятельности.
Оборудование и пособия: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронная презентация.
ХОД УРОКА
-
Первый этап - Организационный
Для того, чтобы настроиться на наш УРОК пожелаем волну удачи. Почему я вам так желаю?
Определим тему урока, разгадывая ребусы.
Тема урока: «Механические колебания и воны. Звук».
-
Организовать работу по закреплению, повторению и обобщению знаний и способов деятельности, полученных при изучении данной темы;
-
развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, опираясь на изученный материал;
-
работать над формированием умения видеть изученные физические явления в окружающем мире и уметь объяснять увиденное;
-
Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Мы на уроке должны решить проблему: «Благо или зло волны для человека?». Где вам пригодятся знания данной темы?
Для того чтобы мы могли продуктивно поработать на уроке давайте вспомним что мы уже знаем.
-
Второй этап – Актуализация
Составить по теме кластер.
«Мозговой штурм» (вопросы, для того, чтобы на них ответить, надо обладать знаниями и уметь применять их)
Вопросы:
-
Может ли звук распространяться в газах, жидкостях, в твёрдых телах, в вакууме?. -
Какую волну – продольную или поперечную – представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? В воде? -
Приведите пример, показывающий, что звуковая волна распространяется не мгновенно, а с определённой скоростью? -
В результате чего образуется эхо? -
Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале? -
Для чего камертоны устанавливают на резонаторных ящиках? -
От чего зависит громкость звука? -
От чего зависит высота звука? -
Тембр -
Что является источником голоса человека?
Ответы на вопросы:
1. Звук распространяется во всех упругих телах – твёрдых, жидких и газообразных, но не может распространяться в безвоздушном пространстве. Звук распространяется в воде.
2. Звук представляет собой продольную волну.
3. Во время грозы мы сперва видим молнию и только через некоторое время слышим гром, так как скорость света 30 000км/с, а скорость звука в воздухе 343 м/с
4. Эхо образуется в результате отражения звука от различных преград – стен большого пустого помещения, леса, сводов высокой арки в здании.
5. Образованию эхо в комнате препятствует находящаяся в ней мебель, шторы и другие предметы, частично поглощающие отражённый звук. Поэтому в таком помещении речь людей и другие звуки не искажаются эхом и звучат чётко и разборчиво.
6. Для усиления звука камертоны часто устанавливают на так называемых резонаторных ящиках определённых размерах. При звучании камертона в колебание приходит столб воздуха в ящике. Этот столб колеблется в резонанс с колебаниями камертона.
7.Громкость
8.Высота звука зависит от частоты колебаний: чем> ?, тем выше звук.
9.Тембр звукапозволяет различать два звука одинаковой высоты и громкости, издаваемых различными инструментами.
10. Источником голоса человека и многих животных являются голосовые связки – своеобразные струны. Под действием воздушной струи, идущей из лёгких, голосовые связки колеблются и издают слабый звук.
Методы контроля: «Мои успехи».
Физический диктант (дидактическая игра «Веришь-не веришь)
1.На Луне произошёл сильный взрыв. Верите ли вы,что мы услышим его на Земле?
( Звук сильного взрыва на Луне не будет слышен на Земле, так как на Луне нет атмосферы).
2.Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха?
3.Верите ли вы, что источником звука являются колебания?
4.Верите ли вы, период колебания математического маятника зависит от амплитуды колебания
5.Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?
6.Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сняв скафандры?
7.Верите ли вы, что голосовые связки человека, поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека поющего тенором? 8.Верите ли вы, что снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела.
9.Верите ли вы, что в зале заполненной публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом.
1-нет,2 –да,3-да,4-нет,5-да,6-нет,7-да,8-да,9-да.
Кейс-метод (ситуация, которая позволяет, решив поставленные вопросы, увидеть неоднозначность проблем в реальной жизни).
1.Полет шмеля сопровождается сильным жужжанием. Почему мы не слышим никакого звука при полёте бабочки?
2. Отрывок из стихотворения А.А. Блока «Потеха! Рокочет труба…»
Кругом – возрастающий крик,
Свистки и нечистые речи,
И ярмарки гулу – далече
В полях отвечает зеленый двойник.
Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»?
3.Какое физическое явление стало причиной этой катастрофы?
4.Какие факторы способствуют сходу лавины?( увеличение количества осадков или ослабление снежного покрова, или внешними средствами, такими как люди, животные и землетрясения).
5.Известно, что в горах удивительно раскатистое эхо. Можно -ли его наблюдать в степи?
Тест по теме "Механические и звуковые волны". Задания на соответствие: работа в паре «Фантазёр», «Профи»
Вариант 1 Вопросы | Ответы |
1. Колебания частиц среды, происходящие в направлении распространения волны. 2. Движения, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени. 3. Число полных колебаний, совершаемых колебательной системой за 1 секунду. 4. Колебания, частота которых лежит в пределах от 16 Гц от 20 кГц 5. Расстояние, на которое распространяется волна за время равное одному периоду колебаний. 6. Промежуток времени, в течение которого колебательная система совершает одно полное колебание. 7. Колебания в системе под действием внутренних сил, после того как система выведена из положения равновесия и предоставлена затем сама себе. 8.Материальная точка, подвешенная на длинной невесомой и нерастяжимой нити. | 1. Период. 2. Вынужденные колебания. 3. Частота. 4. Продольная волна 5. Математический маятник. 6. Длина волны. 7. Гармонические колебания. 8. Механические колебания 9. Частота. 10. Звуковые волны. 11. Затухающие колебания. 12. Свободные колебания. 13. Поперечная волна. |
Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.
Где еще мы можем услышать аналогичный скрип?
На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.
| Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук. По той же причине скрипят несмазанные петли дверей. При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному. Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо. |
Это интересно!
Механические колебания, происходящие с частотой более 20 000 Гц, называются ультразвуковыми, а с частотой менее 20 Гц – инфразвуковыми. Ультразвуки и инфразвуки не воспринимаются человеческим ухом, т.е. мы просто не слышим их. Ультразвуки излучают и воспринимают живые существа на суше, в воздухе и в воде и используют для своих «переговоров».
1. Собаки, воспринимают ультразвуки с частотой до 40 кГц. Этим пользуются дрессировщики, чтобы подавать собаке команды, не слышимые людьми.
2. Крохотные веслоногие рачки создают ультразвуковые волны, потирая лапку о лапку. Установленные в море приёмники ультразвука обнаруживают его при появлении «плавающих островов» планктона.
3. Летучие мыши способны издавать и воспринимать ультразвуковые волны. Излучённые самой мышью ультразвуковые волны отражаются от препятствий и от различных насекомых и улавливаются мышью (у летучих мышей большие уши). По тому, оттуда пришла отражённая волна, мышь автоматически оценивает, в каком направлении от неё находится препятствие. Это позволяет ей отлично ориентироваться и находить добычу.
4. Подобным образом пользуются ультразвуком дельфины, глубоководные рыбы и некоторые другие живые существа.
Ультразвуковые волны обладают всеми свойствами звуковых волн: распространение, отражение, преломление, поглощение, интерференция, обладают большой проникающей способностью. Применяются ультразвуковые волны в эхолокации, дефектоскопии, медицине (УЗИ внутренних органов – диагностика и лечение).
Эхолокация
Ультразвуковую волну можно получить в заданном направлении, т.к. узкий параллельный пучок ультразвуковых волн в процессе распространения очень мало расширяется.
Направленные узкие пучки ультразвука применяются