Файл: Изучение ттх и приемов совместной работы со спецтехникой гарнизона апт 6100.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Утверждаю

Начальник ФГБУ«3 отряд ФПС ГПС по

Нижегородской области (договорной)»

____________________С.А.Клячев

« » 2023 год

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с работниками ОПП, начальствующим составом, работниками аппарата ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Нижегородской области (договорной)» по служебной подготовке.
Тема: «Изучение ТТХ и приемов совместной работы со спецтехникой гарнизона АПТ 6-100 .
Вид занятия: практический. Отводимое время: 1 учебный час.
Цель занятия: Повышение уровня знаний личного состава при использовании спец. пожарного автомобиля АПТ 6-100.
1. Литература, используемая при проведении занятия:

- учебник Пожарная техника

- инструкция по эксплуатации АПТ 6-100.
2. Развернутый план занятия:

№ п/п

Учебные вопросы

Время (мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

1.

Основные пожарные автомобили.

5

К основным относятся машины, предназначенные для подачи огнегасительных средств (воды, пены, порошков, углекислоты, газоводяных и других составов). На пожар. Это пожарные автоцис­терны, пожарные автонасосные станции, пожар­ные аэродромные автомобили, автонасоссы и на­сосно-рукавные автомобили, пожарные автомо­били воздушно-пенного, порошкового, углеки­слотного и газоводяного тушения, пожарные са­молеты и вертолеты, пожарные корабли и катера, пожарные поезда и дрезины, пожарные мото­помпы.


2.

Классификация АПТ 6-100

10

АПТ 6-100 - для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;

  • для подачи в очаг воды из , водоема или гидранта;

- для подачи в очаг пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из собственной цистерны штатного пенобака или посторонней емкости;

- для подачи огнетушащих веществ через стационарный лафетный ствол.



3.

Устройство и ТТХ АПТ 6-100

20

Условное обозначение изделия: «Автомобиль пенного тушения АПТ-6-100 (IVEKO-693911)».

Год выпуска автомобиля – 2013 год.

АПТ - Автомобиль пенного тушения .

Емкость цистерны – 6000 литров.

Емкость пенобака – 1000 литров.

Шасси автомобиля - IVEKO-693911.

Габаритные размеры:

Длина – 9700 мм.

Ширина – 2500 мм.

Высота – 3300 мм.

Мощность двигателя кВт (л/с) – 420 (309).

Число мест для боевого расчета – 5 человек.

Ствол лафетный AKRON 3.5 NH 16 до 126 л,с

Тип – центробежный
Производительность – 100 л/с.при номинальном рабочем давлении, при максимальном рабочем давлении не менее120л,с

Наибольшая геометрическая высота всасывания 7,5м

Рабочее давление на насосе – 4 Атм.

Максимальное давление на насосе – 15 Атм.

Центробежный насос

Пожарный автомобиль оснащен двухступенчатым центробежным насосом. Привод от вала отбора мощности двигателя шасси и подает во все патрубки.

Все части насоса , которые вступают в контакт с жидкостью изготовлены из бронзового сплава . Вал насоса из нержавеющего сплава.

Вакуумный насос .

Автомобиль оснащен четырьмя всасывающими патрубками д.125 мм. Полная производительность насоса достигается только тогда , когда все всасывающие линии подключены.

Автомобиль оснащен 3 системами дозирования пены

1 IMAPF-E480

2 goehstadt PV 500

3 Hale FoamLodjx 6.5

Система смешивания Hale FoamLodjx 6.5 позволяет смешивать пена /вода.
Ёмкость для пенообразователя:

Ёмкость для пенообразователя предназначена для транспортировки и хранения всех известных типов синтетических и протеиновых пенообразователей. Пенобак металлический и интегрирован в цистерну. Для предотвращения замерзания пены в пенобаке также предусмотрен подогрев пенобака. Наружные стенки пенобака покрыты специальным теплоизоляционным материалом марки «ТС Ceramik-HB (Thermal Coat)»
Контрольное устройство представляет собой переливную трубу для слива пены при его переполнении. Подача пены на пенный насос осуществляется по заборной магистрали. Вместимость пенобака 1000 л.

Насосная установка с системой водопенных коммуникаций:
Комбинированный центробежный насос «JOHSTADT» NP 8000 (НЦПН-140/100) предназначен для подачи воды и водных растворов пенообразователя, укомплектован автономным вакуумным насосом, лафетным стволом с дистанционным управлением AKRON «StreamMaster». Напорные патрубки находятся по обеим бортам насосного отсека. Закрывается насосный отсек алюминиевой шторной дверью с барабанной системой намотки.
На данном пожарном насосе выполнена система дозирования пенообразователя PV-500 эжекторного типа с созданием раствора концентрацией пенообразователя до 6%.
Шестеренчатый насос предназначен для подачи в систему инжекционного дозирования напорных магистралей пены заданной пропорции. Шестеренчатый насос с внутренним зацеплением, благодаря своей конструкции, даёт равномерный поток, высокую эффективность и возможность перекачивать жидкость различной вязкости.
Встроенный предохранительный клапан защищает насос, также как и другое оборудование в системе, от избыточного давления.
Коллектор всасывающий имеет четыре трубы с ГМ 125 мм для подсоединения всасывающих рукавов при работе со стороннего источника. Входные отверстия закрыты заглушками. На всасывающих патрубках установлена сетка с размером ячейки 5мм, для предотвращения попадания частиц в полость насоса. В верхней цилиндрической части выполнена бобышка для установки пеносмесителя и отверстие для подсоединения штуцера вакуумного агрегата.
В левой части коллектора выполнен отвод для подсоединения коллектора к цистерне. Всасывающий коллектор соединяется с цистерной через компенсатор-проставку 1 Ду 250 мм. Между компенсатором-проставкой и всасывающим коллектором устанавливается дисковый затвор Ду 250 мм с пневмоприводом.
Напорный коллектор предназначен для распределения потоков жидкости из ПН по напорным магистралям:
- магистраль лафетного ствола;

- магистраль подачи на левую сторону АЦ;

- магистраль подачи на правую сторону АЦ;

Все магистрали соединяются с верхним коллектором, который является частью напорного коллектора.

Верхний коллектор через компенсатор-проставку Ду 150 мм соединяется с напорным патрубком ПН. Между компенсатором-проставкой верхнего коллектора и напорным патрубком ПН устанавливается дисковый затвор Ду 150 мм с пневмоприводом.

Напорный патрубок устанавливается непосредственно на фланец ПН и имеет дополнительно четыре выхода (патрубка):

- для соединения с трубопроводом подачи жидкости из ПН в цистерну через компенсатор-проставку Ду 65 мм (между компенстаром-проставкой и напорным патрубком ПН устанавливается дисковый затвор Ду 65 мм с пневмоприводом;

- для подачи жидкости в эжектор резервного пеносмесителя (соединение без «мягких» вставок, между напорным патрубком ПН и эжектором устанавливается шаровой кран Ду 25 мм с ручным приводом;

- для соединения с коллектором резервного пенного дозирования дисковый затвор Ду 65 мм с пневмоприводом. Затвор используется для наполнения пенообразователем цистерны и пенобака пенным насосом.

Верхний коллектор предназначен для разделения потоков жидкостей по магистралям и имеет пять патрубков.

Верхний коллектор в средней своей части разделяется на два патрубка Ду 125 мм – один в левую сторону, один в правую сторону. К левому боковому патрубку Ду 125 мм коллектор присоединяется к входу магистрали ЛС. Магистраль ЛС имеет компенсатор-проставку 80 мм для подсоединения с патрубком подъёмника ЛС – телескопическим адаптером Extend-A-Gun RC4.

До ответвления коллектора к ЛС он соединяется с инжектором системы пеносмешение с расходомером воды в коллекторе.

Между компенсатором-проставкой входа в магистрали ЛС и нижним боковым патрубком верхнего коллектора устанавливается дисковый затвор с пневмоприводом.

В трубопроводы правого и левого выкидных патрубков установлены дисковые затворы Ду 125 мм с пневмоприводами. В трубопроводы напорных патрубков Ду 80 мм устанавливаются дисковые затворы Ду 80 мм с пневмоприводом.

В трубопроводы напорных патрубков Ду 125 мм (правый) и Ду 80 мм (правый и левый) в средней части устанавливаются расходомеры подачи жидкости. В конечной части трубопроводов устанавливается форсунка подачи пенообразователя.

В состав эжекционной (резервной) системы пеносмешения входит пеносмеситель PV500 пожарного насоса FRN 10-8000 с дозатором от 5 до 25 пеногенераторов ГПС-600.

Пенные магистрали пеносмесителя PV-500 присоединяются к патрубкам забора пеносмесителя из пенобака, из цистерны, из стороннего источника. Патрубки забора из пенобака и из цистерны имеют дисковые затворы Ду 65 мм с пневмоприводами, патрубок забора пенообразователя от стороннего источника имеет дисковый затвор Ду 65 мм с пневмоприводом.

Монтаж системы дозированного пеносмешения произведен по схеме «от двух пенобаков».

В качестве второго пенобака может использоваться непосредственно цистерна.
Система дозированного пеносмешения состоит из:
- шарового крана-дозатора (Д2) с датчиком расхода (Р5) для впрыска дозированного пенообразователя в левый напорный патрубок Ду 125 мм и коллектор ЛС;

- шарового крана-дозатора (Д5) с датчиком расхода (Р6) для впрыска дозированного пенообразователя в правый напорный патрубок Ду 125 мм;

- шарового крана-дозатора (Д3) с датчиком расхода (Р7) для впрыска дозированного пенообразователя в левый напорный патрубок Ду 80 мм;

- шарового крана-дозатора (Д4) с датчиком расхода (Р8) для впрыска дозированного пенообразователя в правый напорный патрубок Ду 80 мм;
Система дозированного пеносмешения при посредстве датчика расхода определяет расход жидкости в участке магистрали и пенным насосом с мотором заканчивает пенообразователь через форсунку впрыска. Система позволяет изменять концентрацию пенообразователя в воде от 0,1% до 6%. Концентрация поддерживается автоматически при различных величинах подачи воды.
Вакуумная система автоматически включается при отсутствии воды в насосе и отключается при заполнении насоса водой. Вакуумная система водозаполнения предназначена для подачи воды в насос из открытого водоисточника (водоёма). В состав вакуумной системы входят следующие элементы: датчик заполнения; вакуумный насос, расположенный над картером подшипников; вакуумный клапан и кнопка управления с соединительными кабелями.

Датчик заполнения предназначен для подачи сигнала в блок управления о завершении процесса водозаполнения.

Вакуумный насос предназначен для создания необходимого при водозаполнении разрежения в полости пожарного насоса и всасывающих рукавов. Вакуумный агрегат представляет собой вакуумный насос поршневого типа с приводом от вала насоса.

При запуске насоса и отсутствии в нем воды система включается следующим образом: электромагнитная муфта входит в зацепление и начинает вращать диск, расположенный на валу насоса. Вращение передается на систему вакуумного насоса. Таким образом, два поршня, расположенные по бокам модуля, за счёт кулачка на ведомом валу получают обратно-поступательное движение в вертикальном направлении. Когда один из поршней создает вакуум, второй открыт для перелива воды. Когда давление насоса достигает 0,75 бар, переключатель, расположенный в напорной линии, посылает сигнал электромагнитному механизму на выключение вакуумной системы.
Стационарный лафетный ствол:

На автоцистерне установлен стационарный лафетный ствол с дистанционным управлением AKRON «StreamMaster» модель 3578 с насадкой «Akromatic» модель 5178, с электрическим управлением 24В.

Лафетный ствол формирует компактные или распыленные струи пенных растворов и воды, создаёт веерную струю типа «защитный экран» с углом не менее 120 градусов. Расход воды через стационарный лафетный ствол составляет не менее 90 л/с. При подаче воды через стационарный лафетный ствол, дальность подачи струи 80 м. Рабочее давление не менее 7 атм.

Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости 348 градусов, в вертикальной плоскости 165 градусов.

Возможна фиксация лафетного ствола в любом положении.

Лафетный ствол установлен на электрический телескопический адаптер модели 3406, который даёт дополнительное поднятие или опускание лафетного ствола.

Пропускная способность адаптера производительностью для подачи тушащего средства до 4800 л/мин.
Использование пульта дистанционного управления:
Управление осуществляется с помощью следующих команд: - включение питания кнопкой «POWER ON/OFF», при этом загорается светодиод «ON/OFF TRANSMIT», что сигнализирует о подачи питания на ЛС;

- активация пульта проводится при помощи кнопок «UP» и «AUX», нажатых одновременно;

- кнопка «AUX» со светодиодом является функциональной. При нажатии и удерживании кнопки «AUX» одновременно с кнопкой «UP» телескопический адаптер выдвигается вверх;

- команды перемещения ЛС ВПРАВО, ВЛЕВО, ВВЕРХ, ВНИЗ ( кнопки RIGHT, LEFT, UP, DOWN соответственно);

-при нажатии и удерживании кнопки «AUX» одновременно с кнопкой «DOWN» телескопический адаптер опускается.
ПДУ выполняет функции управления, предусмотренные в управляемом оборудовании.

Область применения ПДУ – эксплуатация на открытом воздухе невзрывоопасных зон, отапливаемых и не регулярно отапливаемых помещений; хранение при эксплуатации – в помещении.

До начала работы пульт управления должен быть синхронизирован с приемным устройством, что обеспечивает необходимую связь между ними и гарантирует контроль пультом дистанционного управления только одного приемного устройства.



4.

Требования техники безопасности и охраны труда (Приказ №881-н)

10

При работе на пожарных автоцистернах включается стояночная
тормозная система (кроме случаев работы в движении), устанавливаются и
фиксируются противооткатные упоры и заземление.

Во время сбора всасывающей пожарной рукавной линии при заборе воды из водоема в условиях плохой видимости, на крутом обрывистом или скользком берегу личный состав подразделения ФПС страхуется с использованием спасательной веревки и пожарных карабинов путем закрепления за пожарную автоцистерну.

142. Запрещается:

а) устанавливать пожарную автоцистерну поперек проезжей части дороги;

б) работать на пожарной автоцистерне без включенной аварийной световой
сигнализации, а в ночное время - без освещения бортовыми, габаритными или
стояночными огнями;

в) устанавливать пожарную автоцистерну на путях следования подвижного
состава при тушении железнодорожного транспорта, ограничивая тем самым
движение поездов, создавать препятствия участникам дорожного движения на
переездах;

г) оставлять открытыми двери и отсеки пожарной автоцистерны при работе
на пожаре (учении).

143. Перед началом движения водителю пожарной автоцистерны следует
убедиться, что дверцы отсеков пожарной автоцистерны закрыты на защелки.

Снятие пожарного оборудования и другого оборудования с пожарной автоцистерны производится после фиксации дверей отсеков пожарной автоцистерны в открытом положении.

  1. Пожарное и другое оборудование на пожарной автоцистерне размещается в соответствии с технической документацией завода-изготовителя, надежно крепится в отсеках пожарной автоцистерны и легко снимается во избежание получения травм при работе с ним.

  2. Подача огнетушащих веществ на пожаре (учении) или ее прекращение производится по команде оперативных должностных лиц или непосредственных начальников подразделений ФПС.

  3. Подача воды в пожарные рукавные линии производится с постепенным повышением давления, чтобы избежать разрыва пожарных рукавов и травмирования ствольщиков.

Запрещается подача воды в пожарные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или до подъема на высоту.

147. При использовании пожарного гидранта крышка люка открывается
специальным крюком или ломом в сторону от открывающего в целях
предупреждения травмирования при ее возможном падении.

В случае ограничения или перекрытия движения при установке
пожарного автомобиля на проезжей части улицы или дороги на пожаре (учении)
следует руководствоваться указаниями оперативных должностных лиц или
непосредственных начальников подразделений ФПС.




3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: АПТ 6-100.

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____» _______________2023г.


Руководитель занятия ____________________________ __________________

ф.и.о. подпись