Файл: Изучение ттх и приемов совместной работы со спецтехникой гарнизона апт 6100.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Утверждаю Начальник ФГБУ«3 отряд ФПС ГПС по Нижегородской области (договорной)» ____________________С.А.Клячев « » 2023 год |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с работниками ОПП, начальствующим составом, работниками аппарата ФГБУ «3 отряд ФПС ГПС по Нижегородской области (договорной)» по служебной подготовке.
Тема: «Изучение ТТХ и приемов совместной работы со спецтехникой гарнизона АПТ 6-100 .
Вид занятия: практический. Отводимое время: 1 учебный час.
Цель занятия: Повышение уровня знаний личного состава при использовании спец. пожарного автомобиля АПТ 6-100.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
- учебник Пожарная техника
- инструкция по эксплуатации АПТ 6-100.
2. Развернутый план занятия:
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса |
1. | Основные пожарные автомобили. | 5 | К основным относятся машины, предназначенные для подачи огнегасительных средств (воды, пены, порошков, углекислоты, газоводяных и других составов). На пожар. Это пожарные автоцистерны, пожарные автонасосные станции, пожарные аэродромные автомобили, автонасоссы и насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные корабли и катера, пожарные поезда и дрезины, пожарные мотопомпы. |
2. | Классификация АПТ 6-100 | 10 | АПТ 6-100 - для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
- для подачи в очаг пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из собственной цистерны штатного пенобака или посторонней емкости; - для подачи огнетушащих веществ через стационарный лафетный ствол. |
3. | Устройство и ТТХ АПТ 6-100 | 20 | Условное обозначение изделия: «Автомобиль пенного тушения АПТ-6-100 (IVEKO-693911)». Год выпуска автомобиля – 2013 год. АПТ - Автомобиль пенного тушения . Емкость цистерны – 6000 литров. Емкость пенобака – 1000 литров. Шасси автомобиля - IVEKO-693911. Габаритные размеры: Длина – 9700 мм. Ширина – 2500 мм. Высота – 3300 мм. Мощность двигателя кВт (л/с) – 420 (309). Число мест для боевого расчета – 5 человек. Ствол лафетный AKRON 3.5 NH 16 до 126 л,с Тип – центробежный Производительность – 100 л/с.при номинальном рабочем давлении, при максимальном рабочем давлении не менее120л,с Наибольшая геометрическая высота всасывания 7,5м Рабочее давление на насосе – 4 Атм. Максимальное давление на насосе – 15 Атм. Центробежный насос Пожарный автомобиль оснащен двухступенчатым центробежным насосом. Привод от вала отбора мощности двигателя шасси и подает во все патрубки. Все части насоса , которые вступают в контакт с жидкостью изготовлены из бронзового сплава . Вал насоса из нержавеющего сплава. Вакуумный насос . Автомобиль оснащен четырьмя всасывающими патрубками д.125 мм. Полная производительность насоса достигается только тогда , когда все всасывающие линии подключены. Автомобиль оснащен 3 системами дозирования пены 1 IMAPF-E480 2 goehstadt PV 500 3 Hale FoamLodjx 6.5 Система смешивания Hale FoamLodjx 6.5 позволяет смешивать пена /вода. Ёмкость для пенообразователя: Ёмкость для пенообразователя предназначена для транспортировки и хранения всех известных типов синтетических и протеиновых пенообразователей. Пенобак металлический и интегрирован в цистерну. Для предотвращения замерзания пены в пенобаке также предусмотрен подогрев пенобака. Наружные стенки пенобака покрыты специальным теплоизоляционным материалом марки «ТС Ceramik-HB (Thermal Coat)» Контрольное устройство представляет собой переливную трубу для слива пены при его переполнении. Подача пены на пенный насос осуществляется по заборной магистрали. Вместимость пенобака 1000 л. Насосная установка с системой водопенных коммуникаций: Комбинированный центробежный насос «JOHSTADT» NP 8000 (НЦПН-140/100) предназначен для подачи воды и водных растворов пенообразователя, укомплектован автономным вакуумным насосом, лафетным стволом с дистанционным управлением AKRON «StreamMaster». Напорные патрубки находятся по обеим бортам насосного отсека. Закрывается насосный отсек алюминиевой шторной дверью с барабанной системой намотки. На данном пожарном насосе выполнена система дозирования пенообразователя PV-500 эжекторного типа с созданием раствора концентрацией пенообразователя до 6%. Шестеренчатый насос предназначен для подачи в систему инжекционного дозирования напорных магистралей пены заданной пропорции. Шестеренчатый насос с внутренним зацеплением, благодаря своей конструкции, даёт равномерный поток, высокую эффективность и возможность перекачивать жидкость различной вязкости. Встроенный предохранительный клапан защищает насос, также как и другое оборудование в системе, от избыточного давления. Коллектор всасывающий имеет четыре трубы с ГМ 125 мм для подсоединения всасывающих рукавов при работе со стороннего источника. Входные отверстия закрыты заглушками. На всасывающих патрубках установлена сетка с размером ячейки 5мм, для предотвращения попадания частиц в полость насоса. В верхней цилиндрической части выполнена бобышка для установки пеносмесителя и отверстие для подсоединения штуцера вакуумного агрегата. В левой части коллектора выполнен отвод для подсоединения коллектора к цистерне. Всасывающий коллектор соединяется с цистерной через компенсатор-проставку 1 Ду 250 мм. Между компенсатором-проставкой и всасывающим коллектором устанавливается дисковый затвор Ду 250 мм с пневмоприводом. Напорный коллектор предназначен для распределения потоков жидкости из ПН по напорным магистралям: - магистраль лафетного ствола; - магистраль подачи на левую сторону АЦ; - магистраль подачи на правую сторону АЦ; Все магистрали соединяются с верхним коллектором, который является частью напорного коллектора. Верхний коллектор через компенсатор-проставку Ду 150 мм соединяется с напорным патрубком ПН. Между компенсатором-проставкой верхнего коллектора и напорным патрубком ПН устанавливается дисковый затвор Ду 150 мм с пневмоприводом. Напорный патрубок устанавливается непосредственно на фланец ПН и имеет дополнительно четыре выхода (патрубка): - для соединения с трубопроводом подачи жидкости из ПН в цистерну через компенсатор-проставку Ду 65 мм (между компенстаром-проставкой и напорным патрубком ПН устанавливается дисковый затвор Ду 65 мм с пневмоприводом; - для подачи жидкости в эжектор резервного пеносмесителя (соединение без «мягких» вставок, между напорным патрубком ПН и эжектором устанавливается шаровой кран Ду 25 мм с ручным приводом; - для соединения с коллектором резервного пенного дозирования дисковый затвор Ду 65 мм с пневмоприводом. Затвор используется для наполнения пенообразователем цистерны и пенобака пенным насосом. Верхний коллектор предназначен для разделения потоков жидкостей по магистралям и имеет пять патрубков. Верхний коллектор в средней своей части разделяется на два патрубка Ду 125 мм – один в левую сторону, один в правую сторону. К левому боковому патрубку Ду 125 мм коллектор присоединяется к входу магистрали ЛС. Магистраль ЛС имеет компенсатор-проставку 80 мм для подсоединения с патрубком подъёмника ЛС – телескопическим адаптером Extend-A-Gun RC4. До ответвления коллектора к ЛС он соединяется с инжектором системы пеносмешение с расходомером воды в коллекторе. Между компенсатором-проставкой входа в магистрали ЛС и нижним боковым патрубком верхнего коллектора устанавливается дисковый затвор с пневмоприводом. В трубопроводы правого и левого выкидных патрубков установлены дисковые затворы Ду 125 мм с пневмоприводами. В трубопроводы напорных патрубков Ду 80 мм устанавливаются дисковые затворы Ду 80 мм с пневмоприводом. В трубопроводы напорных патрубков Ду 125 мм (правый) и Ду 80 мм (правый и левый) в средней части устанавливаются расходомеры подачи жидкости. В конечной части трубопроводов устанавливается форсунка подачи пенообразователя. В состав эжекционной (резервной) системы пеносмешения входит пеносмеситель PV500 пожарного насоса FRN 10-8000 с дозатором от 5 до 25 пеногенераторов ГПС-600. Пенные магистрали пеносмесителя PV-500 присоединяются к патрубкам забора пеносмесителя из пенобака, из цистерны, из стороннего источника. Патрубки забора из пенобака и из цистерны имеют дисковые затворы Ду 65 мм с пневмоприводами, патрубок забора пенообразователя от стороннего источника имеет дисковый затвор Ду 65 мм с пневмоприводом. Монтаж системы дозированного пеносмешения произведен по схеме «от двух пенобаков». В качестве второго пенобака может использоваться непосредственно цистерна. Система дозированного пеносмешения состоит из: - шарового крана-дозатора (Д2) с датчиком расхода (Р5) для впрыска дозированного пенообразователя в левый напорный патрубок Ду 125 мм и коллектор ЛС; - шарового крана-дозатора (Д5) с датчиком расхода (Р6) для впрыска дозированного пенообразователя в правый напорный патрубок Ду 125 мм; - шарового крана-дозатора (Д3) с датчиком расхода (Р7) для впрыска дозированного пенообразователя в левый напорный патрубок Ду 80 мм; - шарового крана-дозатора (Д4) с датчиком расхода (Р8) для впрыска дозированного пенообразователя в правый напорный патрубок Ду 80 мм; Система дозированного пеносмешения при посредстве датчика расхода определяет расход жидкости в участке магистрали и пенным насосом с мотором заканчивает пенообразователь через форсунку впрыска. Система позволяет изменять концентрацию пенообразователя в воде от 0,1% до 6%. Концентрация поддерживается автоматически при различных величинах подачи воды. Вакуумная система автоматически включается при отсутствии воды в насосе и отключается при заполнении насоса водой. Вакуумная система водозаполнения предназначена для подачи воды в насос из открытого водоисточника (водоёма). В состав вакуумной системы входят следующие элементы: датчик заполнения; вакуумный насос, расположенный над картером подшипников; вакуумный клапан и кнопка управления с соединительными кабелями. Датчик заполнения предназначен для подачи сигнала в блок управления о завершении процесса водозаполнения. Вакуумный насос предназначен для создания необходимого при водозаполнении разрежения в полости пожарного насоса и всасывающих рукавов. Вакуумный агрегат представляет собой вакуумный насос поршневого типа с приводом от вала насоса. При запуске насоса и отсутствии в нем воды система включается следующим образом: электромагнитная муфта входит в зацепление и начинает вращать диск, расположенный на валу насоса. Вращение передается на систему вакуумного насоса. Таким образом, два поршня, расположенные по бокам модуля, за счёт кулачка на ведомом валу получают обратно-поступательное движение в вертикальном направлении. Когда один из поршней создает вакуум, второй открыт для перелива воды. Когда давление насоса достигает 0,75 бар, переключатель, расположенный в напорной линии, посылает сигнал электромагнитному механизму на выключение вакуумной системы. Стационарный лафетный ствол: На автоцистерне установлен стационарный лафетный ствол с дистанционным управлением AKRON «StreamMaster» модель 3578 с насадкой «Akromatic» модель 5178, с электрическим управлением 24В. Лафетный ствол формирует компактные или распыленные струи пенных растворов и воды, создаёт веерную струю типа «защитный экран» с углом не менее 120 градусов. Расход воды через стационарный лафетный ствол составляет не менее 90 л/с. При подаче воды через стационарный лафетный ствол, дальность подачи струи 80 м. Рабочее давление не менее 7 атм. Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости 348 градусов, в вертикальной плоскости 165 градусов. Возможна фиксация лафетного ствола в любом положении. Лафетный ствол установлен на электрический телескопический адаптер модели 3406, который даёт дополнительное поднятие или опускание лафетного ствола. Пропускная способность адаптера производительностью для подачи тушащего средства до 4800 л/мин. Использование пульта дистанционного управления: Управление осуществляется с помощью следующих команд: - включение питания кнопкой «POWER ON/OFF», при этом загорается светодиод «ON/OFF TRANSMIT», что сигнализирует о подачи питания на ЛС; - активация пульта проводится при помощи кнопок «UP» и «AUX», нажатых одновременно; - кнопка «AUX» со светодиодом является функциональной. При нажатии и удерживании кнопки «AUX» одновременно с кнопкой «UP» телескопический адаптер выдвигается вверх; - команды перемещения ЛС ВПРАВО, ВЛЕВО, ВВЕРХ, ВНИЗ ( кнопки RIGHT, LEFT, UP, DOWN соответственно); -при нажатии и удерживании кнопки «AUX» одновременно с кнопкой «DOWN» телескопический адаптер опускается. ПДУ выполняет функции управления, предусмотренные в управляемом оборудовании. Область применения ПДУ – эксплуатация на открытом воздухе невзрывоопасных зон, отапливаемых и не регулярно отапливаемых помещений; хранение при эксплуатации – в помещении. До начала работы пульт управления должен быть синхронизирован с приемным устройством, что обеспечивает необходимую связь между ними и гарантирует контроль пультом дистанционного управления только одного приемного устройства. |
4. | Требования техники безопасности и охраны труда (Приказ №881-н) | 10 | При работе на пожарных автоцистернах включается стояночная тормозная система (кроме случаев работы в движении), устанавливаются и фиксируются противооткатные упоры и заземление. Во время сбора всасывающей пожарной рукавной линии при заборе воды из водоема в условиях плохой видимости, на крутом обрывистом или скользком берегу личный состав подразделения ФПС страхуется с использованием спасательной веревки и пожарных карабинов путем закрепления за пожарную автоцистерну. 142. Запрещается: а) устанавливать пожарную автоцистерну поперек проезжей части дороги; б) работать на пожарной автоцистерне без включенной аварийной световой сигнализации, а в ночное время - без освещения бортовыми, габаритными или стояночными огнями; в) устанавливать пожарную автоцистерну на путях следования подвижного состава при тушении железнодорожного транспорта, ограничивая тем самым движение поездов, создавать препятствия участникам дорожного движения на переездах; г) оставлять открытыми двери и отсеки пожарной автоцистерны при работе на пожаре (учении). 143. Перед началом движения водителю пожарной автоцистерны следует убедиться, что дверцы отсеков пожарной автоцистерны закрыты на защелки. Снятие пожарного оборудования и другого оборудования с пожарной автоцистерны производится после фиксации дверей отсеков пожарной автоцистерны в открытом положении.
Запрещается подача воды в пожарные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или до подъема на высоту. 147. При использовании пожарного гидранта крышка люка открывается специальным крюком или ломом в сторону от открывающего в целях предупреждения травмирования при ее возможном падении. В случае ограничения или перекрытия движения при установке пожарного автомобиля на проезжей части улицы или дороги на пожаре (учении) следует руководствоваться указаниями оперативных должностных лиц или непосредственных начальников подразделений ФПС. |
3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: АПТ 6-100.
4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«_____» _______________2023г.
Руководитель занятия ____________________________ __________________
ф.и.о. подпись