ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
— 92 —
Предложенное философом науки Майклом По- лани (1891–1976) уже более полувека назад поня- тие личностного знания до сих пор не утрачивает своей актуальности. Концепция М. Полани обога- щает представления о познавательной деятельнос- ти, не сводя ее к действию только общих, объек- тивных закономерностей, но учитывая также роль конкретной личности, наделенной неповторимыми когнитивными установками и включенной в уни- кальную научную практику. Широкое понимание личностного знания, пронизывающего различные уровни психики человека, дает возможность не ог- раничиваться исследованием лишь научного зна- ния и изучить иные формы знания, являющиеся проявлением духовной жизни человека во всем ее многообразии. Рассмотрение личностного знания и познавательного процесса в структуре внутрен- него опыта в последнее время приобретает особую актуальность, поскольку «в когнитивной науке и эпистемологии как ее философской составляющей происходит сдвиг к феноменологии, к изучению субъективных особенностей опыта сознания, к
«методологии от первого лица»» [1, с. 199]. Данная задача может быть выполнена благодаря примене- нию к анализу концепции личностного знания
М. Полани актуальных методов бурно развиваю- щихся когнитивных наук и неклассической эписте- мологии: феноменологического, системного, теле- сного.
К сожалению, в отечественной литературе, не- смотря на большую популярность Полани как фи- лософа науки, его концепции уделялось немного внимания. Можно вспомнить, что В. А. Лектор- ский посвятил критическому разбору концепции личностного знания предисловие к русскому изда- нию основополагающего сочинения Полани «Лич- ностное знание» [2, с. 5–16], а современный иссле- дователь Н. М. Смирнова написала на эту тему ста- тью, рассматривающую концепцию личностного знания [3]. В западной философской традиции дело обстоит иначе: там функционирует Общество
М. Полани (Polanyi Society), выпускающее перио- дическое издание «Tradition and Discovery» и орга- низующее конференции, на которых обсуждаются проблемы, так или иначе связанные с ключевыми идеями философа. Разработки современных зару- бежных исследователей позволяют выявить и про- анализировать различные аспекты концепции лич- ностного знания, имеющие как фундаментальное, так и прикладное значение.
Понятие неявного знания и структура сознания
в концепции М. Полани: системный и феноменоло-
гический подходы к проблеме личностного знания
Одной из ключевых идей М. Полани является представление о том, что любое знание субъекта содержит личностный компонент. Познавательный акт всегда выполняется конкретным индивидом с неповторимым личностным опытом, с определен- ными установками сознания и неявными предпо- сылками осуществляемой им деятельности. Осо- бое внимание Полани уделяет сфере неявного, молчаливого знания, личностного по своему ха- рактеру и лежащего в основе индивидуального процесса познания. Для лучшего понимания этого вида знания необходимо рассмотреть предложен- ную Полани структуру сознания, включающую в себя два уровня: фокусное осознание и перифери- ческое.
Неявное знание представляет собой сферу ак- тивности периферического сознания, т. е. на нем не сконцентрировано внимание субъекта, однако именно благодаря ему мы воспринимаем находя- щийся в фокусе предмет. Корни личностного зна- ния можно обнаружить именно в периферической области сознания, выступающей фоном для созна- ния, сфокусированного на внешних объектах [2, с. 96]. Присутствующие на периферии сознания данные опыта оказываются теми элементами, вза-
УДК 11 (02.15.31)
С. А. Филипенок
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ М. ПОЛАНИ В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ
ПРОБЛЕМ: НОВЫЕ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Проводится эпистемологический анализ концепции личностного знания М. Полани, при этом применяют- ся философские подходы: феноменологический, системный, телесный. Рассматривается предложенная Пола- ни общая схема, описывающая структуру сознания. Особое внимание уделяется анализу влияния телесной природы человека на его познавательную деятельность и взаимосвязи тела и сознания. Кроме того, изучается соотношение объективного и субъективного аспектов знания в личностном знании. Показывается роль подсоз- нательных и внерациональных факторов личностного знания в когнитивных процессах, в том числе в творче- стве и интуиции.
Ключевые слова: личностное знание, неявное знание, фокусное осознание, периферическое осознание,
феноменологический подход, системный подход, телесный подход, субъективное, объективное, эмоции, инту-
иция, творчество.
— 93 —
имодействие которых порождает новую целост- ность, являющуюся объектом фокусного сознания.
Формируемое побочными данными опыта, образу- ющими сферу неявного знания, целостное понима- ние есть гештальт, который нельзя понимать как простую сумму составляющих его частей и правил
[4, с. 29].
Полани неоднократно ссылался в своих работах на достижения гештальт-психологии, однако его ключевые идеи созвучны не только разработкам этого, уже ставшего классическим, психологиче- ского направления, но и принципам современного системного подхода. Общая схема познавательного процесса, предложенная философом в его работах, и в самом деле отражает системный характер на- шего личностного знания и позволяет раскрыть сложную взаимосвязь между различными уровня- ми сознания и психики в целом. Таким образом, личностное знание правильнее будет рассматри- вать не как набор конкретных представлений о яв- лениях действительности, оказывающихся в фоку- се нашего внимания в качестве объектов познания, а как иерархическую организованную систему, обеспечивающую связь между разными уровнями и аспектами сознания и непременно включающую в себя неосознаваемые и неартикулированные мо- менты опыта. Система личностного знания может быть описана как целостное образование, элемен- ты которого должны рассматриваться не изолиро- ванно, а во взаимодействии друг с другом.
Содержание личностного знания обладает эмер- джентными свойствами, т. е. не сводится к содер- жанию конкретных данных индивидуального опы- та, а определяется их соотношением в структуре сознания и психики. Отдельные моменты опыта, в свою очередь, исходя из контекста неповторимого личностного опыта, приобретают новый смысл.
Таким образом, можно предположить, что пред- ставления субъекта, включенные в его уникальную систему личностного знания, шире и богаче по со- держанию знания, изначально заключенного в вос- принимаемой человеком словесной форме. Эта особенность познания является основой творчест- ва, способности личности привносить в представ- ления о мире что-то новое.
Понимание сознания как структурно организо- ванного образования отражает контекстуальный характер протекающих в нем познавательных про- цессов. Отдельные данные опыта приобретают свое уникальное значение именно в контексте смысловой целостности, порождаемой описанной выше структурой сознания: «Элементы, включен- ные в такого рода контекст, будь то молоток, зонд или изреченное слово, все указывают на что-то су- ществующее помимо них и наполняются смыслом благодаря тому, что они включены в этот контекст»
[2, с. 102]. Таким образом, непосредственно дан- ное целостное видение ситуации оказывается основополагающим контекстом, в котором осу- ществляется когнитивная деятельность и в кото- ром получают свой неповторимый смысл отдель- ные компоненты нашего сложного и многогранно- го личностного опыта. Предпосылки формируют контекст, в котором определенным образом прояв- ляются побочные сведения и конструируется смысл [5].
Полани предлагает функциональную трактовку неявного знания, т. е. указывает на ту функцию, ко- торую оно имеет в структуре сознания. Любой по- знавательный процесс может быть описан, по мне- нию Полани, с помощью так называемой структу- ры “from-to”: любой неформализуемый вывод, осу- ществляемый субъектом, заключается в движении от данных опыта, осознаваемых нами на перифе- рическом уровне, к оказывающемуся в фокусе це- лостному пониманию [4, с. 29]. Неявное знание в свете поставленной исследовательской задачи обя- зательно приобретает некую функциональную роль, в качестве набора условий познавательной деятельности определяя содержание приобретае- мого знания и формируя целостное понимание си- туации: «Когда мы сфокусированы на целом, мы осознаем части периферическим сознанием, при- чем эти два рода осознания имеют примерно оди- наковую интенсивность… Если какая-то часть представляется периферической по отношению к целому, это означает, что она участвует в формиро- вании целого и эту ее функцию мы можем рассма- тривать как ее смысл относительно целого» [2, с. 92]. Описанная Полани структура “from-to” яв- ляется общей схемой любого познавательного акта, в соответствии с которой человеческая мысль движется от неявных предпосылок в сторону поро- ждаемой их взаимодействием новой смысловой целостности, являющейся объектом познания.
Полани подчеркивает, что «фокус и периферия сознания являются взаимоисключающими» [2, с. 90]. Содержание периферического сознания мо- жет оказаться в фокусе, что сразу меняет его место в структуре знания, лишает прежнего функцио- нального значения и наделяет новым смыслом. На- правленность внимания на имплицитное знание является уже совсем иным познавательным актом, меняющим прежнее соотношение данных опыта.
Таким образом, содержание периферического со- знания не может быть познано субъектом в его из- начальном виде, без трансформаций, неизбежно происходящих при попытке сделать его объектом познания.
Разрушение структуры предшествующего ког- нитивного акта, вследствие чего периферическое знание лишается своего инструментального значе-
С. А. Филипенок. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем...
Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
— 94 —
ния, отражается и на практике, лишая человека способности совершать хорошо усвоенные дейст- вия. Это проявляется в тех случаях, когда человек, сосредоточившись на деталях, помогающих ему совершить некоторое действие, оказывается не в состоянии его повторить. Однако новый познава- тельный акт, заключающийся в фокусном позна- нии имплицитных сведений, также опирается на некие неявные предпосылки. А это значит, что, хотя многое из области периферического сознания можно выразить в языке, в любом случае сохраня- ется неустранимый остаток неявного знания, кото- рый поддерживает описанную Полани структуру сознания, имеющую принципиальное значение для понимания всякого познавательного процесса.
Этой особенностью человеческого когнитивного аппарата объясняется неисчерпаемость неявного знания [4, с. 29], обусловленная бесконечным мно- гообразием непрерывно сменяющих друг друга смысловых контекстов.
Применение телесного подхода к познанию в
концепции М. Полани
Важнейшей сферой неявного познания является осознание собственного тела, исполняющего ин- струментальную роль в постижении окружающей действительности. Данное утверждение раскрыва- ет значение телесности в качестве одного из клю- чевых факторов познавательного процесса, что на- ходит отражение в актуальном сегодня телесном подходе. Телесные навыки, усвоенные нами в ходе практической деятельности в виде неосознавае- мых автоматических действий, являются условия- ми нашей активности и составляют неотъемлемую сферу личностного знания. Участие телесных на- выков в освоении действительности придает по- знавательному процессу практический характер и перекликается с современной концепцией “enacted cognition”, суть которой заключается в том, что
«познание осуществляется в действии и через дей- ствие. Через действия, двигательную активность формируются и когнитивные способности живого организма как в онтогенезе, так и в филогенезе» [6, с. 47]. Телесные навыки определяют всякое совер- шаемое нами действие и включают в себя то содер- жание нашего личностного знания, которое благо- даря длительному опыту перешло в сферу подсоз- нания.
Таким образом, Полани дает феноменологиче- скую трактовку человеческой телесности, рассма- тривая ее в структуре сознания в качестве опреде- ленной сферы личностного, неявного знания. Те- лесность, переживаемая на феноменальном уров- не, следовательно, не тождественна физическому, пространственно локализованному телу. Ее харак- теристики не сводятся к его физиологическим осо- бенностям и внешним проявлениям, она преодоле- вает его границы, включая в себя представления об используемых нами инструментах, имеющих то же функциональное значение по отношению к изучае- мым объектам, что и наши отдельные органы. Ма- териальное тело (corporality) оказывается необхо- димым условием опыта телесности (embodiment), но само при этом не является достаточным основа- нием для последнего [7, с. 7].
Применяемые нами инструменты осознаются точно таким же образом, что и части нашего тела при познании внешней реальности, на перифери- ческом уровне сознания выступая в качестве пред- посылок, определяющих взаимодействие с пред- метами окружающей действительности. Инстру- мент в структуре личностного опыта «всегда оста- ется “по эту сторону”, выступает как часть нас са- мих, часть оперирующей личности. Мы включаем инструмент в сферу нашего бытия; он служит на- шим продолжением. Мы сливаемся с инструмен- том экзистенциально, существуем в нем» [2, с. 94].
Применяемые Полани телесный и феноменологи- ческий подходы к познанию представляют челове- ческую телесность как набор неявных установок сознания, составляющих содержание внутреннего опыта и выступающих важнейшим фактором лич- ностного знания и познавательной деятельности субъекта.
Сочетание в концепции личностного знания те- лесного, системного и феноменологического под- ходов позволяет обратиться к проблеме взаимосвя- зи сознания и тела. Идея об иерархической органи- зованности реальности развивается Полани не только в эпистемологии, применительно к вопросу о структуре сознания, но и в онтологии, где рас- сматривается в свете проблемы соотношения со- знания и тела. В теории Полани «физиологические принципы, управляющие деятельностью организ- ма, выступают “ключевыми моментами и частями” по отношению к “целому”, которым является во- площенный разум (embodied mind)» [8]. По анало- гии с иерархической структурой сознания, само сознание, как целостное образование, можно пред- ставить в качестве смысла,значения тела [8], кото- рое, в свою очередь, оказывается набором неявных данных, формирующих содержание опыта и игра- ющих роль предпосылок познавательной деятель- ности. Подобная точка зрения находит отражение в получившем широкое распространение представ- лении о телесной природе сознания, в целостном подходе к человеку, рассматривающем его как еди- ное сознание-тело. Согласно телесному подходу к сознанию «сознание отелеснено, разум воплощен
(embodied mind), а тело одухотворено, оживлено духом» [6, с. 46].
Данное положение имеет не только большое те- оретическое значение в эпистемологии, позволяя
— 95 —
осмыслить познавательную активность субъекта, но также может быть рассмотрено в качестве фун- даментальной мировоззренческой установки, реа- лизуемой в практической деятельности, в частно- сти в медицине. В соответствии с методологиче- скими принципами, лежащими в основе концеп- ции Полани, лечащий врач должен видеть в своем пациенте не просто тело как механизм, а личность, иерархически организованную целостность тело- сознание, наделенную неповторимым личностным опытом. Следовательно, специалисту необходимо не только учесть физиологические изменения в ор- ганизме больного, но также проникнуть в его вну- тренний мир, понять его жизненные установки, в определенной степени отражающиеся на самочув- ствии и влияющие на процесс лечения
1
Соотношение субъективного и объективного в
структуре личностного знания
Представление Полани о неотъемлемой роли личностного, неявного знания субъекта в научном познании порождает крайне важную для эпистемо- логии проблему объективности знания. Действи- тельно, если личностный компонент неустраним, то каким образом исследовательская деятельность конкретного человека может привести его к объек- тивному и истинному знанию? Полани пытается преодолеть субъективизм благодаря различению личностного и субъективного. Субъективное, по мнению философа, «всецело обусловлено характе- ром того состояния, в котором находится данная личность» [2, с. 303], т. е. отражает исключительно индивидуальные особенности человека и его опы- та, не имея никакого отношения к явлениям объек- тивной действительности. В отличие от спонтан- ных субъективных психических процессов, опи- санная исследователем ситуация самоотдачи, ха- рактерная для настоящих ученых, соединяет в себе как субъективный, так и объективный момент зна- ния. Дело в том, что подлинно творческая личность с самого начала в своей деятельности ориентирует- ся на такие нормы и стандарты, которые восприни- маются ею как внеличностные и заранее установ- ленные. Именно благодаря принятию этих общез- начимых принципов субъект ведет свой поиск в на- правлении, которое может привести его к знанию, имеющему объективную ценность.
Подчинение внеличностным когнитивным установкам, тем не менее, не устраняет личностно- го компонента в познавательном процессе. Во-пер- вых, свободный и ответственный человек самосто- ятельно признает эти принципы в качестве без- условных ориентиров в собственной познаватель- ной деятельности, что в конечном счете соответст- вует его личным устремлениям. К тому же созна- тельное подчинение независимым и всеобщим нормам не препятствует проявлению личностных, индивидуальных особенностей человека, ориги- нальности его мышления, а, скорее, способствует этому, позволяя раскрыться различным сторонам человеческой психики и побуждая развивать мно- гие важные когнитивные способности. Благодаря стремлению человека к получению объективного знания его интеллектуальная деятельность не сво- дится только к спонтанным психическим процес- сам, но также опирается на аналитические, рацио- нальные способности. Более того, можно сказать, что именно через личностное начало осуществля- ется прорыв к объективности. Именно творческое, нестандартное мышление личности позволяет вы- явить новые, никому ранее не известные грани ре- альности. Чем более сформировано это начало в человеке, тем более плодотворным будет научный поиск в заданном направлении.
Таким образом, в концепции личностного зна- ния совершается попытка преодолеть противопо- ставление субъективного и объективного в позна- нии, благодаря чему раскрывается существующая между ними неразрывная связь. Личностное «не есть ни субъективное, ни объективное. Поскольку личностное подчинено требованиям, которые оно само признает как нечто от него независимое, оно несубъективно; но поскольку оно есть действие, руководимое индивидуальными страстями, оно и необъективно. Оно преодолевает дизъюнкцию между субъективным и объективным» [2, с. 300].
Устремленность к истине дает возможность наибо- лее полно задействовать многогранный и уникаль- ный личностный опыт, надлежащим образом его организовать в соответствии с поставленной це- лью, а не ограничиваться в своей познавательной активности лишь случайными проявлениями наи- более простых когнитивных способностей.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что в представлениях Полани объективное и субъектив- ное являются двумя полюсами единого познава- тельного процесса, совершаемого субъектом. По- знавательная деятельность непременно содержит в себе субъективный компонент, включающий в себя принадлежащие самой познающей личности ког- нитивные установки. Такая позиция вынуждает от- казаться от присущего классической эпистемоло- гии объективизма, пытающегося рассматривать истинные суждения и определяющие их предпо- сылки независимо от субъекта: «В этом залог осво- бождения от объективизма – мы должны понять, что последним основанием наших убеждений яв- ляется сама наша убежденность, вся система посы- лок, логически предшествующих всякому конкрет-
С. А. Филипенок. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем...
1
Подробнее о применении концепции Полани к проблемам медицины см.: [8].
Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
— 96 —
ному знанию» [2, с. 278]. Подобная точка зрения позволяет учитывать активную роль субъекта, яв- ляющегося самостоятельным носителем опреде- ленных установок познавательной деятельности, воспринимаемых им в качестве универсальных и абсолютных. Сам процесс познания благодаря это- му оказывается не чисто объективным процессом, точно отражающим реальность, он также содер- жит неустранимый субъективный компонент.
Взаимодействие различных уровней и аспектов
психики в процессе личностного познания. Роль под-
сознательной и внерациональной сфер в познании
Нельзя не отметить, что концепция неявного знания расширяет наши представления о познава- тельных способностях человека, не сводя их толь- ко к работе вербального, фокусного сознания. По- нятие периферического сознания отсылает к более глубоким слоям психики, чем привычное нам объ- ектное сознание. Сфера неявного знания включает в себя автоматизмы, в результате длительной пра- ктики вытесненные из сознания в подсознание и ставшие условиями познавательной деятельности.
Описывая сознание как многоуровневую систему,
Полани принимает во внимание не только осознан- ное, выраженное в языке знание, но и подсозна- тельные факторы когнитивной активности, учиты- вает роль скрытых процессов, протекающих в пси- хике человека и недоступных ему в явном виде.
Признание такого положения вещей приводит к за- ключению о сложной организации нашей психики и основывающейся на ней когнитивной деятель- ности, которая заключается в кардинальных струк- турных изменениях личностного опыта на подсоз- нательном уровне.
Благодаря системному и целостному характеру сознания, объединяющему различные уровни и аспекты человеческой психики, в познавательный процесс вовлекаются не только рациональные ин- теллектуальные способности, но и внерациональ- ные факторы, отражающие иные стороны личност- ного опыта и также выступающие неявными пред- посылками когнитивной деятельности. Как следст- вие, неотъемлемыми условиями познания окружа- ющей реальности оказываются эмоциональный настрой субъекта, его ценностные установки, вера в возможность достичь истины.
Интеллектуальная страстность ученого прони- зывает познавательный процесс на самых разных этапах [2, с. 193–252]. Во-первых, интерес иссле- дователя к проблеме и его уверенность в своей способности ее разрешить являются основополага- ющими стимулами к проведению научного поиска.
Во-вторых, эмоциональный настрой лежит в осно- ве отбора фактов и изучаемых проблем, выявляя, какие из них будут для субъекта значимыми и за- служивающими внимания. В-третьих, эстетиче- ское переживание красоты и совершенства создан- ной теории или художественного произведения и сопровождающий творческий процесс эмоцио- нальный подъем оказываются одним из критериев истины, играющих ключевую роль в момент озаре- ния. Конечно, эмоции личности не дают гарантии правильности полученного результата и не высту- пают последним основанием познавательной дея- тельности, ученый должен уметь подчинить их не- коей объективной логике исследования и культур- но-историческим запросам, однако нельзя не при- знать, что они в значительной степени определяют направление научного поиска.
Эмоции являются не только факторами познава- тельной деятельности, задающими ее направление, но и неотъемлемыми компонентами самого зна- ния, приобретенного в результате познания. Таким образом, эмоции обогащают и расширяют содер- жание наших артикулированных представлений о явлениях действительности, наделяют их новыми смыслами, выявляют оригинальные ассоциатив- ные связи и отсылают к глубинным предпосылкам личностного опыта.
Проблема интуиции и творчества в концепции
личностного знания
В работах современных исследователей можно встретить точку зрения, согласно которой Полани недостаточно уделял внимания творчеству и про- цессу порождения новых сущностей: «Используя научное знание в качестве парадигмы для всего че- ловеческого знания, Полани скорее говорит об от- крытии и решении проблем, чем о творчестве и возникновении нового»
[9, с. 31–32]. Однако даже если это замечание в целом справедливо, все же нельзя не отметить, что предложенная философом науки схема познавательного процесса, продемон- стрированная им на примере осуществляемых в математике эвристических актов, содержит в себе потенциал для осмысления феномена творчества, приводящего к появлению принципиально нового, не существовавшего ранее знания. Понятие неяв- ного знания позволяет рациональным способом объяснить явления интуиции и озарения.
Озарение происходит обычно после длитель- ных и безуспешных попыток решить стоящую за- дачу с помощью хорошо усвоенных рациональных процедур, когда человек в итоге вынужден отка- заться от сознательной работы над проблемой.
Благодаря нацеленности человека на достижение результата осмысление проблемы не прекращается и переходит в сферу подсознания, где привлекает- ся обширный пласт глубинного личностного опы- та, различные данные которого выступают неявны- ми предпосылками латентно протекающего мы- слительного процесса. В ходе интуитивного пои- ска нужного решения отдельные моменты лич-