Файл: Вестник тгпу (tspu bulletin). 2013. 5 (133).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 97 —
ностного знания осознаются периферическим образом в свете поставленной задачи, выступаю- щей фокусом сознания. Большую роль на этом эта- пе играют поглощенность проблемой и вера в воз- можность ее разрешения, мобилизующие самые разные стороны личностного опыта. В итоге лю- бой элемент опыта может оказаться ключом к от- крытию, порождающим новое целостное видение ситуации: «Направив свое внимание на фокус, в котором мы периферийным образом сознаем все частности, которые напоминают нам о забытом имени, мы создаем некоторое представление о нем.
Сходным образом, фиксируя внимание на фокусе, в котором мы периферийно сознаем данные, опре- деляющие решение задачи, мы формируем концеп- цию этого решения» [2, с. 187].
Именно новая смысловая целостность, о кото- рой писал Полани, преодолевающая имеющиеся представления и привносящая оригинальное со- держание в знание об известных явлениях, может считаться основным продуктом творчества. При- меняя схему Полани, можно предположить, что в основе творческой деятельности и интуиции лежат коренные структурные изменения, происходящие с содержанием нашего личностного знания, выявля- ющие новые ассоциативные связи между привыч- ными явлениями действительности и наделяющие их уникальным смыслом.
Чтобы стать общезначимым, однако, приобре- тенное в результате озарения знание нуждается в концептуализации. Так как озарение происходит вследствие выхода за рамки усвоенных концепту- альных схем и проявления недоступного ранее не- явного знания, то подлинно эвристический акт ха- рактеризуется логическим разрывом, существую- щим между привычными рациональными пред- ставлениями и новым пониманием: «Подлинное открытие не есть строго логический акт, и соответ- ственно препятствия, которые приходится преодо- левать при решении задач, можно назвать «логиче- скими разрывами», о величине каковых можно су- дить по степени изобретательности, требуемойдля решения проблемы. В таком случае «озарение» – это скачок, посредством которого преодолевается логический пробел; это прыжок с целью захватить плацдарм на противоположном берегу действи- тельности» [2, с. 180]. Хотя невозможно полно- стью вербализовать содержание, определяющее эвристический акт, именно воплощенное в языке знание придает творчеству объективную значи- мость. Нередко стремление выразить приобретен- ный благодаря интуиции опыт порождает новые понятия и образы, а порой и целые теории и худо- жественные произведения, имеющие неповтори- мую культурную ценность.
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что концепция неявного зна- ния М. Полани применима не только к решению философских проблем науки. Она позволяет более широко представить познавательный процесс и со- храняет свою актуальность для современной эпи- стемологии и получающих все более широкое рас- пространение когнитивных наук. В концепции личностного знания заложены и развиты принци- пы ставших популярными сегодня подходов к изу- чению сознания и познавательного процесса: фе- номенологического, системного, телесного. Кроме того, данная теория дает возможность учитывать разнообразные факторы познавательной деятель- ности, в том числе внерациональные и неосознава- емые в явном виде. Именно с их помощью можно понять такие сложные феномены когнитивной ак- тивности, как интуиция, озарение, кульминацион- ные моменты творчества.
С. А. Филипенок. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем...
Список литературы
1. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bul- letin). 2011. Вып. 10. С. 193–201.
2. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
3. Смирнова Н. М. Теоретико-познавательная концепция М. Полани // Вопр. философии. 1986. № 2. С. 136–144.
4. Lowney Ch. Ineffable, tacit, explicable and explicit: qualifying knowledge in the age of “intelligent” machines // Тradition & Discovery. 2011–2012.
Vol. 38. No 1. P. 18–37.
5. Gulick W. B. The meaningful and the real in Polanyian perspective // Polanyiana. 1999. Vol. 8. No 1–2. URL: http://www.chemonet.hu/polanyi/9912/
jha.html
6. Князева Е. Н. Автопоэзис мысли // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1. С. 46–55.
7. Grosso A. Michael Polanyi meets abba moses: embodiment, indwelling, and interdisciplinarity // 2012 Polanyi Society Annual Meeting Program.
URL: http://www.missouriwestern.edu/orgs/polanyi/2012pprs/2012PSPrg-11-3-12.pdf
8. Jha S. R. The Tacit-explicit connection: Polanyian integrative philosophy and a neo-Polanyian medical epistemology // Polanyiana. 1999. Vol. 8.
No 1–2.
9. Hammond P. Personal knowledge and human creativity // Tradition & Discovery: The Polanyi Society Periodical. 2003–2004. Vol. 30. No 2.
P. 24–34.


Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
— 98 —
Филипенок С. А., аспирант.
Институт философии Российской академии наук.
Ул. Волхонка, 14/1, стр. 5, Москва, Россия, 119991.
E-mail: Stana1987@bk.ru
Материал поступил в редакцию 14.02.2013.
S. A. Filipenok
M. POLANYI`S CONCEPT OF PERSONAL KNOWLEDGE IN MODERN PHILOSOPHICAL PROBLEMS:
NEW EPISTEMOLOGICAL APPROACHES
In the article, the epistemological analysis of M. Polanyi`s concept of personal knowledge is carried out on basis of modern philosophical approaches (phenomenological, system and embodied cognition). Polanyi`s general scheme, which concerns the structure of consciousness, is considered. Specific influence of bodily nature of human being upon his/her cognitive activity and the interconnection of body and mind are investigated. Besides that relations between the objective and subjective aspects of knowledge in personal knowledge are studied. The role of subconscious and irrational factors of personal knowledge in cognitive processes (especially in creative activities, in functioning of intuition) of the subject is revealed.
Key words: personal knowledge, tacit knowledge, focal awareness, subsidiary awareness, phenomenological
approach, system approach, embodied cognition approach, subjective, objective, emotion, intuition, creation.
Institute of Philosophy of the Russian Academy of Science.
Ul. Volkhonka 14/5, Moscow, Russia, 119991.
E-mail: Stana1987@bk.ru