Файл: Архитектурный классицизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы.

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов  центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.

Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю.

Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал. Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.

Петергоф. Большой дворец

Дворец стал отражением двух веков — 18 и 19. Черты барокко, классицизма, рококо смешивались между собой, создавая уникальный архитектурный образ.

В разное время над ним работали великие художники и зодчие:

И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон ,А. Штакеншнейдер, М. Земцов, Ф.-Б. Растрелли.

Удивительно, но визуальный расцвет дворца связан не с Петром I, а с правлением Елизаветы, именно при ней загородная резиденция обретает свой роскошный вид. Реконструкция под руководством Ф.Б Растрелли в 1752 году придала дворцу истинное царское величие. Каждый зал Большого дворца отображает важнейшие вехи в истории России. Архитектурное разнообразие и различные стилевые решения передают всю многогранность образа резиденции. Величие, роскошь, сдержанность и изысканность – всё смешалось здесь, создавая удивительный мир. Про него можно говорить очень много и долго, поэтому задерживаться не будем.

Здание Сената в Кремле 

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм. В северо-восточной части Кремля, на некотором отдалении от главных его построек когда-то находились монастырские подворья, небольшие церкви, а также последние частные дворы. Именно этот неудобный для строительства кусочек кремлевской земли был в конце XVIII века выбран императрицей Екатериной II для воплощения высокого замысла – возведения здания Дворянских Собраний Московской Губернии. Проект был поручен помощнику тогдашнего главного архитектора Василия Баженова – Матвею Казакову. Под застройку был отведен чрезвычайно неудобный треугольный участок между Никольской и тогда еще Безымянной башней.


Казаков успешно справился с трудной задачей, выстроив здание в форме равнобедренного треугольника, внутреннее пространство которого делилось на несколько частей внутренними постройками. Характерно, что углы треугольника архитектор смягчил, благодаря чему появились три небольших фасада, украшенных лоджиями. Архитектурной доминантой нового здания стал большой купол. Казаков при проектировке проявил себя как выдающийся планировщик. Он учитывал не только будущую красоту постройки, но и ее соответствие окружающим объектам. Так, он расположил большой купол здания точно по вертикальной оси Красной Площади, что еще раз подчеркнуло ее красоту.

После революции в Сенатском дворце началась новая интересная эпоха. Он был переименован в первый корпус здания Рабочее-Крестьянского правительства. В 1918 году в корпусе, обращенном к скверу, были оборудованы апартаменты вождя мировой революции – Владимира Ленина.

Феномен “Послепожарной Москвы”

В старину Москва горела регулярно. Горела даже от одной свечки, что неудивительно, так как это «пожароопасное осветительное устройство» часто стояло в деревянной церкви, а сама церковь – в плотной средневековой застройке города. Выгорали целые кварталы и об этом много писали историки тех лет. Но когда мы говорим фразу «Московский пожар», то каждому ясно, что имеются в виду события в сентябре и октябре 1812 года.

В чём же был феномен? В объятьях патриотизма, Генерал-губернатор Москвы Федор Ростопчин призывал не отдавать Москву и взывал к чувствам, но Москву по итогу сдали и подожгли. Наполеоновские солдаты ловили поджигателей и пытались понять, что за порыв овладел их странными душами. По итогу Ф. Ростопчин стал героем, ведь с одной стороны доказывали, что сжечь столицу было мудрым решением, с другой-что виноваты французы. Но Москва сгорела вся.

Позднее, в XIX и тем более в XX веке, когда пожар стал достоянием истории – некоторые стали воспринимать его с некоторой иронией. Грибоедов примирил две крайности устами Скалозуба: «пожар способствовал ей много к украшенью». Да, Москва заново отстроилась после опустошительных пожаров. Архитектура второй половины XVIII века и начала XIX века – это архитектура классицизма.

И в Москве главной фигурой тех лет был Матвей Федорович Казаков. В конце 1770 - 1780-х годах в Москве велось крупное дворцовое и усадебное строительство

, в особенности частных, или, как они назывались, «партикулярных», домов в Москве. С градостроительной точки зрения, построенные в это время Казаковым казенные и частные здания, имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма.

Обновление Москвы после 1812 года, послепожарная Москва – это уже совсем другой этап в архитектуре города. Вроде бы все похожее, но – это уже Ампир: заключительная стадия Классицизма. Так получилось, что в пожарах 1812 года наименее всего пострадали творения Казакова, созданные в «готическом стиле» - Петровский дворец, Царицыно и др. И для многих сегодня имя М.Ф.Казакова прежде всего ассоциируется с этими постройками, что по сути в корне противоречит истории…

Список используемой литературы:

[1] Русский классицизм в архитектуре

[Электронный ресурс], URL: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/klassicizm_v_arhitekture_rossii/

[2] Классицизм. Европейский классицизм XVII — XVIII вв.

[Электронный ресурс], URL: http://arx.novosibdom.ru/node/423

[3] Главное здание Адмиралтейства

[Электронный ресурс], URL: https://www.citywalls.ru/house1141.html

[4] Дом Пашкова

[Электронный ресурс], URL: https://www.rsl.ru/ru/events/halls/dom-pashkova

 [5] Особенности классики в архитектуре

[Электронный ресурс], URL: https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews403.php#2