Файл: Семинарского занятия 1 Россия и мир на пути к индустриальному обществу xix в начало хх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Расположение Москвы можно назвать очень удачным по двум причинам. Во-первых, город был построен в центре Восточно-Европейской равнины, на пересечении важных торговых путей (как речных, так и сухопутных). К этому нужно добавить и обилие ресурсов – как древесины, так и руды, глины, известняка.

Во-вторых, большой лесной массив делал Москву труднодоступной для захватчиков, а сам город стоял на возвышенности, подступы к которой пересекали Москва-река и Неглинная.

Подобные условия способствовали активному росту экономики Москвы и расширению территории княжества.

1325 году по просьбе князя Ивана Калиты в Москву из Владимира переехал киевский митрополит Пётр, что превратило город в центр религиозной жизни страны. Вскоре Пётр стал инициатором строительства в 1326 году главного русского кафедрального Собора – Успенского. Именно этот митрополит предсказал, что Москва станет столицей и возглавит борьбу против ига.

Значимую роль в возвышении Москвы и объединении русских княжеств сыграл также иеромонах Сергий Радонежский. Он всеми силами старался преодолеть разногласия между князьями. В итоге, ростовский, нижегородский и рязанский князья примирились и признали главенство Дмитрия Донского, благодаря чему удалось одержать блестящую победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году.

События, произошедшие в 1395 году, упрочили статус Москвы, как духовного центра страны. Тогда в будущую столицу перевезли Владимирскую икону Божией Матери – одну из самых почитаемых в России. Что интересно, в тот момент, когда икона оказалась в Москве, московские земли покинул Тамерлан-завоеватель. Для людей того времени это означало, что Москва находится под покровительством Бога.

В IX веке нашей эры у восточных славян сложилось феодальное государство Русь, общая историческая колыбель трех народов : русских , украинцев и белорусов . По имени своей столицы эту державу восточных славян назвали Киевской Русью . От Киевской Руси идет непрерывная тысячелетняя линия исторического развития к Московской Руси XV –XVII веков , к Российской империи XVIII – начала XX века и , наконец , к современному государству – России XXI века . Именно поэтому каждому из нас очень важно знать не только историю Киевской Руси , но и выяснить вопрос о том , каким путем сложилось в Европе это крупнейшее государство , которое является нашей Родиной . Этот вопрос интересует ученых и поныне . Чтобы ответить на него , нужно понять исторические корни русского и других славянских народов , выявить их место на древней географической карте Европы , понять их взаимоотношения с другими европейскими народами . Эти вопросы передаются из поколения в поколение , в то время как Россия считается единственной в мире страной , своеобразным мировым мостом , где встречаются две мировые цивилизации Европа и Азия , и где осуществляется их активное взаимопроникновение и взаимовлияние.

Задача 2. Норманнская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию.

Тогда почему на заре зарождения государственности на Руси, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов Рюрик, Синеус и Трувор?

Ответ: Согласно древнерусским летописям Рюрик с братьями Синеусом и Трувором по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь прибыли княжить в трёх городовых областях: Рюрик по одним данным – в Ладоге, по другим – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Также сообщается, что после смерти младших братьев (Синеуса и Трувора) власть сосредоточилась в руках Рюрика.

Вот отрывок текста «Повести временных лет» (наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века; известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками; был составлен в Киеве) из Ипатьевской летописи, считающейся самой полной и близкой к протографу:
«…
и изъбрашасѧ . триє брата . с роды своими . и поӕша по собѣ всю Русь . и придоша къ Словѣномъ пѣрвѣє . и срубиша город̑ Ладогу . и сѣде старѣишии в Ладозѣ Рюрикъ . а другии Синєоусъ на Бѣлѣѡзерѣ . а третѣи Труворъ въ Изборьсцѣ . и ѿ тѣхъ Варѧгъ . прозвасѧ Рускаӕ землѧ . по дъвою же лѣту . оумре Синеоусъ . и братъ єго Труворъ . и приӕ Рюрикъ власть всю ѡдинъ . и пришед̑ къ Ильмєрю . и сруби город̑ надъ Волховом̑ . и прозваша и Новъгород̑ . и сѣде ту кнѧжа̑ . и раздаӕ мужемъ своимъ волости . и городы рубити . ѡвому Полътескъ . ѡвому Ростовъ . другому Бѣлоѡзеро. и по тѣмь городомъ суть находницѣ . Варѧзи . пѣрвии наслѣдници в Новѣгородѣ Словенѣ . и в Пол̑о̑тьскѣ Кривичи . Ростовѣ Мерѧне . Е Бѣлѣѡзерѣ Весь. Муромѣ Мурома . и тѣми всѣми ѡбладаше Рюрикъ».

Вот запись в Лаврентьевской летописи (создана в 1377 году — это самая древняя дошедшая до наших дней датированная русская летопись):
«
В лето 6370 [862]. И изгнаша Варягы за море, и не даша имъ дани, и почата сами в собе володети; и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: "поищемъ сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву". Идоша за море к Варягомъ к Руси, — сице бо звахуть ты Варягы Русь, яко се друзии зовутся Свее, друзии же Урмани, Аньгляне, инии Готе, — тако и си. Ркоша Русь Чюдь, Словене, Кривичи и Всь: "земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ; да пойдете княжить и володеть нами". И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю Русь, и придоша к Словеном первее и срубиша городъ Ладогу, и седе старейший в Ладозе Рюрик, а другий Синеус на Белеозере, а третей Трувор в Изборьсце. И от тех Варяг прозвася Руская земля».

А вот запись в Никоновской летописи (крупнейшего памятника русского летописания XVI века; названа по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из её списков):
«
Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старъйшина в Новъгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белъозере, а Триворъ во Изборце».

Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название «Призвание варягов». Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым «русь», этническая принадлежность которого продолжает беспредметно дискутироваться различными лже-историками, которые не хотят признавать ту истину, что «русь»  тогда была везде - от Лабы и Одры на западе Европы до Волги и Урала на востоке Европы, при этом, на западе Европы - от Варяжского (Балтийского) моря на севере до современной Италии на юге, на востоке Европы - от Финского залива, Онежского и Ладожского озёр на севере до Русского (Чёрного) и Каспийского морей на юге.

Также надо сказать пару слов насчёт русской государственности.

Русская государственность не началась с «призвания варягов», т.е. с приходом Рюрика к новгородцам в Ладогу и в Новгород. Это так хочется разного рода лже-историкам германского и норманнского происхождения, а также их прихлебателям.

Русская (арийская) государственность началась, по крайней мере, со времён арийского (русского) князя Кея, который руководил большой страной ариев – Арьявартой (известной у германских племён, как «империя гунов» со столицей в городе Кееве (известного также как Кунигард или Куниборг)), а возможно и раньше – ещё во времена матриархата.

Германцы называли ариев «кухн» (ставшее со временем звучать как «гун», см. мою статью
«О “гунне” Аттиле замолвите слово» или «Как арийский князь венедов стал китайским гунном Аттилой», а затем «руги» («руг») и «роги» («рог»), являющиеся искажения арабского «урус», «рус», что, в свою очередь, являлось искажением арабами и тюрками санскритского слова «арьяс» – самоназвания ариев (см. мою статью «Почему русские носят искажённое самоназвание» или «Как арии получили название "русские"».
Вообще «арии», «гуны», «русы», «руги», «роги», «славяне», «русские» и др. – это тождественные названия, возникшие в разное время у разных народов и в разных местностях, обозначавшие арийские племена в общем.

После распада арийской империи «гунов» во главе, которой стоял последний арийский князь Вандал, известный как гунн Аттила (kuhn Wentil), начали образовываться отдельные («удельные») арийские государства-княжества, во главе которых стояли свои, местные князья, но, тем не менее, поддерживающие между собой родственные связи и различные арийские (славянские) военные союзы.
Именно таким княжеством и было Новгородское княжество, во главе которого перед приходом Рюрика стоял русский князь Гостомысл.

Город Новгород – не просто второй город Древней Руси после Киева. Он был основан после распада арийской державы «гунов». Один из потомков Кея основал «новый Кеев», т.е. «новый город» (Новогород, Новгород). Как следует из истории, последним князем из династии Кея по мужской линии был новгородский князь Гостомысл – дед по матери известного русского князя Рюрика. По традиции, они все считали себя потомками князя Кея.

Именно поэтому на княжение в Новгород в 862 г. после смерти Гостомысла (ум. около 860 г.) и был приглашён Рюрик, как свой, как русский князь, продолживший солнечную династию князя Кея по женской линии, т.к. мать князя Рюрика – Умила, дочь русского князя Гостомысла – была из арийской солнечной династии Кея. То, что Рюрик являлся в действительности русским (арийским, славянским) князем говорит и его имя (см. мою статью
"Рюрик и варяги - русские, потомки ариев", – удельный князь славян-ободритов Годолюб (Годослав или Годолав на германский манер), Арийский обычай повелевал – если у ария не было сыновей, которые смогли бы продолжить его род, то самая старшая дочь этого ария из тех, кто имел сыновей, становилась «путрика» – её старший сын продолжал род не своего отца, а род своего деда по матери. Это – дополнительное доказательство того, что Рюрик не был никаким германцем (шведом или урманом), или скандинавским викингом, или финном, а был именно (!) арием (т.е. русским, славянином), так как соблюдал арийские законы и традиции.

Князя русов Рюрика из племени ободритов пригласили княжить на Ладогу (к словенам в Новгород и Белоозеро, к кривичам – в Изборск) согласно арийским традициям и законам – вместо своего умершего деда по матери князя Гостомысла, т.к. Рюрик, являясь сыном «путрики» Умилы, должен был продолжить солнечную династию князя Кея – род князя Гостомысла, который лишился в битвах с фино-уграми своих четырёх сыновей, не оставивших сыновей-наследников.

Во-первых, тестирования ДНК проводились на Y-хромосоме исключительно потомков Рюрика, а не самого Рюрика. Среди исследованных потомков Владимира Мономаха обнаружена исключительно финно-угорская гаплогруппа N1a1. А у 45 человек (24 %), принадлежащих к другой ветви Рюриковичей, была обнаружена исключительно арийская гаплогруппа R1a. У оставшихся обследованных были обнаружены семитские гаплогруппы I (6 %), Е (1,5 %) и Т (0,5 %).

Т.е. Рюрик, согласно данных исследований, мог с высокой долей вероятности иметь как гаплогруппу N1a1, так и гаплогруппу R1a.

Во-вторых, у ариев существовало четыре сословия – людей делили на варны (европейцы говорят не «варна», а «каста», но это не совсем правильно). Первоначально (например, в Ведах) было 3 варны – высшей варной считались кшатрии (воины, князья), затем вайшьи (земледельцы, ремесленники), третьей варной были брахманы (священнослужители, волхвы). Затем брахманы стали высшей кастой, после которой шли кшатрии, а третьей варной стали вайшьи. В условии наличия местного враждебного населения арии должны были сплотиться и не допустить в свою среду врагов, которые могли бы ослабить ариев. Поэтому со временем появилась ещё одна, самая низшая варна – шудры (слуги, рабы). К шудрам арии также относили и свободное (не слуг, не рабов) население неарийских племён.



варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород,
были колена славенского, говорили языком славенским,
происходили из древних россов и были отнюдь не из
Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского
моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в
Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде
не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с
Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии…
Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от
восточно-южной стороны река, которая вверху, около города
Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса.
Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу
Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или
поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов
».

М.В.Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Задача 3. Усобицы — это феодальные войны. Они велись повсюду: между баронами во Франции и между эмирами в Сирии, в Германии между герцогами Священной Римской империи и в Японии между знатными родами Минамото и Тайра, в Англии — между королями и принцами крови. Везде они имели разное значение для страны и народа, но только на Руси XIII в. повели к трагическому исходу. Почему только на Руси?
Ответ: Старший сын Владимира Мономаха, Мстислав, был верным и талантливым помощником своего отца. Его воля и незаурядные способности правителя не только уберегли Киевское княжество от распада, но и позволили ему завершить политическое объединение Русской земли. В 1127 г. Мстислав присоединил к Руси Полоцкое княжество, а захваченных в плен полоцких князей выслал в Константинополь. Недаром летописец назвал его Великим, а православная церковь удостоила канонизации. Но после его смерти в 1132 г. силы этнического развития толкнули Киевскую Русь к развалу. Возникли усобицы, ужесточились расправы, наступил политический распад государства, но не этноса. Удельные князья XII в. после смерти Мстислава Великого стали суверенными государями своих княжеств потому, что их поддерживало население, тяготившееся зависимостью от Киева. Черниговские Ольговичи – Всеволод II и Игорь II – на время сели на золотой стол киевский, но киевляне тяготились ими. Заговорщики призвали на престол Изяслава Мстиславича, и когда он в 1146 г. подошел с войском к Киеву, горожане переметнулись на его сторону. Игорь попал в плен и год спусти был разорван киевской толпой630. В 1157 г. в Киеве был отравлен законный наследник Мономаха, суздальский князь Юрий Долгорукий, зато в 1169 г. его сын Андрей взял Киев и отдал его войску на трехдневный грабеж: ранее так поступали только с чужими, а не своими городами.

Не пассионарное напряжение, а разнузданность инстинктов, характерная для инерционной фазы этногенеза, видна в этих и многих подобных событиях истории распада Киевской Руси. Хорошо еще, что на ее границах не было сильных врагов. Половцы, побежденные Владимиром Мономахом, предпочитали грабить Русскую землю не самостоятельно, а в союзах с враждующими князьями Западные славяне сдерживали немецкий «натиск на восток», а волжские болгары свели постоянную войну с Суздалем и Муромом к обмену набегами ради захвата пленниц. Болгары пополняли свои гаремы, а русичи восполняли ущерб. При этом дети смешанных браков считались законными, но обмен генофондом не привел оба соседних этноса к объединению. Православие и ислам разделяли русичей и болгар, несмотря на генетическую перемешанность, экономическое и социальное сходство, монолитность географической среды и крайне поверхностное знание догматики обеих мировых религий большинством славянского и болгарского населения. Вспомним, что до Х в.славянство, хотя и раздробленное политически, представляло собой единую суперэтническую целостность, постепенно воспринимавшую христианство, представлявшееся современникам тоже культурным единством. Но уже в IX в., когда для обоих суперэтносов наступила фаза надлома, положение стало меняться, медленно, но неуклонно.Вот и ответ на письма митрополита Иоанна IV к папе Григорию VII, героически исправлявшему нравы западной церкви, но бессильному против явлений природы, в том числе этногенеза. В XII в. пассионарное напряжение романо-германской Европы достигло акматической фазы, а славянская и греческая Европа уже растеряла былую энергию, миновала даже инерционную фазу и жила только за счет накопленных богатств и традиций. Однако богатства растрачивались, а традиции забывались; близилось падение Константинополя и основание Риги.
Руси повезло больше, чем западным славянам и грекам. Те и другие прикрывали ее своими телами, а князья Рюрикова дома могли спокойно сводить личные счеты и в усобицах опустошать свою собственную страну.


Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2 «СССР и мир накануне и в годы Второй мировой войны» (выполняется после изучения тем № 9, 10).