Файл: Образования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века Резко возросла информированность детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  1. Резко возросла информированность детей.

  2. Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

Применяя на уроках интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.  

Переход от монологического взаимодействия к диалогическому  (субъект-субъектному).


Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

  Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

         Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы и др.

Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

          У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

     Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

1) Эмоциональные:  

2)  Познавательные:  

3) Волевые:  

4) Социальные:  

      Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения.  Поэтому я на каждом уроке целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся в целях реализации личностно-ориентированного развивающего подхода.  

Чтобы не подавлять интеллектуальной инициативы учащихся и сформировать у них прочные навыки, я придерживаюсь следующих правил:

  • все обучающиеся способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;

  • обучающиеся должны знать, что я верю в их силы и способности;

  • я убеждаю обучающихся, что лучше самому приобрести знания и умения, чем списывать у соседа.

     На уроках я вызываю интеллектуальное напряжение обучающихся: поощряю познавательную активность, делаю  акцент на понимание, а не на механическое запоминание, не наказываю  за неверные ответы, поощряю  задавание вопросов по изучаемому материалу, стараюсь не давать  знания в готовом виде, а вывожу  их вместе с обучающимися, использую  проблемные  методы  обучения, предлагаю  обучающимся продолжить мысль, сделать по аналогии, догадаться, предположить; не ставлю  неудовлетворительных отметок сразу в журнал, даю обучающимся возможность разобраться, доказать себе и учителю, что он может усвоить материал; создаю для обучающихся ситуации успеха, подчёркивая их интеллектуальные достижения.



Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций, как и процесс решения задач, способствует развитию мотивационной интеллектуальной, предметно-практической сфер личности, то есть становлению личности в целом.

Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничествомсотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

      Когда группы работают - есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Сейчас я хотела бы провести такой интерактивный метод, как «Древо решений»

О методе. Это графический метод, позволяющий увязать точки соприкосновения принятия решений, возможные стратегии, их последствия с возможными факторами. Его применяют тогда, когда нужно выстроить последовательные этапы решения проблемы.

У одного из жителей села возникла трудная ситуация в принятии срочного решения. Он – владелец здания, которое сейчас пустует. Ему хотелось бы сдать его в аренду (во временное пользование за деньги) и чтобы оно приносило пользу обществу. Ему предложили сдать его в аренду для:

а) ветеринарной клиники;
б) кинотеатра;
в) ресторана.

Выбрав один из вариантов, он должен отказаться от других. Вот карта где находится данное здание Помогите принять ему верное решение. Я вам предлагаю в принятии решения воспользоваться схемой

1. В чем состоит проблема? (Что будет в пустом здании?)

2. Каковы варианты решения проблемы?

(Выбор 1 – ветеринарная клиника.

Выбор 2 – кинотеатр.
Выбор 3 – ресторан)

– Можно ли выбрать больше одного варианта? (Нет)
– Почему выбор ограничен? (1 здание)
– Какие условия поставил владелец? (Польза всему обществу).

Сейчас переходим к работе в группах, чтобы найти положительное и отрицательное в каждом варианте. И решить, что будет в пустом здании. Не забывайте про условие владельца: приносило пользу обществу.

Ветеринарная клиника

Кинотеатр

Ресторан

+ вылечить больных животных

+ встреча с друзьями

+ встреча с друзьями

– плохой запах

+ развлечения

+ лакомиться, общаться




– истратить все деньги

– можно есть морожено, где угодно

(Работа в группах для принятия решения)

Вы добрались до верхних ветвей дерева, значит, пора принять решение: Что будет в пустом здании. Взвесьте все “за” и “против”, и пока не говорите о своем решении никому. При принятии решений часто применяется процедура голосования. Сейчас каждый проголосует.

– Кто за то чтобы в пустом здании была

ветлечебница – …………
кинотеатр – …………..
ресторан – ………..

– По большинству голосов мы принимаем решение, что в пустом здании будет ….......
– Легко ли было принимать решение?

Принимая важное решение, вспомните наше “Дерево решений”, т.е.

1) определить суть проблемы;
2) рассмотреть варианты;
3) принять во внимание (+) и (-) последствия решения;
4) принять единственно правильное решение.

– Пригодятся ли вам знания, полученные на занятии?

Рассмотрим на примере интерактивную игру «Мозговой штурм»

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой".     

Итак:

1) Какое число делится без остатка на любое целое число
, отличное от нуля?

(0)

2) Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить на двух ногах?

(5 кг)

3) Найти число, одна треть которого составляет 12.

(36)

4) Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 рубля за газету и стали продавать их по 5 рублей за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?

(200 рублей)

5) B магазине проходит акция: покупая 2 шоколадки по цене 25 рублей за штуку, покупатель третью получает в подарок. Сколько шоколадок можно купить на 300 рублей?

(36 штук)

6) В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек.
Сколько чашек осталось без блюдечек?

(4 чашки)

7) Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика навсегда и ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?

(12 тараканов)

8) Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля?

(14 минут)

9) Груша тяжелее чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?

(Груша)

Таким образом, использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Итак, я бы хотела раздать вам листочки, на которых вы бы написали ключевое слово от услышанного вами в моей курсовой работе. (Зачитываются все слова с собранных листочков, таким образом делается рефлексия)

 Таким образом делаю вывод: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе играет огромную роль. Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.  Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.