Файл: Контрольная работа механизмы групповой идентификации по дисциплине Социология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Агротехнологический институт
К афедра землеустройства и кадастров
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Механизмы групповой идентификации
по дисциплине «Социология»
направление подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры»
профиль «Земельный кадастр»
Выполнил: ст. Мокина Е.А. гр.: Б-ЗК21зу
Проверила: Леонова Е.Ю.
Тюмень 2023
Механизмы групповой идентификации
«Основными механизмами социальной перцепции являются: идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, человек принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному. Рефлексия - это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.» «Г. В. Акименко», «Групповая идентификация – отождествление себя с обобщенным образом члена какой – либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.
Идентификация групповая [от лат. identificare — отождествлять] — складывающаяся в процессе взаимодействия и общения форма межличностных отношений, проявляющаяся в их эмоциональной насыщенности и направленности, определяющихся восприятием членами сообщества переживаний своих товарищей по группе как стимула собственной активности для достижения успеха в решении групповой задачи.
По сути дела, «родовым» по отношению к термину «групповая идентификация» понятием является понятие «идентификация», которое в рамках современной социальной психологии выступает в качестве содержательно-интерпретационного «ключа» при анализе, по меньшей мере, трех хоть и взаимосвязанных, но вполне самоценных предметных областей психической реальности.
«Во-первых, идентификация — это процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных их норм, ценностей, образцов…
Во-вторых, идентификация — представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями…
В-третьих, идентификация— это механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что приводит к усвоению его личностных смыслов» (В. В. Абраменкова).
Что касается групповой идентификации, то степень ее выраженности и «знак» порождаемой ею поведенческой активности служат одним и важнейших показателей характера межличностных отношений и уровня социально-психологического развития группы. В группах высокого уровня социально-психологического развития групповая идентификация приобретает характер идентификации коллективистской. В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе коллективистская (действенная групповая эмоциональная)идентификация оценивается в качестве одного из самых важных психологических феноменов межличностных отношений и в содержательном плане представляет собой реально проявляющуюся в совместной деятельности способность реализовать такую активность, которая отражает готовность относиться к переживаниям, желаниям, чувствам, интересам других членов группы как к своим собственным. При этом способность и к сочувствию, и к состраданию в условиях высокоразвитых групп напрямую связана, прежде всего, с фактом действительного опосредствования межличностных отношений содержанием и целями совместной деятельности.
Следует специально отметить, что для диагностики уровня выраженности коллективистской идентификации в реальной контактной группе была создана оригинальная аппаратурная методика — методика определения степени выраженности действенной групповой эмоциональной идентификации в системе межличностных отношений в группе» «П. А. Новочук».
«Идентичность индивида характеризуется множественностью и предполагает их иерархию или структуру. Согласно концепции идентификационной матрицы С. Московичи, обладая несколькими (как правило, возникающими ситуативно) идентичностями, индивид дифференцирует их: от базисных до периферийных. Интересна в рамках данного исследования трактовка С. Лурье, согласно которой представители этноса связывают Я- и Мы-идентификации с той социально-психологической общностью, которая является для них наиболее значимой. Учёный, взяв за пример российскую сельскую общину, выявляет особенности формирования различных повседневных практик и моральных норм у включённого в неё индивида, образов государства, царя мировоззренческих представлений о зле и добре. С. Лурье приходит к выводу, что при трансформации структуры социальной идентичности россиян, особенно у молодого поколения, происходит сохранение определённых ментальных констант, свойственных этносу. Необходимо также упомянуть о работах российских социальных психологов, касающихся проблем социальной идентификации, в которых эта категория рассматривается как механизм социального восприятия (Г. Андреева, В. Агеев).Г. Андреева акцентирует внимание на двух типах факторов формирования идентичностей: временные, включающие осмысление человеком своего «психологического» времени, этапов и рубежей его развития и связи времени своего существования и времени эпохи, в рамках которой существует личность; средовые, связанные с природой, окружающей человека, социальной обстановкой (набор референтных групп, среда сообщества, представление о своей малой родине не-посредственная среда обитания и т. д.). Таким образом, различные группы принадлежности индивида («Я», «Время», «Среда», «Группа») выступают результатами процесса социального познания. Когнитивный подход к исследованию взаимодействий, обусловленных социальной идентификацией подвергается критике в работах В. С. Агеева. Объяснение межгруппового взаимодействия, по его мнению, следует искать в объективных условиях и особенностях и характере деятельности исследуемых групп, а не в когнитивных процессах. Социальная идентификация – это
один из механизмов социализации личности, посредством которого индивид отождествляет себя с определённой группой или общностью (малой или большой, номинальной или реальной), приобретает или усваивает образцы и стереотипы поведения, нормы, ценности, идеалы, роли, характерные для членов этих групп, в качестве собственных12.Согласно концепции Ю. А. Левады, идентификация, наравне с адаптацией и ориентацией, является одним из направлений «привязки» человека к социальному полю. В целом, под идентификацией человека с определённым социальным объектом подразумевается символическое или эмоциональное его «присвоение», другими словами, отношение к нему как к «своему» и отличие его от разнообразного множества «посторонних», «чужих» объектов. Причём этот процесс взаимный, общность, в свою очередь, эмоционально и символически «присваивает» человека. В. А. Ядов определяет функции социальной идентификации следующим образом: для личности – это реализация базисной потребности в принадлежности к группе (или группам) с целью обеспечения возможностей самореализации, оценки другими, защиты, а также влияния на группу (или сообщество); для общества – включение индивидов в систему социальных отношений, социальных взаимосвязей. Основным механизмом социальной идентификации является сопоставление (или противопоставление) ценностей, интересов, оценок, взглядов и моделей поведения своей группы (или общности) тем, которые полагаются враждебными (не своими), интересы которых конфликтны или чужды для данной общности. А. Гоулднер различает социальную идентификацию явную и неявную. Явная социальная идентификация обозначается как значимая для данной организации или группы, с которой отождествляет себя индивид, и предписывается организационными нормами и правилами группы. Латентная же социальная идентификация связана с принадлежностью членов социальной группы к различным социальным категориям (этническим, демографическим, религиозным и др.), которые рассматриваются формально как незначительные для данной группы, однако влияющие на отношения между членами группы. Ю. А. Левада выделяет два типа идентификации – избирательные и обязательные, а также отличает два уровня показателей этого процесса в общественном мнении: реальный (кем люди себя ощущают) и декларативный (кем люди хотят себя называть). Следует различать понятия «идентификация» и «идентичность». Идентичность – это, во-первых, результат осознания индивида самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других, во-вторых, характеристика «индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, экономической, этнической, профессиональной и т. д.).» «Э. А.Зелетдинова» .
Список используемых источников
-
Акименко, Г. В. Основы медицинской коммуникации : учебное пособие / Г. В. Акименко. — Кемерово : КемГМУ, 2022. — 130 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/275990 (дата обращения: 10.02.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 12. -
Новочук, П. А. Формирование этнической самоидентичности молодёжи в условиях социально-культурной деятельности : монография / П. А. Новочук. — Тамбов : ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2013. — ISBN 978-5-93691-113-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152779 (дата обращения: 10.02.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 6. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. — М., 2016. -
Зелетдинова Э. А. Патриотизм в структуре гражданской идентичности современной России : монография / Э. А. Зелетдинова. — Астрахань : АГТУ, 2020. — ISBN 978-5-89154-702-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/223790 (дата обращения: 11.02.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 11.). -
Лоншакова Н.А. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лоншакова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Университетская книга, 2020.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/107648.html. -
«Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепциясоциальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та,1987. 128 с.» (Зелетдинова, Э. А. Патриотизм в структуре гражданской идентичности современной России : монография / Э. А. Зелетдинова. — Астрахань : АГТУ, 2020. — ISBN 978-5-89154-702-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/223790 (дата обращения: 11.02.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 9.). -
Громов И.А. Западная социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 559 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79767.html.