Файл: Выбор и расчет средств комплексной механизации очистного забоя курсовой проект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
откаточных выработок разбивают на блок-участки, ограждённые светофорами, оборудованными путевыми датчиками и дистанционно управляемыми с движущего локомотива стрелочными переводами.

На рудных шахтах распространено дистанционное управление электровозом в местах погрузки и разгрузки составов, при этом машинист со стационарного пульта управляет одновременно электровозом и работой погрузочных механизмов. На зарубежных шахтах внедрены системы автоматического вождения электровозов без машиниста с помощью передатчиков, рельсовых антенн и установленных на электровозе приёмников. В системах автоматического вождения используют компьютеры и промышленное телевидение, что позволяет повысить пропускную способность локомотивной откатки, сократить количество подвижного состава и обслуживающего персонала, а также резко повысить безопасность труда.

Наклонный ствол — выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность и предназначенная для подъема полезного ископаемого на поверхность, вентиляции шахты, транспортировки людей, водоотлива, подвода электро- и пневмоэнергии, в его состав входят следующиеэлементы:

1 – уклон 2 – ходок при уклоне3 – очистной забой 4 – ходок при бремсберге 5 – бремсберг6 – сбоечные печи 7 – угольный пласт 8 – наклонный ствол9 – углеспусковая печь10 – воздухопадающая печь 11 – плостовый скат 12 – полевой скат.(приложение В)

Наибольшая автоматизация достигнута на конвейерном транспорте. Она включает: дистанционное управление отдельными конвейерами и конвейерными линиями, при которой автоматизируются последовательной пуск конвейеров в порядке, обратном направлению грузопотока, и остановка конвейеров в порядке направления грузопотока; автоматизированный контроль за работой конвейера и его элементов, при котором автоматически отключаются приводные двигатели в случае нарушения режима работы конвейера или отдельных его элементов.

Основное направление развития современного шахтного транспорта — широкое применение наиболее производительного поточного транспорта, в частности, конвейерных и секционных поездов с донной разгрузкой; контактных и аккумуляторных электровозов с большим сцепным весом и системой импульсно-тиристорного управления тяговыми двигателями; систем автоматического вождения электровозов без машиниста; самоходных погрузочно-транспортных машин с дизельным и электрическим приводами и навесным сменным оборудованием многоцелевого назначения; подземных автосамосвалов большой грузоподъёмности; вспомогательного самоходного транспорта, монорельсовых и канатных дорог; средств пакетно-контейнерной доставки на
рабочие участки вспомогательных грузов; комплексной механизации и автоматизации всех производственных процессов на погрузке, транспортировании и разгрузке с использованием компьютерной техники.
2.10 Основные правила безопасности при работе

проходческих комбайнов
Горнопроходческие работы — комплекс работ по проведению подземных горных выработок для геологической разведки, добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений.

Горнопроходческие работы подразделяются на основные и вспомогательные. Основные — разрушение горных пород, погрузка породы в транспортные средства, возведение постоянной крепи. Вспомогательные — монтаж проходческого оборудования, а также шахтной вентиляции, водоотлива, транспорта, возведение временной крепи, транспортировка породы, доставка оборудования и материалов. Для завершения всего комплекса горнопроходческих работ к намеченному сроку при наименьших затратах отыскивается оптимальное продолжение процесса относительно состояния, достигнутого в настоящий момент. Увязка во времени и пространстве основного и вспомогательного процессов отражается в технологических схемах горнопроходческих работ. Различают две основные категории технологических схем — поточную и цикличную. При поточной технологии горнопроходческих работ все основные технологические процессы совмещены во времени и практически выполняются непрерывно (например, проведение горной выработки проходческим комбайном с совмещением работ по возведению постоянной крепи). При цикличной технологии основные процессы осуществляются с перерывами, в строгой очерёдности одного за другим.

Горнопроходческие работы ведутся по т.н. графику цикличности. Продолжительность цикла выбирают с расчётом выполнения его в целое число смен или выполнения в смену целого числа циклов. Цикл характеризуется продолжительностью во времени и подвиганиемзабоя, равным глубине шпуров с учётом коэффициентов использования шпуров при буровзрывном способе, или величиной шага возведения постоянной крепи при комбайновом способе.На выбор технологических схем и механизации горнопроходческих работ влияют горно-геологические (мощность пластов и крепость полезных ископаемых

и пород, в которых ведутся работы, угол падения пластов, устойчивость пород при обнажении, газоносность, склонность к внезапным выбросам, водообильность и др.) и производственно-технические факторы (площадь сечения выработки, её протяжённость и срок службы, характер забоя, необходимые скорости проведения, применяемое оборудование и др.).

При работе на комбайнах должны соблюдаться следующие основные требования правил безопасности. Перед пуском комбайна производится осмотр машины и перегружателей для установления неисправности машины в целом и ее узлов. Перед включением комбайна необходимо убедиться в отсутствии посторонних людей в забое и в непосредственной близости от комбайна, а перед подачей звукового сигнала предупредить словами «Берегись, включаю!

«. Запрещается нахождение людей в забое впереди машиниста с любой стороны комбайна при автоматическом управлении им и при наличии »распорных устройств (установки аутригеров). Запрещается включение двигателей исполнительного и погрузочного органов под нагрузкой. В работающем комбайне должны быть установлены все ограждающие кожухи и блокировки, а при наличии пыли — должны находиться средства борьбы с ней; все электрооборудование комбайна и перегружателей, а также аппаратуры автоматического управления должны быть надежно заземлены через заземляющую жилу кабеля.

Управление комбайном разрешается только в резиновых перчатках. Необходимо помнить, что опасным для человека может быть ток 0,05 А и напряжением 40 В. Исправление электрических соединений, вскрытие магнитных станций управления, вводных коробок двигателей, аппаратуры автоматического управления разрешается только электрослесарю, прошедшему специальное обучение по обслуживанию и ремонту комбайна.

При смене резцов, осмотре или обслуживании комбайна, расштыбовке погрузочной части комбайна, а также при осмотре кровли забоя и производстве крепежных работ машинист должен обесточить комбайн. При работающем комбайне запрещается: нарушать блокировки станции управления и штепсельной муфты; проходить под перегружателями и находиться людям на крыше комбайна и гусеницах.

Категорически воспрещается поправлять куски угля или породы на работающих питателе, конвейере и перегружателях. Комбайновый кабель должен быть подвешен вдоль выработки на элементах крепи. Длина неразвешанной части кабеля за комбайном не должна превышать 30 м. Запрещается укладывать находящийся под напряжением кабель в бухты или подвешивать его «восьмеркой».


Браться за кабель под напряжением можно только в резиновых перчатках. Забой и места перегрузки должны быть освещены; работа на комбайне при выходе из строя его фар запрещается. При маневрах комбайна во избежание наездов на кабели, поломки секций перегружателя и наездов на стойки крепи помощник машиниста должен просматривать правую сторону машины и перегружателей, а машинист комбайна — левую.

Категорически запрещается включать электродвигатель гусеничного хода комбайна без снятия распора и при опущенных аутригерах. Запрещаются ремонтные работы на питателе исполнительного органа. Исполнительный орган должен быть отведен в сторону или опущен на стойку (шпалу).

Запрещается прокрутка исполнительного и погрузочного органов в ремонтных целях, если в зоне их действия находятся люди. Лицо, включающее комбайн, должно убедиться в отсутствии людей. При включенном, но не работающем комбайне машинист не должен отходить от пульта управления.

Нельзя допускать случайного пуска машины другими лицами. При работе комбайна машинист должен, прислушиваясь, определять по звуку работу узлов комбайна, их приводов и электродвигателей. При появлении посторонних стуков, шумов, запаха горелой резины, искрения какого-либо механизма или перегрева комбайн должен быть остановлен до выяснения причин и устранения повреждения.

Машинисту запрещается работать на комбайне при креплении выработки с отступлением от паспорта крепления, обнаружении содержания в воздухе метана сверх нормы, больших вывалах в забое и отступлении от правил эксплуатации комбайна. По окончании работы комбайн должен быть обесточен: блокировки поставлены в положение «Отключено», а кнопка и рукоятки — в нейтральное положение; исполнительный орган опущен на почву; горная масса отгружена в транспортные средства, а механизмы очищены от кусков породы, штыба и посторонних предметов.

При передаче смены машинист обязан сообщить о состоянии механизмов своему сменщику или передать ему эти сведения через лиц технического надзора. При работе в тупиковом забое особое внимание необходимо обращать на строгое соблюдение Правил безопасности по пылегазовому режиму, вентиляции, а также по состоянию электрооборудования и электропроводки. При работе в забоях, опасных по газу, необходимо предусматривать установку на комбайнах специальных метан-реле, которые автоматически отключают комбайн в случае превышения допустимой концентрации метана.


При работе в выработках с наклоном 6° и более комбайны должны иметь тормозные устройства с двумя независимыми приводами. Наиболее важными вопросами при работе комбайнов являются борьба с пылью и вибрациями. При работе проходческих комбайнов наибольшее количество пыли образуется при отбойке, погрузке и перегрузке горной массы.