Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- умение проводить проверку правильности вычислений разными способами;

- умение использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- знание назначения основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации;

- умение пользоваться простейшими средствами текстового редактора;

- умение работать с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях;

- умение работать с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер;

- умение создавать небольшие тексты по интересной для обучающихся тематике;

- соблюдать правила безопасной работы на компьютере.

5. Окружающий мир

Основные задачи учебного предмета «Окружающий мир» состоят в следующем:

- формирование научного мировоззрения обучающихся;

- овладение основными представлениями об окружающем мире;

- формирование умений использовать знания об окружающем мире, о живой и неживой природе на основе систематических наблюдений за явлениями природы для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;

- развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы;

- формирование знаний о человеке, развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;

- овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины;

- формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика;

- формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях;

- практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия;

- развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем;

- овладение знаниями о характере труда людей, связанного с использованием природы;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды;

- сенсорное развитие обучающихся с ТНР;

- развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью;



- развитие речи обучающихся;

- совершенствование познавательной функции речи;

- овладение знаниями о мероприятиях по охране природы на основе анализа конкретной деятельности в данной местности (крае, республике) ;

- воспитание гуманного отношения к живой и неживой природе, чувства милосердия, стремления к бережному отношению и охране природы;

- ознакомление обучающихся с необходимыми гигиеническими знаниями, формирование представлений о значении гигиенических навыков для здоровья и деятельности человека, формирование у обучающихся навыков личной и общественной гигиены.

Специфика учебного предмета «Окружающий мир» заключается в ярко выраженном интегрированном характере, обеспечивающим овладение природоведческими, обществоведческими, историческими знаниями, необходимыми для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Содержание программы учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает основу осуществления межпредметных связей дисциплин начальной школы.

Русский язык и литературное чтение: обогащение лексикона обучающихся, развитие понимания и способности употребления логико-грамматических конструкций при анализе явлений, происходящих в живой и неживой природе, в социуме; развитие речевых/языковых средств с целью осуществления продуктивного взаимодействия с окружающими; совершенствование навыков установления смысловых (причинно-следственных, временных и т.д.) связей при анализе текстов, содержащих природоведческую, обществоведческую, историческую информацию; закрепление правильных речевых навыков устной и письменной речи в различных коммуникативных ситуациях.

Музыка: развитие способности соотносить изменения в живой и неживой природе с музыкальными произведениями различных жанров, эмоционально относиться к ним, выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Изобразительное искусство и труд: формирование умений осуществлять эстетическую оценку явлений природы, событий окружающего мира; способность передавать в своей практической и художественно-творческой деятельности отношение к природе, человеку, обществу; закрепление навыков использования технологических приемов при проведении практических/лабораторных работ, опытов.


Математика: развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления; закрепление навыков вычисления с использованием единиц полученных при измерении; использование навыков ориентирования на местности.

Изучение учебного предмета «Окружающий мир» имеет большое развивающее, корригирующее и воспитательное значение, способствует воспитанию любви к родной природе, уважения к труду, гуманного отношения к живой и неживой природе, милосердия, доброты.

Важное место при изучении начального курса окружающего мира занимают вопросы охраны природы. Обучающиеся должны не только усвоить знания о необходимости охраны природы, о мероприятиях по ее охране, но и принимать посильное практическое участие в работе по охране природы (изготовление кормушек для птиц, сбор семян, уход за комнатными растениями в классе, за растениями на пришкольном участке).

Программой предусмотрено проведение экскурсий, практических работ, опытов. В процессе проведения экскурсий осуществляется не только наблюдение за явлениями природы и их изменениями, но и их анализ, выявление закономерных связей между явлениями природы. В ходе экскурсий, а также при обсуждениях в классе необходимо закреплять связи между конкретными образами предметов, признаков, явлений с их речевым обозначением, формировать умение связно их описывать в рассказах-повествованиях, описаниях, рассуждениях.

Личные впечатления от наблюдения за явлениями природы служат основой для ведения календарей природы, труда, для составления письменных связных высказываний.

При изучении окружающего мира необходимо учитывать особенности родного края, в связи с чем, время и место экскурсий определяются с учетом особенностей климата, природных условий и местности.

Краеведческий принцип учитывается и при изучении сельскохозяйственного и промышленного производства.

В содержание учебного предмета «Окружающий мир» входят темы: «Сезонные изменения в природе», «Ориентировка на местности», «Природа нашего края», «Организм человека и охрана его здоровья».

Изучение темы «Сезонные изменения в природе» осуществляется в определенной логической последовательности, отражающей реальную связь явлений природы: изменения, происходящие в неживой природе, изменения в жизни растений, охрана растений, изменения в жизни животных, охрана животных, сезонный труд людей, охрана и укрепление здоровья людей. При этом обучающиеся должны не только обращать внимание на сезонные изменения, но и усвоить закономерные связи между происходящими в природе изменениями неживой природы и изменениями в жизни растений и животных, что, в свою очередь, обусловливает изменения поведения и трудовой деятельности человека.


По теме «Ориентировка на местности» программой предусмотрено овладение основными способами ориентировки, выполнение практической деятельности по нахождению направлений на местности, знакомство с устройством компаса.

Изучение темы «Природа нашего края» предполагает знакомство с природой области (края, республики) в следующей последовательности: неживая природа, недра, почва, водоемы; живая природа: растения и их охрана, животные и их охрана, трудовая деятельность людей, использование природных богатств.

Особое внимание уделяется изучению темы «Организм человека и охрана его здоровья». Усвоение элементарных знаний об организме человека, органах и их функциях создает фундамент понимания необходимости личной и общественной гигиены, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Структуру учебного предмета «Окружающий мир» составляют следующие разделы: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Человек и природа

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.