Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
-
умение осуществлять самоконтроль, самооценку; -
умение самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических.
При изучении математики формируются следующие универсальные учебные действия:
-
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; -
умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; -
умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учебный предмет «Окружающий мир» помогает обучающимся в овладении практико-ориентированными знаниями для развития экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» развиваются следующие универсальные учебные действия:
-
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; -
способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач; -
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); -
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; -
умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» формируются следующие универсальные учебные действия:
-
умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и ощущать чувство гордости за славу и достижения своего народа и России; -
умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; -
владение нормами и правилами взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие творческих способностей и потенциала обучающегося с ТНР, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Сформированность универсальных учебных действий при освоении изобразительного искусства проявляется в:
-
умении видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); -
желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; -
активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературного чтения, окружающего мира, родного языка и др.); -
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием; -
умении организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; -
способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Важнейшей особенностью учебного предмета «Труд» является то, что реализуемая на уроках продуктивная предметная деятельность является основой формирования познавательных способностей обучающихся с ТНР, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
На уроках труда все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Поэтому они являются опорными для формирования всей системы универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР и обеспечивают:
-
организацию обучающимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция плана и способа действия, оценка результата работы); -
развитие умений осуществлять программу спланированной деятельности; -
развитие умений выбирать наиболее эффективные и рациональные способы своей работы; -
формирование умений самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении практических задач; -
развитие умений создавать и преобразовывать модели, отражающие разнообразные виды технологической деятельности; -
развитие основных мыслительных операций; -
эффективное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе выполнения трудовых операций; -
саморазвитие и развитие личности в процессе творческой предметной деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает:
- в области личностных универсальных учебных действий формирование: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- в области регулятивных универсальных учебных действий: развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- в области коммуникативных универсальных учебных действий: развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничество и кооперацию (в командных видах спорта - формирование умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распреде
ления функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
3.2.2. Программы учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области
Программы по учебным предметам начальной школы разработаны в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Примерные программы служат ориентиром для авторов рабочих учебных программ.
Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР.
Программа учебного предмета (коррекционного курса) содержит:
-
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета (коррекционного курса); -
общую характеристику учебного предмета (коррекционного курса); -
описание места учебного предмета (коррекционного курса) в учебном плане; -
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; -
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (коррекционного курса); -
содержание учебного предмета (коррекционного курса); -
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; -
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Основное содержание учебных предметов
1. Русский язык
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.
У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-праксический, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения.
Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:
- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- овладение грамотой;
- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
- закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;