Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

  • умение осуществлять самоконтроль, самооценку;

  • умение самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических.

При изучении математики формируются следующие универсальные учебные действия:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

  • умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;

  • умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учебный предмет «Окружающий мир» помогает обучающимся в овладении практико-ориентированными знаниями для развития экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» развиваются следующие универсальные учебные действия:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При изучении учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» формируются следующие универсальные учебные действия:

  • умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и ощущать чувство гордости за славу и достижения своего народа и России;

  • умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

  • владение нормами и правилами взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие творческих способностей и потенциала обучающегося с ТНР, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Сформированность универсальных учебных действий при освоении изобразительного искусства проявляется в:

  • умении видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературного чтения, окружающего мира, родного языка и др.);

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;

  • умении организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Важнейшей особенностью учебного предмета «Труд» является то, что реализуемая на уроках продуктивная предметная деятельность является основой формирования познавательных способностей обучающихся с ТНР, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.



На уроках труда все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Поэтому они являются опорными для формирования всей системы универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР и обеспечивают:

  • организацию обучающимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция плана и способа действия, оценка результата работы);

  • развитие умений осуществлять программу спланированной деятельности;

  • развитие умений выбирать наиболее эффективные и рациональные способы своей работы;

  • формирование умений самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении практических задач;

  • развитие умений создавать и преобразовывать модели, отражающие разнообразные виды технологической деятельности;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • эффективное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе выполнения трудовых операций;

  • саморазвитие и развитие личности в процессе творческой предметной деятельности.

Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает:

- в области личностных универсальных учебных действий формирование: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

- в области регулятивных универсальных учебных действий: развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- в области коммуникативных универсальных учебных действий: развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничество и кооперацию (в командных видах спорта - формирование умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распреде
ления функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
3.2.2. Программы учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области


Программы по учебным предметам начальной школы разработаны в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Примерные программы служат ориентиром для авторов рабочих учебных программ.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР.

Программа учебного предмета (коррекционного курса) содержит:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета (коррекционного курса);

  2. общую характеристику учебного предмета (коррекционного курса);

  3. описание места учебного предмета (коррекционного курса) в учебном плане;

  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (коррекционного курса);

  6. содержание учебного предмета (коррекционного курса);

  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Основное содержание учебных предметов

1. Русский язык

Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психичес­ком развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешно­го усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.


У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-праксический, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельнос­ти, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использо­вания закономерностей языка в процессе речевого общения.

Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологичес­ких, синтаксических.

В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалоги­ческой и монологической речи. Преподавание русского языка осу­ществляется с использованием различных методов, но имеет глав­ной целью коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умения­ми и навыками.

Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средст­вами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:

- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

- овладение грамотой;

- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

- закрепить практические навыки правильного использования язы­ковых средств в речевой деятельности;