Файл: Методика расследования преступлений, связанных с изготовлением и сбытом огнестрельного оружия.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В основу типичных версий могут быть положены: сведения, добытые в результате оперативно розыскной деятельности; данные, полученные при проведении процессуальных действий. Работа с версией заключается в её проверке и включает в себя:
-
выведение из версии всех возможных следствий; -
определение и использование сил и средств для проверки версии; -
оценку обнаруженных в ходе деятельности по раскрытию преступлений фактов.
При выдвижении и проверке версий должны быть соблюдены определённые правила: множественность версий; использование для их построения всех оснований; параллельность проверки всех версий; получение исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы; завершение проверки версий лишь при подтверждении одной из них.
Таким образом, при работе по выдвижению версий на первоначальном этапе расследования фактов незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия необходимо исходить из следующих основных положений9.
1. Версия должна опираться на реальные факты, учитывать реальную следственную ситуацию.
2. Основаниями для выдвижения версии могут быть факты, добытые как следственным путём, так и с помощью оперативно-разыскных мероприятий.
3. Версия должна быть типичной.
4. Версия служит переходом от вероятного знания к достоверному. Критерий её правильности – установление истины по делу.
5. Версия есть метод познания в расследовании преступления.
Как правило, на начальном этапе расследования исходных данных о признаках совершённого преступления очень мало. Их отсутствие в определённой степени заменяют знания о базовой криминалистической характеристике данного вида преступлений. Например, знания о типичных способах транспортировки оружия позволяют предположить, какие следы могли остаться в памяти очевидцев и на окружающих объектах, вовлечённых в преступную деятельность. Это, в свою очередь, способствует выдвижению версий.
Так, факт обнаружения в пассажирском вагоне тайника с оружием, с учётом типовых ситуаций, лежащих в основе базовой криминалистической характеристики этого вида преступлений, позволяет выдвинуть версии о причастности к данной находке следующих лиц: пассажиров одного из вагонов; бортпроводников пассажирского поезда; рабочих вагонного депо, готовивших состав к рейсу.
Изучение материалов уголовных дел о незаконном изготовлении и сбыте огнестрельного оружия свидетельствует о том, что наиболее часто следователи, оперативные работники используют коллективный опыт своих сослуживцев, ранее участвовавших в раскрытии и расследовании аналогичных преступлений.
Для незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия наиболее типичными версиями, как правило, являются:
1. Оружие похищено с армейских арсеналов и других мест (сейфы, хранилища) их хранения;
2. Обнаруженное оружие контрабандным способом ввезено из сопредельных стран;
3. Оружие было добыто в ходе раскопок со времен Великой Отечественной войны;
4. Оружие было вывезено из зон вооруженных конфликтов;
5. Оружие было похищено с заводовизготовителей, предприятий и организаций, использующих их в производственном процессе;
6. Оружие было изготовлено самостоятельно;
7. Оружие было похищено у лиц, имеющих его на законных основаниях.
Таким образом, типичные версии по своей природе криминалистические, в отличие от частных версий, основываются не только на информации по конкретному делу, но и на других фактических данных, особенно на систематически выделенных закономерных связях в преступлениях одного вида или подвида; типичные версии используются в случае отсутствия или недостаточности информации по конкретному делу на любом этапе расследования; типичные версии могут быть общими, охватывающими всё событие преступления в целом, и конкретными, определяющими отдельные обстоятельства преступного посягательства; использование систем типичных версий не исключает, а предполагает творческий подход к расследованию конкретного преступления.
1.4. Особенности взаимодействия следователей с оперативными работниками и использование специальных знаний при расследовании незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что далеко не каждое преступление можно раскрыть, проводя только следственные действия, без взаимодействия сотрудников органов предварительного следствия и оперативных служб. Особенно актуальна проблема такого взаимодействия при расследовании уголовных дел о незаконном изготовлении и сбыте огнестрельного оружия поскольку преступники, опасаясь разоблачения, принимают соответствующие меры по противодействию расследованию10.
В рамках взаимодействия важное значение имеет использование следователем оперативной информации, добытой оперативным сотрудником при проведении оперативно-розыскных мероприятий на объектах, где изготавливается или хранится оружие, при разработке лиц, занимающихся его изготовлением и сбытом, и др. Важно, чтобы сотрудник, получивший информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомил с нею следователя.
Для того чтобы тактически грамотно реализовать эти материалы о готовящихся или совершенных преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия, а также лицах, их совершивших, следователь при получении такой информации совместно с оперативным сотрудником должен
1) до возбуждения уголовного дела:
- тщательно ее проанализировать, оценить и решить вопрос о формах и способах ее проверки;
- по результатам анализа определить перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- обсудить перечень вопросов, подлежащих выяснению с использованием оперативно-розыскных методов и средств;
б) после возбуждения уголовного дела:
- составить согласованный план первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- обсудить результаты выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, разработать дополнительный план названных действий и мероприятий;
- осуществлять обмен текущей информацией о результатах проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, расследование рассматриваемых нами преступлений тесно связано с оперативно-розыскной деятельностью. Формы взаимодействия следователя и оперативных служб могут быть как процессуальными, так и непроцессуальными.
Перечень форм процессуального взаимодействия вытекает из п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ11:
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве следственных действий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве иных процессуальных действий (исполнение постановлений о задержании, приводе, аресте);
- оказание органами дознания содействия следователю при производстве процессуальных действий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- выполнение органами дознания поручений следователя о производстве розыскных действий.
Названные формы процессуального взаимодействия могут применяться только по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Их перечень, указанный в УПК РФ, является исчерпывающим.
Формы непроцессуального взаимодействия, в отличие от форм процессуального взаимодействия, не закреплены в уголовно-процессуальном законе. Практика выработала следующие основные формы непроцессуального взаимодействия
12:
- консультирование;
- совместное обсуждение материалов;
- передача информации;
- выполнение поручений (заданий) непроцессуального характера;
- участие в тактической операции.
Однако взаимодействие как согласованная деятельность не происходит спонтанно (само собой). Оно требует организационных усилий и выражается в таких формах как направление следователем органу дознания поручений, заданий; прикрепление оперативного работника к следователю на определенный период времени; принятие согласованных решений, составление совместных планов и др.
Одной из наиболее распространенных форм организации взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений является создание следственно-оперативных групп.
Совместные следственно-оперативные группы (бригады) создаются в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений с, внутренних дел, безопасности Российской Федерации по пресечению и расследованию наиболее тяжких преступлений.
В состав следственно0оперативных групп (бригад) включаются следователи, сотрудники оперативных подразделений и служб, обеспечения, специалисты-криминалисты органов внутренних дел, безопасности, следственного комитета.
Правильная организация такого взаимодействия на практике дает положительные результаты.
Так, в рамках расследования уголовного дела в отношении Таймусова, занимавшегося с другими членами организованной группы незаконным оборотом оружия, сотрудниками совместной следственно-оперативной группы при непосредственном участии следователя и по его рекомендации был разработан и реализован комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по изобличению остальных соучастников. В том числе проведена оперативно-тактическая операция, в ходе которой получена информация о нахождении в поселке Курчалой Чеченской Республики отдельных членов незаконного вооруженного формирования. В ходе реализации данной информации на рынке данного поселка 11 марта 2000 г. была задержана группа из семи человек, участвовавшая в боевых действиях против федеральных войск. При задержании у них обнаружены и изъяты 4 автомата АК-74, патроны к ним, 3 подствольных гранатомета ГП-25, а также 6 гранат, радиостанция «Моторолла», список позывных частот радиостанций боевиков - участников незаконных вооруженных формирований
13.
Следует отметить, что реализация идеи криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений благотворно сказалась на внедрении технико-криминалистических методов и средств в практику оперативно-розыскной деятельности, поскольку изначально технико-криминалистических методов и средств развивались и предназначались преимущественно для удовлетворения нужд судебно-следственной деятельности. Однако понимание криминалистического обеспечения именно как комплексной системы потребовало гармоничного развития всех ее элементов.
Применительно к деятельности правоохранительных органов отмечается поступление в практические подразделения технико-криминалистических средств, обеспечивающих оперативное получение и применение доказательственной и (или) ориентирующей информации.
1.5. Особенности производства следственных действий при расследовании незаконного изготовления и сбыта огнестрельного оружия
На первоначальном этапе расследования преступлений связанных с незаконным изготовлением и сбытом огнестрельного оружия проводится ряд неотложных следственных действий, например: осмотр места происшествия, обыск, проверка показаний на месте и др14.
Осмотр места происшествия по уголовным делам, связанным с незаконным изготовлением и сбытом огнестрельного оружия, как и любой другой осмотр места происшествия, можно разделить на несколько этапов:
- подготовительный (до выезда и непосредственно на месте происшествия);
- рабочий;
- заключительный.
До выезда на место происшествия следователь должен выяснить у лица, заявившего о преступлении, сведения, позволяющие грамотно спланировать свои действия в ходе осмотра. В частности, он должен узнать, имел ли место факт изготовления и сбыта огнестрельного оружия, установлено ли место нахождения этого оружия, каков характер места происшествия (местность, жилище, иное помещение и т.д.), задержано ли лицо, предположительно совершившее преступление.
Дать указание на организацию охраны места происшествия в целях
исключения возможности появления на территории осмотра посторонних лиц, а также охрану огнестрельного оружия, которое до прибытия следственно-оперативной группы должно быть изолировано от возможных контактов с внешними условиями при помощи подручных предметов (пустых ящиков или коробок, кусков картона, плотной бумаги, материи и