Файл: Родительскодетские отношения и психическое развитие человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология родительско-детских отношений



Группа Пм19П111
Студент
А.А.Морозова

МОСКВА 2023

Практическое занятие № 1

тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие человека»

Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1

На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет.

«Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя

ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается,

обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе

замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».




Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические

методики

1

Родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений.
Рекомендации:
Самым лучшим профилактическим средством хорошей успеваемости являются доверительные отношения родителей с ребенком и друг с другом, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний.
Необходимо изменение поведения родителей по отношению к ребёнку
(на основании теста «Рисунка семьи»):
- всегда найдите время выслушать то, что хочет сказать ребёнок;
–стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании, на доверии;
–больше доверяйте и разумно контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка данного возраста не являются умышленными;

-Родители, для определения стиля общения с ребенком и выявление требований к его успеваемости
-Ребенок начального звена обучения


Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

(Э.Г.Эйдемиллер)
Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»
Методика «Рисунок семьи»;
Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
Тест тревожности

Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен

2

Повышенная потребность в успехе и внимании к себе, демонстративность. Своим внешним видом и поведением школьник добиваться внимания, при этом может нарушать правила поведения.
Рассказать родителям о психологических особенностях школьного возраста.
Предложить родителям составить акцент на положительных чертах кумиров (в музыке, спорте и т.д.)
-ненавязчиво интересуйтесь увлечениями, знакомьтесь с его друзьями по возможности
- честно признайтесь, если чего-то не понимаете в его увлечении и выразите желание понять
- побуждайте интерес к своим товарищам, родным, близким, другим окружающим, поощряя его рассказы об успехах и достижениях других
- не проявляйте равнодушия, а тем более сознательного игнорирования его личности.
Если будут проявления девиантного поведения можно обратиться за помощью к педагогу-психологу и провести коррекционную работу в данном направлении.
Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком.

-Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком.
-Для школьника

Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI.
Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений.
Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»
"Рисунок семьи", "Шесть ситуаций" Рогов Е.И
«Шкала принятия других» (В.Фейя)
«Шкала доброжелательности» (Д.Кэмпбелла)
«Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта)
«Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей)
«Шкала доверия» (М.Розенберга)
Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко)
Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер)
Опросник PEN (Г. Айзенк, С Айзенк)
Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор)




Ситуация 2.

«Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все

было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться,

собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места

в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все

прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы –

капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки,

разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть

неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын

почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и

превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и

искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия.

Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под

разным углом» не помогают».




Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические

методики

1

Диагностические методы для выявления поведенческих

и эмоциональных нарушений в детском возрасте.

По выявлению тревожности, агрессии…

Диагностика межличностных взаимоотношений.

Диагностика эмоционального состояния ребенка.

Дошкольник

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (3,5-7 лет).

Тест «Сказка» - с3,5 лет. «Лесенка»( с 3 – 7 лет)

Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга – с 4-13 лет.

Методика «Два дома» (3,5 – 6 лет)

Методика «Домики» Ореховой О. А. (4 – 12 лет)

Рисунок семьи – с 4 лет.

Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет.

Методика «Кактус» - с 4 лет.



Практическое занятие № 2

тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»

Задание 3. Заполните таблицу.



Проблемная область для

психодиагностики


Название психодиагностических методик

1

Замкнутость подростка

1. Определение уровня развития Векслер, ШТУР;

2. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет;

3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури;

4. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г;

5. Оценка отношений подростка с классом;

6. Оценка психологического климата в классе;

7. Определение свойств темперамента Русалов М.В.

8. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М.

2

Межличностные конфликты между

матерью и подростком

1. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина;

2. Методика Шкала семейного окружения «ШСО» С.Ю.Куприяновнова;

3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И.Зарова;

4. Методика «Три дерева» - зеркало семейных отношений;

5. Опросник ВРР «Взаимодействие родителей с ребенком»;

6. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» Е.И.Захаров, О.А.Кабанова;

7. Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»»

8. Методика «Рисунок семьи» КРС Р. Бернса, С.Кауфман;

9. Опросник родительского отношения к детям – «Зеркало» для АСВ;

10. Методика «Незаконченные истории».

3

Агрессивность дошкольника

Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций:

  1. Методика «Рисунок семьи»

  2. «Дом, дерево, человек»;

  3. «Рисунок несуществующего животного»;

  4. Тест руки и опросник Дасса-Барки;

  5. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко

  6. Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А. А. Романов;

  7. Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллер;

  8. Проективная методика «Кактус»;

  9. Методика «Лесенка» В.Г. Щур)

  10. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой);

  11. Проективная методика Рене Желя;

  12. Социометрия Дж. Морено.




4

Страхи у дошкольника

  1. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой;

  2. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.;

  3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации;

  4. Методика «Волшебная страна чувств»;

  5. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»;

  6. Детский апперцептивный тест (ДАТ);

  7. Методика «Рисунок семьи»;

  8. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

  9. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука;

5

Патологические привычки у юноши

(курение, алкоголь)

Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик:

  1. «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF);

  2. Тест описания поведения» К.Томаса;

  3. «Ценностные ориентации» М.Рокич;

  4. «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина;

  5. Не стандартизированная методика – мини-сочинения «Письмо курящему сверстнику»;

  6. Анкета «Вредные привычки» (Кисетов З.М. «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей»);

  7. Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (Пурин В.Д., Тверской государственный университет, 2006 г.);

  8. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);

  9. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;

  10. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич.