Файл: Родительскодетские отношения и психическое развитие человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология родительско-детских отношений
Группа Пм19П111
Студент
А.А.Морозова
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1
тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие человека»
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1
На прием к психологу пришла мама ребенка 7 лет.
«Ребенок пошел в школу в этом учебном году. Бывает, ребенок хорошо себя
ведет: слушается, спокойно играет во что то, выполняет задания в школе, дома учит уроки. И иногда ничего не хочет делать, хамит, переговаривается,
обзывается, уроки делает через палку, не слышит, что ему говорят, в школе
замечания на счет поведения (может ничего не делать на уроках, либо мешать учителям вести урок, вставать ходить по классу). Хочу услышать конкретные рекомендации по взаимоотношениям с моим ребенком».
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на формирование личности младшего школьника, а также положительная динамика развития школьников может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений. Рекомендации: Самым лучшим профилактическим средством хорошей успеваемости являются доверительные отношения родителей с ребенком и друг с другом, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний. Необходимо изменение поведения родителей по отношению к ребёнку (на основании теста «Рисунка семьи»): - всегда найдите время выслушать то, что хочет сказать ребёнок; –стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании, на доверии; –больше доверяйте и разумно контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; – избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку; – не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; – повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; – для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию; – помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка данного возраста не являются умышленными; | -Родители, для определения стиля общения с ребенком и выявление требований к его успеваемости -Ребенок начального звена обучения | Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина; Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер) Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе» Методика «Рисунок семьи»; Методика «Лесенка» В.Г. Щур. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен |
2 | Повышенная потребность в успехе и внимании к себе, демонстративность. Своим внешним видом и поведением школьник добиваться внимания, при этом может нарушать правила поведения. Рассказать родителям о психологических особенностях школьного возраста. Предложить родителям составить акцент на положительных чертах кумиров (в музыке, спорте и т.д.) -ненавязчиво интересуйтесь увлечениями, знакомьтесь с его друзьями по возможности - честно признайтесь, если чего-то не понимаете в его увлечении и выразите желание понять - побуждайте интерес к своим товарищам, родным, близким, другим окружающим, поощряя его рассказы об успехах и достижениях других - не проявляйте равнодушия, а тем более сознательного игнорирования его личности. Если будут проявления девиантного поведения можно обратиться за помощью к педагогу-психологу и провести коррекционную работу в данном направлении. Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком. | -Родители для определения типа их взаимоотношения с ребенком. -Для школьника | Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI. Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений. Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе» "Рисунок семьи", "Шесть ситуаций" Рогов Е.И «Шкала принятия других» (В.Фейя) «Шкала доброжелательности» (Д.Кэмпбелла) «Шкала манипулятивного отношения» (Т.Банта) «Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей) «Шкала доверия» (М.Розенберга) Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е.Личко) Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер) Опросник PEN (Г. Айзенк, С Айзенк) Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор) |
Ситуация 2.
«Сыну 4 года. С января начали ходить в сад. Сначала все
было хорошо. Сын научился самостоятельно есть, раздеваться и одеваться,
собирать игрушки, спрашивать разрешение. Через полгода дождались места
в саду рядом с домом и начали ходить туда. Первый месяц было так же все
прекрасно. Спустя месяц от воспитателей поступили первые сигналы –
капризничает, не хочет сам одеваться, говорит, что не может. Рвет салфетки,
разбрасывает игрушки. Позже выяснилось, что в их группе есть
неадекватный ребенок, который сам не умеет ничего делать и мой сын
почему-то начал с него брать пример. Меня пугает то, что мой сын ведется и
превращается в шкодливого котенка, который потом просит прощения и
искренне переживает, когда ему объясняешь его действия и их последствия.
Как отучить его перенимать отрицательное поведение? «Разговоры под
разным углом» не помогают».
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Диагностические методы для выявления поведенческих и эмоциональных нарушений в детском возрасте. По выявлению тревожности, агрессии… Диагностика межличностных взаимоотношений. Диагностика эмоционального состояния ребенка. | Дошкольник | Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (3,5-7 лет). Тест «Сказка» - с3,5 лет. «Лесенка»( с 3 – 7 лет) Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга – с 4-13 лет. Методика «Два дома» (3,5 – 6 лет) Методика «Домики» Ореховой О. А. (4 – 12 лет) Рисунок семьи – с 4 лет. Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет. Методика «Кактус» - с 4 лет. |
Практическое занятие № 2
тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»
Задание 3. Заполните таблицу.
№ | Проблемная область для психодиагностики | Название психодиагностических методик |
1 | Замкнутость подростка | 1. Определение уровня развития Векслер, ШТУР; 2. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет; 3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури; 4. Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности Айзенк Г, Шмелев А.Г; 5. Оценка отношений подростка с классом; 6. Оценка психологического климата в классе; 7. Определение свойств темперамента Русалов М.В. 8. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста Прихожан А.М. |
2 | Межличностные конфликты между матерью и подростком | 1. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; 2. Методика Шкала семейного окружения «ШСО» С.Ю.Куприяновнова; 3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И.Зарова; 4. Методика «Три дерева» - зеркало семейных отношений; 5. Опросник ВРР «Взаимодействие родителей с ребенком»; 6. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» Е.И.Захаров, О.А.Кабанова; 7. Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»» 8. Методика «Рисунок семьи» КРС Р. Бернса, С.Кауфман; 9. Опросник родительского отношения к детям – «Зеркало» для АСВ; 10. Методика «Незаконченные истории». |
3 | Агрессивность дошкольника | Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере можно использовать различные рисуночные методики, с помощью которых хорошо диагностируется наличие агрессивных тенденций:
|
4 | Страхи у дошкольника |
|
5 | Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь) | Выявление личностных характеристик подростков с табачной аддикцией осуществлялось с помощью стандартизированных методик:
|