Файл: Практическое задание. Васильев. Д. А заполните таблицу История развития психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание .Васильев.Д.А
1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи | Взгляд на психологию. Основная суть | Критика |
Первобытное время первобтное время(до V – III вв до н.э. \ 20-30 тыс. лет назад) | Первобытные представления о психике возникли в первобытных религиях и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя, как части окружающего мира, созданного богам | Человек не отделяет себя от природы, и это порождает и анимизм, и тотемизм, и фетишизм, объединяющие человека и природу в одно целое. обожествляя природу, явно ставя себя в зависимость от нее. первобытная культура отражает длительный и трудный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой психики. |
античность VIII в. до н. э. -III н. э. (799 г. до н. э. – 300 г. н.э.) | Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности. Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит Фалес Гален Парменид Эмпедокл Пифагор Сократ Эпикур Гален Лукреций Карр Зенон Цицерон Клавдий Гален Анаксимандр В трудах древнегреческих мыслителей, направленных на объяснение генезиса и структуры души, можно обнаружить три основных направления. Первое направление объясняло психику, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы, из осмысления произвольности жизни души от физического мира и их внутреннего родства. Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем. Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов. Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души | античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое. В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей. Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниямиВ средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом.Взгляды Декарта на соотношение души и тела определяются как дуализм. В XVIII веке сформировался качественно новый уровень развития психологии - психология сознания. . |
Средневеков ье средневековье III – XIV века (301 г. – 1400г. | Аврелий Августин Фома Аквинский Бэкон Роджер Окам Уильям Пьер Абеляр Ибн Сина (Авиценна Ибн аль-Хайсам (Альгазен) Ибн Рушд Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии. исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной наукой « богословием. В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии – в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В XII-XIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души – духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения | Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию |
Возрождения \ Ренессанс Эпоха возрождения XV – XVI века (1401г. – 1600г. | Хуан Луис Вивес Хуан Уарте Гоклениус Фрэнсис Бэкон Пьетро Помпонацци Бернардино Телезио Леонардо да Винчи Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его пониманию души в трактате «О душе», и здесь начинаются споры и разногласия. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разделял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть души, бессмертным, а вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании | Проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли в какой-то степени старые, возникшие в период VII —VI вв. до н. э. Эта эпоха актуализировала ценности античного мира, черпала и утверждала новые, прогрессивные идеи непреходящего учения великого Аристотеля. Характерной чертой психологии этого периода является противоречивое сплетение старого миропонимания с новыми обозначающимися тенденциями. |
Новое время XVII – нач. XIX века (1601г. - 1850г.) | Рене Декарт Паскаль Блез Бенедикт Спиноза Готфрид Лейбниц Джордж Беркли Дэвид Гартли Дэвид Юм Жюльен Ламетри Жан Жак Руссо Дени Дидро Кондильяк Э. Бонно Клод Гельвеций Пьер Кабанис Франц Й. Гальц Стенли Холл XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения. Его провозвестником был Галилео Галилей (1564-1642), учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме геометрических и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять только этими материальными свойствами, только законами механики. Выделение со знания в качестве предмета исследования и .формирование теоретических основ психологии. Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии; возникновение психофизической и психофизиологической проблем; понятие о бессознательной психике | дуализм Декарта носит противоречивый характер. Взаимодействие сознания и телесных явлений ничем не мотивировано (зачем душе вызывать у тела реакции, если она к нему безразлична?!). |
Новейшее время сер. XIX – по настоящее время (1851 - … ) | Поль Брока Пьер Флуранс Густав Фехнер Генрих Э. Вебер Роберт Ч. Дарвин Герман Гельмгольц Герман Эббингауз Освальд Кюльпе Фрэнсис Гальтон Альфред Бине Зигмунд Фрэйд Эрнст Мах Макс Вертгеймер Вольганг Келер Курт Левин Фриц Перлз Уильям Джемс Эдвард Титченер Бролес Д. Уотсон Эдвард Торндайк Фрэддерик Б. Скиннер Альфред Адлер Густав Карл Юнг Отто Ранк Стэк Г. Салливан Анна Фрэйд Вильгельм Райх Эрих Фромм Франц Брентано Гордон Олпорт Карл Роджерс Абрахам Маслоу Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений и восприятия. Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психологии | |
Развитие отечественно психологии До 1600г до XVII века (до 1600 г | Сятослав Рюрик Вещий Олег Ольга Владимир Кр. Солнышко Ярослав Мудрый Владимир Монамах Юрий Долгорукий Александр Невский Иван III Иван Грозный Борис Годунов Ярмак Романов Ф.А. Илларион Киевский Климент Смолятич Максим Грека Юрий Крижанич Галич А.И. Илларион Киевский Климент Смолятич на руси язычество В 11 веке Илларион Киевкий провел в своем труде «Слово о законе и благодати» анализ ветхого завета и нового завета. Состоит из трех частей, в которых дается характеристика философских, общественно- политических идей. Основная проблема: взаимодействие личности и органов власти; патриотизм; значение принятия христианства на Руси; взаимоотношение церковной и светской власти; о познании. Климент Смолятич обосновывал в своих сочинениях "полезность" философии, необходимой для понимания внутреннего смысла Священного Писания. В Послании Фоме Климент утверждал: "Христос сказал святым ученикам и апостолам: „Вам дано знать тайны царствия, а для прочих — притчи“. Не в том ли моя философия…, что описанные у евангелиста чудеса Христовы хочу разуметь иносказательно и духовно?" . В своих сочинениях он постоянно обращается к поучениям Григория Богослова, крупнейшего представителя каппадокийской, высоко интеллектуальной традиции. Продолжил он и традицию, идущую от митрополита Илариона: противопоставлял ветхозаветной религии "закона" христианство как религию "благодати" и связывал с христианством принципиально новую эпоху всемирной истории. Климент Смолятич особо подчеркивал исключительную роль человека, наделенного свободой воли и являющегося своего рода центром тварного мира, связующим звеном между ним и Богом. Не имея возможности постичь божественную "премудрость", человек, однако, не лишен способности к богопознанию. Постигая мир как разумно организованное Божье творение, человек тем самым как бы приближается к Творцу. "И если Бог о бессловесных заботится и все делает так, то ради нас, созданных по образу и подобию Божию, какого чуда не совершит…", — писал митрополит. Климента по праву считают одним из основоположников "нестяжательства" в православном богословии. Он доказывал, что подлинная духовная свобода предполагает отречение от имущественного бремени. В Поучении… прославлял трудовую аскезу монастырских подвижников, посвящающих свои труды не только собственному спасению, но и спасению всех, кто остается в миру | |
17-19 век.
Ломоносов.м.в. Сковорода Г.С.
Козельский Я.П.
Новиков Н.И.
Радищев А.И.
Загорский А.П.
Мухин Е.О.
Мудров М.Я.
ФиломафитскийА.М.
Сеченов И.М. .
Чернышевский Н.Г.
Бехтерев В.М.
Добронравов
Герцен
Ломоносовым рассматрива «простые идеи»,
которые возникают при при контактах
органов чувств с природными телами.
Характеризуя сущность ощущений, М. В.
Ломоносов предлагал рассматривать их как
результат воздействия предметов внешнего
мира. Акцентируя внимание на роли мозга в
различении раздражений, М. В. Ломоносов
считал объективно существующими и
первичные, и вторичные качества
ощущений. учение о трех «мирах», в со-
ответствии с которым человек существует
как микрокосм, его окружают макрокосм
(Вселенная) и «символическая ре-
альность». «Символическая реальность»
объединяет большой (макрокосм) и малый
(микрокосм) миры. основной проблемой
человеческого существования является
обнаружение «Бога» (невидимой натуры)
через «тварь» (сотворённую, видимую). По
мнению А. Н. Радищева, мозг человека
является материальным органом мысли.
Душу он понимал как материальную
субстанцию, проявлениями которой
являются жизнь, чувственность и мысль.
Занимаясь изучением проблемы развития
психики, сравнивая особенности психики
человека и животных, А. Н. Радищев
пришёл к выводу, что отличие человека от
животного состоит в высоком развитии
мозга, прямохождении, специфическом
устройстве руки и в обладании речью. Язык
и речь играют важную роль в формировании индивидуального сознания. А. Н. Радищев
полагал, что исторический процесс – это
движение по спирали, когда эпохи
«заблуждения» и «рабства» сменяются
эпохами «истины» и «вольности», а люди
являются движущей силой исторического
процесса
19-20 век.до 1917 г
Ухтомский А.А.
Троицкий М.А.
Владиславлев М.И.
Введенский А.И.
Ланге Н.Н.
Россолимо Г.И.
Челпанов Г.И.
Лазурский А.Ф.
Сеченов
Ушинский
Развитие советской психологии в области
теории.
Эксперимент Сеченова: открытие рефлекса.
Интерес к естествознанию - Павлов -
сущность физиологических основ
психической деятельности.
Блонский - научная психология должна
опираться на марксизм.
Поведение - производное общественных
отношений
Советский период 20-30 годы
С. Л. Франк,
Н. А. Бердяев,
Л. П. Карсавин,
Н. О. Лосский,
А. И. Угримов,
Л. М. Лопатин,
И. А. Ильин,
П. А. Сорокин
И. Н. Шпильрейн,
С. Г. Геллерштейн,
А. М. Мандрыка,
М. Ю.Сыркин,
А. И. Розенблюм
А.П. Нечаев
Сикорский И.А.
Залкинд А.Б.
Выготский Л.С.
Блонский П.П.
Залужный А.Н.
Создание теоретических основ психологии
на основах марксистской философии: теории
установки, культурно-исторической теории, развитие естественнонаучных представлений
о физиологических механизмах психической
деятельности и двигательных актов.
Развитие советской психологии в
области теории, в частности психотехники.
П.И. Зинченко
Занков Л.В.
Абульханова-
Славская К.А.
А.В. Запорожец
П.Я. Гальперин
Эльконин Д.Б.
Довыдов В.В.
Лисина М.И.
Платонов К.К.
Ломов Б.Ф.
Веракс Н.Е
теории деятельности и др.; развитие
прикладных областей в отечественной
психологии — психотехники и педологии;
Годы войны 1941-1945г
М. В. Гамезо,
П. И. Зинченко,
А. Г. Ковалёв,
Н. И. Крылов,
Е. С. Кузьмин,
Г. Д. Луков
А. В. Петровский,
К. К. Платонов,
Е. Н. Соколов,
Б. С. Смирнов,
Д. Б. Эльконин
А. А. Бодалев,
Л. М. Веккер,
А. Ц. Пуни,
Г. С. Рогинский,
С. Л. Рубинштейн
Г. Г. Голубевым,
Е. В. Гурьяновым,
Л. М. Шварц
Уадзе Д.А.
Мясищев В.Н.
Теплов Б.М.
Леонтьв А.Н.
Лурия А.Р.
Ананьев Б.Г.
Г.Д. Луков
1. Исследования и практические разработки
по восстановлению боеспособности раненых,
2. Анализ социально-психологических и
личностных качеств бойцов и командиров,
3. Общепсихологические и психолого-
педагогические проблемы в структуре
научных исследований в годы в Основная
цель усилий психологов по возвращению
раненых бойцов в ряды Красной Армии или
к трудовой деятельности в значительной
мере состояла в восстановлении утраченных
или нарушенных психических функций в
результате поражения мозга и
периферической нервной системы как
следствия военных травм.. Определяя роль и
задачи психологов в клинической работе по
восстановлению нарушенных функций, А.Р.
Лурия выделил следующие взаимосвязанные
исследовательские задачи: установление
влияния поражения того или иного участка
мозга на структуру психических процессов;
выявление факторов, определяющих
нарушение отдельных психических
функций; системное описание проявлений
различных нарушений мозга.
Вторая половина 20в начало21 века
Поиски новых теоретических подходов в
современной зарубежной и советской
психологии. Возникновение новых
направлений в зарубежной психологии:
гуманистическая психология, логотерапия,
когнитивна я психология, марксистски-
ориентированные теории. Дискуссии в
советской психологии о предмете
психологии, по проблемам бессознательного,
общения и др. С 80-х годов начался процесс
перестройки советской психологической
науки, ее интеграции в мировое
психологическое знание. С одной стороны,
этот процесс характеризуется теми же
тенденциями, которые были отмечены при
анализе современной зарубежной
психологии, а с другой — имеет свои
особенности, связанные с социально-
политической ситуацией в нашей стране.
Началась и активно идет ломка сложившихся
идеологических стереотипов, постепенного
избавления психологии как науки от
давления политических догм, ломка старых
организационных структур и замена их
новыми. Все это обнадеживает и позволяет
надеяться на то, что в скором времени
отечественная психология вновь займет
достойное место в мире. В 90-х годах было
издано рекордное количество книг по
психологии - 1300 наименований. Первые
позиции по популярности в этом перечне
занимают книги по общей психологии,
социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности,
стрессоустойчивости и самоконтроля.
Сегодня модная наука развивается по 48
направлениям и исследует 261
психологическую проблему. В двадцатку
наиболее важных входят исследования
проблем общения и наркозависимости.
Российскими психологами и педагогами
сегодня обсуждается специфическое
положение в современной отечественной
психологии, связанное с переходом от
советской психологии к психологии
российской. Особое внимание уделяется
насущным задачам, стоящим перед
психологами в новых общественных
условиях, важности интеграции
теоретического и практического знания.
Психология активно, порой на первых ролях
стала привлекаться к выполнению
грандиозных заказов по манипулированию
индивидуальным и общественным
сознанием: формирование имиджа (не лица,
а нужной маски, личины) политиков;
навязывание любых (часто вредных, просто
опасных) представлений, товаров, услуг;
сотворение кумиров молодежи; вовлечение в
тоталитарные организации и мн. др. Время
чистой психологии ради психологии ушло.
На сегодня четко определяет симптомы
кризиса: 1) отсутствие единой науки,
дефицит устойчивого знания, обилие
альтернативных моделей понимания и
изучения психического; 2) углубляющийся раскол между исследовательской и
практической психологией; 3) конкуренция
со стороны паранауки, возникновение
пограничных между наукой и ненаукой
систем знания. Актуален вопрос социально-
психологических проблем искусства и СМИ.
Искусство, особенно в аспекте его массового
потребителя, а также современные СМИ,
представляют серьезную, теоретически и
особенно практически важную задачу для
социальной психологии, что в той или иной
мере было отражено в тематике и
содержании представленных и
обсуждавшихся докладов, выступлений.
Психологами решается вопрос, как
предупредить и/или преодолеть некоторые
из негативных последствий воздействия
искусства и СМИ на человека.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи
Взгляд на психологию. Основная суть
Критика
(Эдвард Торндайк 1874–1949).
Джон Браадус Уотсон (1878–1958)
У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958)
Бихевиоризм Предметом психологии является поведение, а не сознание.
Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.
1. Законы научения едины для человека и остальных живых существ.
2. Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.
3. Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению
М. Вертгеймер (1880-1943)
В. Келер (1887-1967)
К. Коффка (1886-1941)
К. Левин (1890-1947).
Гештальт психология
Предметом является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
Единица анализа поля (сознания) выступает целостная структура — гештальт, но не сводимая к сумме ощущений.
Восприятие не может базироваться на ощущения. Последнее — фикция.
1. Теоретический потенциал гештальпсихологии был исчерпан (в 30-е годы школа распалась).
2. Не все выводы и интерпретации обоснованы: проблемы изоморфизма, роль феноменологической редукции.
3. Не все положения были четко сформулированы.
Ж. Пиаже (1896–1980)
Б.Инельдер (1913 - 1997)
Е.Шеминский (1881 – 1937)
Генетическая психология
Предметом генетической психологии является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др.
Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.
Механизмы построения схемы – ассимиляция и аккомодация.
1.Недооценена роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой.
2.Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно организованной системой обучения.
3.Недооценка роли среды и влияния взрослого в психическом развитии детей.
Зигмунд Фрейд (1856–1989)
К. Г. Юнг (1909 -1913)
А. Адлер (1870-1937)
К. Хорни (1885-1952)
Глубинная психология (психоанализ)
Предметом психологии являются глубинные, бессознательные структуры психики.
Методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.
Психоанализ - глубинная психотерапия, это метод изучения личности, импульсов, мотивов поступков, желаний, травм раннего развития и эмоциональных расстройств и воздействий бессознательного на эти факторы.
1. Развитие человека и общественных форм является естественноисторическим процессом. Абсолютизированные экономические факторы, по существу, приводят к игнорированию психологических мотивов в поведении людей.
2. Пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.
3. Практически совсем не учтена роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.
Вильям Штерн (1871—1938)
Э. Мунье (1905-1950)
Бердяев Н.А (1874-1948)
Ф.Якоби (1743-1819)
Теория персонализма
Предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека.
Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания личности.
Персона – личность.
1.Проблема взаимосвязи развития речи и мышления.
2. Попытка синтеза в персонализме несет в себе очевидное противоречиедедуктивного обоснования жизни в качестве иррационного начала.
3. Нельзя сводить «личность как понятие» к какому к какому-либо аспекту функционирования. Самопознание- важнейшая сторона личности но не вся личность.
А. Маслоу (1908–1970)
Г. Олпорт (1897-1967)
К. Роджерс (1902-1987)
Р. Мэй (1909-1994
Гуманистическая психология
Предметом является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Это потенциал развития человеческой личности, преодолевающий границы адаптации. Поэтому центральным объяснительным принципом нового подхода стал принцип "самоактуализации", т.е. максимального раскрытия природных возможностей человека, раскрепощения его "сущностных" сил.
Предметом является личность и присущие только ей проявления, такие как: самоактуализация, свобода, творчество, любовь, ценности и смыслы
1.Абстрактность и неточность понятий
2.Невозможность объективных измерений
3. Чрезмерный идеализм и Приверженность одной культуре.
2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Ситуация | Свойство внимания |
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. | 1) устойчивость |
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. | 2) концентрация |
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. | 3) распределение |
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. | 4) объем |
д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. | 5) переключение |
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. | 6) отвлекаемость |
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». | 1)устойчивость 4) объем |
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. | 1) устойчивость |
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. | 2) концентрация |
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. | 2) концентрация |
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. | 3) распределение |
м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке | 3) распределение |
3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.
4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.
Описание методики
Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторноеисследование.
Теоретические основы
Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.
Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большаяинициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.
Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).
Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.