Файл: Педагогический совет Активные методы преподавания Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогический совет «Активные методы преподавания»
Цель: способствовать осознанному выбору активных и интерактивных методов обучения;  познакомить с активными методами на практике.
Что же такое метод?
Метод обучения  (от греческого «путь»)  - упорядоченная деятельность педагога и  учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Методы  обучения – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Какая же разница между пассивными, активными и интерактивными  методами? Разделение на эти методы довольно условное, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен акцент на один  из таких методов. Критерии их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.
Пассивные стратегии:

- одностороннее, линейное взаимодействие;

- учитель – центральная фигура, он источник информации;

- он распределяет время, работу;

- много контролирует;

- ученик – пассивный объект воздействия;

- класс – масса;

- нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;

- нет инициативы учащихся, самостоятельности.
Активные стратегии.

Характер взаимоотношений меняется, хотя учитель и остается центральной фигурой:

- учитель – источник информации, эксперт;

- ученик уже не пассивный  слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;

- темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;

- нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
Интерактивные стратегии.

Роль преподавателя резко изменяется:

- он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;


- его роль – определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;

- он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

- учащийся – полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;

- источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ;

- процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Каждое МО в течение этого учебного года подготовило выступление о том, какие методы и приемы они считают  самыми эффективными для преподавания своего предмета.

Итак, нам представили следующие методы: создание проблемных ситуаций, функциональная грамотность, диспут и другие.
Это активные или пассивные методы? Сейчас мы проведем «мозговой штурм». Давайте разделим данные  приемы  как формы реализации этих методов.
Работа в группах( 3 классы)
Пассивные, активные, интерактивные, лекция, дискуссия, дебаты, «мозговой штурм», ролевые игры, эвристическая беседа, деловые игры, работа с документами, проектная деятельность, работа с видео и аудиоматериалом, разминки, моделирование ИКТ.

Тот прием, который мы использовали, относится к активным и называется «Мозговой штурм». В нем существуют определенные правила:

правило поднятой руки;

высказываются любые идеи;

чем больше предложений, тем лучше;

высказывания не обсуждаются и не критикуются;

поощряется развитие других идей;

продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась.
А сейчас – работа в группах(1-ые классы). Это тоже активная форма преподавания. Каждая группа покажет, как этот метод можно использовать на  своем уроке. Можно взять конкретную тему.  

(Представления групп)
Активные методы позволяют включить каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, повышается познавательная мотивация, дети учатся слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание.

А сейчас ……………..( задание от учителей 4х классов)



Это метод обучения называется модель обучения через опыт и тоже относится к активным методам.
Это тоже один из активных методов обучения, который предполагает использование индивидуальной или групповой формы работы.

Наш педсовет подходит к концу. Как и на любом уроке, педагог должен подвести ребят к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Каждая группа выбирает себе шляпу и инструкцию к ней.  Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

Методический приём «Шесть шляп» - эффективное средство формирования ключевых  компетентностей:
- «готовность к разрешению проблем»,

когда  ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;
- « готовность к самообразованию»,

когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное  д/з по шляпам);
-технологической компетентности,

когда успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения  инструкции (например, в  «чёрной» шляпе только минусы,  никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т.п.);
- «готовность к использованию информационных ресурсов»:

формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;
- «готовность к социальному взаимодействию»,

школьники взаимодействуют друг с другом в группе;

-коммуникативную компетентность,

ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.
 Группы выбирают себе шляпу и инструкцию к ней.

(Представления групп)

Право выбора методик и форм обучения остается всегда за вами: будете ли вы просто носителями информации или создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт. Дерзайте, творите! Успехов вам! Спасибо за работу!