Файл: Педагогический совет Активные методы преподавания Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогический совет «Активные методы преподавания»
Цель: способствовать осознанному выбору активных и интерактивных методов обучения; познакомить с активными методами на практике.
Что же такое метод?
Метод обучения (от греческого «путь») - упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Какая же разница между пассивными, активными и интерактивными методами? Разделение на эти методы довольно условное, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен акцент на один из таких методов. Критерии их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.
Пассивные стратегии:
- одностороннее, линейное взаимодействие;
- учитель – центральная фигура, он источник информации;
- он распределяет время, работу;
- много контролирует;
- ученик – пассивный объект воздействия;
- класс – масса;
- нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
- нет инициативы учащихся, самостоятельности.
Активные стратегии.
Характер взаимоотношений меняется, хотя учитель и остается центральной фигурой:
- учитель – источник информации, эксперт;
- ученик уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
- темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
- нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
Интерактивные стратегии.
Роль преподавателя резко изменяется:
- он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
- его роль – определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
- он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
- учащийся – полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
- источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ;
- процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
Каждое МО в течение этого учебного года подготовило выступление о том, какие методы и приемы они считают самыми эффективными для преподавания своего предмета.
Итак, нам представили следующие методы: создание проблемных ситуаций, функциональная грамотность, диспут и другие.
Это активные или пассивные методы? Сейчас мы проведем «мозговой штурм». Давайте разделим данные приемы как формы реализации этих методов.
Работа в группах( 3 классы)
Пассивные, активные, интерактивные, лекция, дискуссия, дебаты, «мозговой штурм», ролевые игры, эвристическая беседа, деловые игры, работа с документами, проектная деятельность, работа с видео и аудиоматериалом, разминки, моделирование ИКТ.
Тот прием, который мы использовали, относится к активным и называется «Мозговой штурм». В нем существуют определенные правила:
правило поднятой руки;
высказываются любые идеи;
чем больше предложений, тем лучше;
высказывания не обсуждаются и не критикуются;
поощряется развитие других идей;
продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия истощилась.
А сейчас – работа в группах(1-ые классы). Это тоже активная форма преподавания. Каждая группа покажет, как этот метод можно использовать на своем уроке. Можно взять конкретную тему.
(Представления групп)
Активные методы позволяют включить каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, повышается познавательная мотивация, дети учатся слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание.
А сейчас ……………..( задание от учителей 4х классов)
Это метод обучения называется модель обучения через опыт и тоже относится к активным методам.
Это тоже один из активных методов обучения, который предполагает использование индивидуальной или групповой формы работы.
Наш педсовет подходит к концу. Как и на любом уроке, педагог должен подвести ребят к итогу. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Каждая группа выбирает себе шляпу и инструкцию к ней. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.
Методический приём «Шесть шляп» - эффективное средство формирования ключевых компетентностей:
- «готовность к разрешению проблем»,
когда ребёнок анализирует поставленную перед ним задачу (на неё указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм её решения;
- « готовность к самообразованию»,
когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное д/з по шляпам);
-технологической компетентности,
когда успех школьника во многом зависит от чёткого соблюдения инструкции (например, в «чёрной» шляпе только минусы, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т.п.);
- «готовность к использованию информационных ресурсов»:
формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;
- «готовность к социальному взаимодействию»,
школьники взаимодействуют друг с другом в группе;
-коммуникативную компетентность,
ученик цивилизованно отстаивает свою точку зрения.
Группы выбирают себе шляпу и инструкцию к ней.
(Представления групп)
Право выбора методик и форм обучения остается всегда за вами: будете ли вы просто носителями информации или создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт. Дерзайте, творите! Успехов вам! Спасибо за работу!