Файл: Задание. Изучите ситуационную задачу, ответьте на вопросы, опираясь на рекомендации и алгоритм выполнения задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт права

(наименование института полностью)
Кафедра "Конституционное и административное право"

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Государственно-правовая

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание 6
по учебному курсу «Судебная психиатрия»

(наименование учебного курса)
Вариант __ (при наличии)


Студент

(И.О. Фамилия)




Группа

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

(И.О. Фамилия)




Тольятти 2021

Практическое задание 6

Раздел 2. Общая психопатология. Формы психических заболеваний и их судебно-психиатрическая оценка. Темы с 2.1 по 2.5

Задание. Изучите ситуационную задачу, ответьте на вопросы, опираясь на рекомендации и алгоритм выполнения задания.

Больной П., 26 лет, офицер Внутренних войск МВД РФ. Неоднократно выезжал в служебные командировки в «горячие точки». В одной из командировок был контужен. В последнее время часто стал ощущать чувство тревожности и беспокойства. Часто просыпается среди ночи. Был направлен руководством воинской части в психиатрическую больницу для прохождения военной экспертизы. После обследования врачи поставили предположительный диагноз: шизофрения или органическое поражение ЦНС травматического генеза. П. к обследованию относится спокойно. Ведет себя адекватно. Правильно понимает цели обследования, делится своими переживаниями. Интересуется результатами обследования. Адекватно эмоционально реагирует на успех и неудачи в работе. Задания выполняет быстро и легко. Мыслительные операции сохранны. Уровень доступных обобщений высок. Суждения последовательны. Требует внимания склонность к излишней детализации рисунков и ассоциаций в пиктограмме. Часто использует слова с уменьшительными суффиксами. Из-за
быстрой утомляемости появляются ошибки, связанные с ослаблением внимания. Во время исследования выявляется интеллектуальная, эмоциональная сохранность больного, критическое отношение как к своему состоянию, так и к процессу исследования в целом. Каких-либо нарушений (по шизофреническому типу) выявить не удается.

Вопросы

  1. Какова роль клинического психолога при проведении судебно‑психологической экспертизы у данного пациента?



Рекомендации по выполнению задания 6

Изучите и проанализируйте соответствующие разделы рекомендованной литературы, положения и приказы Минздрава, регламентирующие работу медицинских сотрудников по назначению и проведению СПЭ.

Алгоритм выполнения задания 6:

  1. Обращение к рекомендованной литературе, положениям и приказам Минздрава, регламентирующим работу медицинских сотрудников по назначению и проведению СПЭ.

  2. Ответ на поставленный вопрос.

  3. Правовое обоснование ответа.


Бланк выполнения задания 6


Решение задачи 6
1. Провел(-а) анализ соответствующих правовых положений.

Изучив положения и приказы Минздрава, регламентирующие работу медицинских сотрудников по назначению и проведению СПЭ, а также УК РФ, можно ответить на поставленные вопросы следующим образом.

2. По условиям задачи

Особое значение имеет деятельность психолога при проведении судебно-психологической экспертизы, в которой он выступает в самостоятельной роли эксперта (комплексная психолого-психиатрическая экспертиза). Сама возможность такой роли психолога в экспертизе предполагается содержанием так называемой формулы невменяемости, одного из важнейших положений, лежащих в основе судебной психиатрии. Формула невменяемости включает два критерия – медицинский (биологический) и юридический (психологический). Содержание психологического критерия формулируется как способность испытуемого «понимать значение своих действий и ими руководить». В экспертизе, особенно в случаях наиболее трудных пограничных состояний, правомерно и необходимо сочетание психопатологического и психологического анализа (неправильно трактуется как ненужная и даже вредная «психологизация»), учитывающего проявления психологической нормы. Для дифференциального

диагноза следует найти границу между нормой, управляемой психологическими законами, и патологией, движимой психопатологическими закономерностями. Это требует знания всей истории формирования личности испытуемого, системы его жизненных отношений, ценностей, а также преимущественного способа реагирования в ситуациях нервно-психического напряжения.

Особенностью комплексной психолого-психиатрической экспертизы является и то, что психолог-эксперт нередко должен отнести результаты проводимого исследования к прошлому периоду, достаточно отдаленному от времени исследования. В таких случаях психолог предоставляет данные о том, как психологические особенности испытуемого могли влиять на мотивы, понимание своих действий при совершении правонарушения, на поведение в той конкретной ситуации.

3. Правовая (нормативная) база: приказы Минздрава, регламентирующие работу медицинских сотрудников по назначению и проведению СПЭ, литература по судебной психиатрии.

4. Данное заключение помогает исключить диагноз «шизофрения». Заключение пишется в двух экземплярах, один из которых включается клиницистом в историю болезни, а другой подшивается к протоколу обследования и остается в архиве. Последнее необходимо для того, чтобы при повторных поступлениях больного в стационар или необходимости научного обобщения и обработки данных как у психолога, так и у врача была реальная возможность проанализировать полученные ранее психологические данные.

Результаты обследования могут не обсуждаться с испытуемым, но если больной проявляет интерес к данным обследования, то, соблюдая этические и деонтологические принципы, ему можно их сообщить. Не следует забывать, что содействие самопониманию может быть важной целью обследования и стать составной частью некоторых видов психотерапии.

В случае необходимости к заключению прилагается протокол. Конкретные данные (ответы больного, результаты субтестов и т.д.) обычно приводятся только для иллюстрации или объяснения подхода к интерпретации. Заключение составляется после тщательного обдумывания по заранее составленному плану. Если данные, изложенные в заключении, содержат противоречия, психолог обязан обратить на них внимание врача и по возможности объяснить их. При составлении заключения не следует забывать, что патопсихолог не формулирует клинический диагноз, а описывает испытуемого в терминах психологической науки. Заключение не
констатирует психический статус больного, а выделяет присущие обследуемому патопсихологические синдромы. Для врача заключение является ценным вспомогательным материалом, помогающим углубленному клиническому анализу и существенно дополняющим описание больного сведениями, которые нельзя получить без психологического эксперимента.