Файл: Творческая работа Портрет философа Иеремия Бентам студент группы 1ПГ06 Винтенко Т. С. Проверил Прохоров Г. С.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которое будет больше, чем страдание этого меньшинства.
Становится ясной цель законодательства: увеличить количество счастья всех людей и во всех возможных направлениях. Наказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует применять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению еще большего зла. Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни. Бентам не ограничивался обсуждением внутренних проблем и доказывал необходимость международного права, создания Лиги наций и отмены колониальной системы. Закон необходим для того, чтобы манипулировать санкциями с помощью вознаграждений и наказаний. Чтобы система работала эффективно, законы должны быть известны и понятны обществу. Некоторые идеи Бентама:
• Законы должны приниматься тогда и только тогда, когда они более способствуют счастью людей, чем другие возможные законы (или отсутствие таковых).
• Законам следует повиноваться, поскольку это законы (и им будут повиноваться, поскольку неповиновение повлечет наказание), не повиноваться следует только во избежании бедствия.
• Законы должны отменяться и заменяться новыми, если они не выполняют должную утилитарную функцию.
Таким образом, доводы утилитаризма в пользу долга повиновения законам можно представить с помощью силлогизма:
Наилучшим обществом является то, в котором достигается наибольшее количество счастья.
Государство и система законов лучше способствуют достижению счастья, чем отсутствие законов и государства («естественное состояние»).
Следовательно, мы имеем нравственный долг поддерживать государство и повиноваться законам
Главные усилия Бентам направил на создание кодексов, сводов законов – простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были (полностью или частично) использованы в законодательствах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также нескольких американских штатов. Идеи философа были исключительно популярны в его время. Бентам понимал, что для того, чтобы демократия была действенной, а индивидуальные усилия приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует обеспечить широкое распространение образования и информации. Бентам был одним из учредителей журнала «Вестминстер ревью» («Westminster Review»). Он принимал участие в учреждении Лондонского университета и совершенствовании системы школьного образования. Бентам также много сделал для введения системы государственной службы, процедур принятия правительственных решений, совершенствования судопроизводства, а также принял участие в учреждении института полиции и других важнейших общественных реформах. Его либеральные взгляды нашли отражение в написанном в 1809 труде Катехизис парламентской реформы (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. в 1817).
Эпоха философа
XVIII- XIX в.
XVIII век в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации
Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.
Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций.
В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма.
Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась Великая французская буржуазия революция, главной причиной которой стало широкое недовольство всех слоев населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.
Начало XIX в. было драматичным периодом в европейской истории. Почти 15 лет подряд в Европе гремели сражения, лилась кровь, рушились государства и перекраивались границы. В центре происходящих событий находилась наполеоновская Франция. Она одержала ряд побед над другими державами, но в конечном итоге потерпела поражение и лишилась всех своих завоеваний.
В то же время буржуазная империя Наполеона подтолкнула феодальные страны Европы на путь капиталистического развития. На территориях, оккупированных французскими войсками, частично были уничтожены феодальные порядки, введены новые законы.
Небольшая по размерам и численности населения Англия занимала первое место в мире по объему промышленного производства и финансовых ресурсов. Политический строй в Англии был одним из самых демократичных. Но, несмотря на это, и здесь было много обездоленных людей.
После Американской революции британское правительство попросило Бентама написать трактат с критикой политической философии американской революции; его "краткий обзор Декларации" был распространен в американских колониях. Бентам поддерживал идеалы Французской революции, высоко оценил решение об отмене рабства и поощрении равенства. Благодаря его поддержке и дружбе с ведущими революционерами, он стал почетным гражданином Франции.
Творческое наследие мыслителя
Последователи Бентама – его современники были, подобно ему самому, людьми практического склада, и, несмотря на все влияние, которым они обладали, их сочинения утратили свою значимость после того, как реформы, которые в них пропагандировались, были воплощены в жизнь. Ко времени смерти Бентама в Лондоне 6 июня 1832 многие из них уже умерли или вышли в отставку по старости, и бентамизм был подхвачен группой молодых людей, принадлежавших в основном к миру литературы и науки. Наиболее знаменитым из них стал Дж.С.Милль. Идеи утилитаризма также развивали А.Бэн, Г.Сиджвик, Г.Спенсер и Л.Стивен.
Труды Иеремии Бентама
Также среди вышеупомянутых сочинений Бентама следует отметить трактат Защита лихвы (Defence of Usury, 1787), а также Деонтология, или Наука о морали (Deontology, or The Science of Morality, v. 1–2, 1834); Теория наказаний и наград (Theorie des peines et des recompenses, 1811). Тактика законодательных собраний. СПб, 1907; Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998; Бентам И. Избранные сочинения, т. 1. СПб, 1867
Мое отношение к философу
О Иеремии Бентаме я узнала из курса «Справедливость» Майкла Сэндела, профессора Гарвардского университета. Тогда М.Сэндел представил студентам интересную философскую дилемму, связанную с идеями утилитаризма и либерализма. На первой лекции он высказал мысль
, принадлежавшую Бентаму, о принципе наибольшего счастья наибольшего числа людей. Эта мысль показалась мне интересной.
Познакомившись ближе с философом, я узнала, что он исключает естественные права человека и резко их критикует, хотя в некоторых ситуация, утилитаризм «шифруясь» допускает равенство прав людей. Он отождествлял право и закон, а не право и справедливость. Бентам создал сложную систему условий, исходя из которых можно судить о верности поступка. Любое явление в обществе оценивается с точки зрения удовольствия и счастья, а эти понятия могут трактоваться по-разному. И. Бентам предлагает поступать так, как будет лучше для удовольствия большинства, попирая интересы тех, кто находится в меньшинстве, и каждый раз, чтобы принять решение, необходимо смотреть в будущее, надо воображать кому же повезет больше, кто будет счастливее в результате, а из-за этого упускается из вида сама суть происходящего. Я думаю, в качестве альтернативы взгляды мыслителя следует рассматривать, но нужно учитывать, что они не абсолютны. Сам Бентам, руководствуясь своей теорией, принес много пользы для общества, на что нельзя не обратить внимание.
Список интернет-источников
Становится ясной цель законодательства: увеличить количество счастья всех людей и во всех возможных направлениях. Наказание же и сопутствующие ему страдание и зло следует применять только в тех случаях, когда оно препятствует появлению еще большего зла. Следуя этим принципам, Бентам и его последователи выступили инициаторами системы здравоохранения и страхования, законов о бедности, реформы тюрем, использования наказания в целях предупреждения преступлений и перевоспитания преступников, распространения демократии и самоуправления на все сферы общественной жизни. Бентам не ограничивался обсуждением внутренних проблем и доказывал необходимость международного права, создания Лиги наций и отмены колониальной системы. Закон необходим для того, чтобы манипулировать санкциями с помощью вознаграждений и наказаний. Чтобы система работала эффективно, законы должны быть известны и понятны обществу. Некоторые идеи Бентама:
• Законы должны приниматься тогда и только тогда, когда они более способствуют счастью людей, чем другие возможные законы (или отсутствие таковых).
• Законам следует повиноваться, поскольку это законы (и им будут повиноваться, поскольку неповиновение повлечет наказание), не повиноваться следует только во избежании бедствия.
• Законы должны отменяться и заменяться новыми, если они не выполняют должную утилитарную функцию.
Таким образом, доводы утилитаризма в пользу долга повиновения законам можно представить с помощью силлогизма:
Наилучшим обществом является то, в котором достигается наибольшее количество счастья.
Государство и система законов лучше способствуют достижению счастья, чем отсутствие законов и государства («естественное состояние»).
Следовательно, мы имеем нравственный долг поддерживать государство и повиноваться законам
Главные усилия Бентам направил на создание кодексов, сводов законов – простых, непротиворечивых и доступных для понимания. Написанные им кодексы были (полностью или частично) использованы в законодательствах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии, Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной Америки, а также нескольких американских штатов. Идеи философа были исключительно популярны в его время. Бентам понимал, что для того, чтобы демократия была действенной, а индивидуальные усилия приносили результаты в сфере личной и общественной жизни, следует обеспечить широкое распространение образования и информации. Бентам был одним из учредителей журнала «Вестминстер ревью» («Westminster Review»). Он принимал участие в учреждении Лондонского университета и совершенствовании системы школьного образования. Бентам также много сделал для введения системы государственной службы, процедур принятия правительственных решений, совершенствования судопроизводства, а также принял участие в учреждении института полиции и других важнейших общественных реформах. Его либеральные взгляды нашли отражение в написанном в 1809 труде Катехизис парламентской реформы (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. в 1817).
Эпоха философа
XVIII- XIX в.
XVIII век в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации
Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.
Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций.
В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма.
Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась Великая французская буржуазия революция, главной причиной которой стало широкое недовольство всех слоев населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.
Начало XIX в. было драматичным периодом в европейской истории. Почти 15 лет подряд в Европе гремели сражения, лилась кровь, рушились государства и перекраивались границы. В центре происходящих событий находилась наполеоновская Франция. Она одержала ряд побед над другими державами, но в конечном итоге потерпела поражение и лишилась всех своих завоеваний.
В то же время буржуазная империя Наполеона подтолкнула феодальные страны Европы на путь капиталистического развития. На территориях, оккупированных французскими войсками, частично были уничтожены феодальные порядки, введены новые законы.
Небольшая по размерам и численности населения Англия занимала первое место в мире по объему промышленного производства и финансовых ресурсов. Политический строй в Англии был одним из самых демократичных. Но, несмотря на это, и здесь было много обездоленных людей.
После Американской революции британское правительство попросило Бентама написать трактат с критикой политической философии американской революции; его "краткий обзор Декларации" был распространен в американских колониях. Бентам поддерживал идеалы Французской революции, высоко оценил решение об отмене рабства и поощрении равенства. Благодаря его поддержке и дружбе с ведущими революционерами, он стал почетным гражданином Франции.
Творческое наследие мыслителя
Последователи Бентама – его современники были, подобно ему самому, людьми практического склада, и, несмотря на все влияние, которым они обладали, их сочинения утратили свою значимость после того, как реформы, которые в них пропагандировались, были воплощены в жизнь. Ко времени смерти Бентама в Лондоне 6 июня 1832 многие из них уже умерли или вышли в отставку по старости, и бентамизм был подхвачен группой молодых людей, принадлежавших в основном к миру литературы и науки. Наиболее знаменитым из них стал Дж.С.Милль. Идеи утилитаризма также развивали А.Бэн, Г.Сиджвик, Г.Спенсер и Л.Стивен.
Труды Иеремии Бентама
Также среди вышеупомянутых сочинений Бентама следует отметить трактат Защита лихвы (Defence of Usury, 1787), а также Деонтология, или Наука о морали (Deontology, or The Science of Morality, v. 1–2, 1834); Теория наказаний и наград (Theorie des peines et des recompenses, 1811). Тактика законодательных собраний. СПб, 1907; Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998; Бентам И. Избранные сочинения, т. 1. СПб, 1867
Мое отношение к философу
О Иеремии Бентаме я узнала из курса «Справедливость» Майкла Сэндела, профессора Гарвардского университета. Тогда М.Сэндел представил студентам интересную философскую дилемму, связанную с идеями утилитаризма и либерализма. На первой лекции он высказал мысль
, принадлежавшую Бентаму, о принципе наибольшего счастья наибольшего числа людей. Эта мысль показалась мне интересной.
Познакомившись ближе с философом, я узнала, что он исключает естественные права человека и резко их критикует, хотя в некоторых ситуация, утилитаризм «шифруясь» допускает равенство прав людей. Он отождествлял право и закон, а не право и справедливость. Бентам создал сложную систему условий, исходя из которых можно судить о верности поступка. Любое явление в обществе оценивается с точки зрения удовольствия и счастья, а эти понятия могут трактоваться по-разному. И. Бентам предлагает поступать так, как будет лучше для удовольствия большинства, попирая интересы тех, кто находится в меньшинстве, и каждый раз, чтобы принять решение, необходимо смотреть в будущее, надо воображать кому же повезет больше, кто будет счастливее в результате, а из-за этого упускается из вида сама суть происходящего. Я думаю, в качестве альтернативы взгляды мыслителя следует рассматривать, но нужно учитывать, что они не абсолютны. Сам Бентам, руководствуясь своей теорией, принес много пользы для общества, на что нельзя не обратить внимание.
Список интернет-источников
-
https://vuzlit.com/1214640/ieremiya_bentam_biografiya_osnovnye_printsipy -
https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/BENTAM_IEREMIYA.html -
https://proza.ru/2020/05/23/2036 -
https://fil.wikireading.ru/53141 -
https://magictemple.ru/evropa-v-18-veke/ -
https://knowhistory.ru/history/xix-xx/napoleonovskaya-franciya-i-evropa