Файл: Требования к выполнению.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фамилия, имя, отчество слушателя Дата выполнения работы

Практическая работа № 5

«Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы».

       

Требования к выполнению: разработать пакет заданий (не менее 10) на формирования разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие задания:

Задание 1. «Какой я?»

Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием только имён прилагательных. Постарайтесь привлечь всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников.

Задание 2. « Моё мнение»

[…] Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение.

Костёр и муравьи.

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно. Вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас. Они заворачивали, кружились, и какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, которые опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там.

(По А.И.Солженицыну)

Читая различные произведения, наблюдая и анализируя события и поступки литературных героев, учащиеся не только выражают свое отношение к тому или иному персонажу, но и размышляют над тем, как бы они поступили в данном случае, а самое главное, выделяют ту мысль произведения, которая им самим пригодится в жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия
 обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели – планирование действий – реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

  • целеполагание;

  • планирование;

  • прогнозирование;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • коррекция;

  • оценка;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Задания для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий:

  • «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

  • взаимный диктант;

  • заучивание материала наизусть в классе;

  • «ищу ошибки»;

  • контрольный опрос на определенную проблему .

Задание 3. «Сыщик»

Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается.

Несколько чисов брёл ахотник па лесу. Трава в этом лису ни расла_ и емеляшол по мяхкому, светло_ жёлтому мху, как по ковру. Изредко хру_снет какая_ нибуть ветка под ногой. Казалось_ что прошол пол_ леса, осматривая, нет ли где_ либо следа не сломал ли

 алень кое_ какие ветки не обьедена ли трава где_ нибудь. Начало тимнеть. Старик пачуфствовал усталость. Но вот послышилсяслабыйвизк собаки. Впереди затрищали ветки и из_ за диревьеф покозалисьветвистые рога оленя.

Задание 4. «Собери пословицы»

Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется классу как общее решение. Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с пословицами. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.

 

Таблица 1


1.

Глуп совсем,

тому ни с кем не ужиться.

2.

Есть что слушать,

чего в горшке не варить.

3.

Скучен день до вечера,

кто не знается ни с кем.

4.

Кто умеет беситься,

да нечего кушать.

5.

Молчанкой никого

ничему не претит.

6.

Нечего про то говорить,

когда делать нечего.

7.

Русский аппетит

не обидишь.



Аналогичное задание можно придумать и с фразеологическими оборотами. Например, даются разные фразеологизмы с каким-то ключевым словом и их значения. Надо привести фразеологизмы и значения в соответствие.

 

Таблица 2

1.

Сами с усами

расстроен, потерял душевное равновесие.

2.

Сам не свой

самостоятельно, без помощи, отдельно.

3.

Сам по себе

нисколько не хуже, не глупее других.

4.

Сам себе хозяин

невольно, непроизвольно, без каких либо усилий.

5.

Само собой

совершенно независимый, самостоятельный человек.

 

Познавательные действия включают
действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);

– на что похоже?;

– поиск лишнего;

– лабиринты;

– составление схем-опор;

– работа с разного вида таблицами;

– работа со словарями;

– диспут;

  • упорядочивание;

  • «цепочки»;

  • хитроумные решения;

  • составление и распознавание диаграмм.

Задания на развитие способности видеть проблемы

Древнегреческое слово «problema» в буквальном переводе звучит как «задача», «преграда», «трудность». Иначе можно сказать, что проблема – это затруднение, неопределённость. Способность человека видеть проблемы – интегральное свойство, в целом характеризующее его продуктивное мышление. Развивается эта способность в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для специальной работы по развитию этой способности можно подобрать упражнения и методики, которые в значительной мере помогут решать эту сложную задачу.

Задание5. «Изменение точки зрения на объект». Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того чтобы в этом потренироваться, можно использовать методику «продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».

«Третий класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дисками с новыми играми. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них…» - Продолжи рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя информатики, одноклассника этих ребят; вороны, живущей в «живом уголке»; воробьёв, чирикающих за окном; студентов педагогического университета, пришедших в школу на практику и др.

- Посмотри на ситуацию глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.


Задание6. «Что имел в виду мыслитель?»

- Что имел в виду один мудрый человек, сказав: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения»?

Задание7. «Составь рассказ от имени другого».

- Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опиши один день своей жизни.

Задание8. «Составь рассказ, используя данную концовку».

- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так:

Задание 9. «Сколько значений у предмета».

- Найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание10. «Наблюдение как способ выявления проблем».

- Понаблюдай: «Почему?..»

Задание11. «Увидеть в другом свете».

Развитие умений высказывать суждения, делать выводы

Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает своё развитие.

Задание 12. «Проверь правильность утверждений».

Задание13. «Скажи, на что похожи…»

- Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи:

Задание 14. «Как люди смотрят на мир».

На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Предлагаю детям рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряю самые оригинальные, неожиданные ответы.

Когда ответов накопилось множество, попробуем подвести итог. Зададим вопрос: «Кто же был прав?» Дети быстро придут к заключению, что «правы были все, только по-своему».

Теперь попробуем сделать заключение, итоговый вывод из этого эксперимента: «Разные люди смотрят на мир по-разному».

Задания для развития умения конструировать гипотезы

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.