Файл: Реферат Искусство театра традиции, новации и роль в воспитании личности.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Театральная деятельность
Это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Театр, как никто другой - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
Театр обладает огромным благожелательным воздействием на эмоциональный мир ребёнка. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Практика многих театральных коллективов, добившихся хороших художественных результатов, показывает, что участие человека в исполнении музыкальных, хореографических, театральных, хоровых произведений, регулярное посещение репетиций, концертных выступлений сами по себе не ведут автоматически к положительным изменениям в его воспитании, формировании нравственной культуре, развитии эстетического вкуса. Участие в самодеятельности не может иметь педагогическое значение (развитие художественных навыков и умений, расширение знаний по искусству и т.п.), если не подкреплено целенаправленной и систематической учебно – образовательной работой.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.
Основная задача театральной деятельности – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя.
Психологи утверждают, что ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Поэтому и репетиционный процесс должен проходить в игровой форме. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчивость!), и методичность (но не скука!) занятий сделают усилия плодотворными. Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве. Очень важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание – это просто необходимо в работе с детьми. Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость.
Игра — жизненная школа ребёнка, воспитывающая его духовно и физически. Значение её огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребёнка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего одновременного напряжения его психики.
Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, а в самом процессе. Важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все — от занавеса и до развязки драмы — должно быть сделано руками и воображением самих детей, тогда только драматическое творчество будет для каждого ребёнка значимо. Ценность процессов детского творчества особенно ярко проявляется в том, что моменты вспомогательные, такие как техническая работа по изготовлению декораций, разработка костюмов, создание реквизита и бутафории приобретают для детей значение ничуть не меньше, чем сама пьеса и игра.
Так же точно, как пьесу, нужно предоставить детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же и цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребёнку. Ребёнка обязательно будут смущать все внешние формы театра взрослых, прямо перенесённые на детскую сцену; ребёнок плохой актёр для других, но прекрасный актёр для себя! Спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом её, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребёнком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающие на долю ребёнка со стороны взрослых. Так же точно как дети, для того чтобы писать литературное произведение, должны понимать, для чего они пишут, должны сознавать цель этого писания, так же и спектакль детей должен быть осмыслен для них определённой целью.
Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие:
Сценичность - обращенность лицедейства и взаимодействия к зрителю, отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (а сверхсознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания;
Сюжетность действия - наличие сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического действия (сквозного и непрерывного дыхания времени).
Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности.
Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);
При грамотно продуманном обучении ребёнок естественным образом использует все ресурсы своего организма при создании определённого образа. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык "включения" в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребёнка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.
Интеграционный момент в театральном воспитании особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ученика или студента, твёрдо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, что, к сожалению, не приближает нас к идеалу духовно богатой личности. При режиссёрской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи – сверхзадаче, а случайно – режиссёрскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. И главное, приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!
Театр - это игра
Игра - современное средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Через игру ребёнок учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Очень важен показ неоднозначности возможных решений.
Каждый ребёнок стремится к вниманию, любви, одобрению со стороны окружающих. Это стремление – естественная необходимость, как потребность в воде, пище, воздухе. Быть хорошим хочется, но не у всех к сожалению это получается. Многие современные дети существенно отличаются от своих предшественников неумением уживаться в коллективе, эгоцентричностью, импульсивностью, агрессивностью, закрытостью. У них выявляются затруднения в выражении эмоций, неспособность понимать чувства других, принимать чужую точку зрения, договариваться. Театр - это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещённых людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей позволяет помочь ребёнку раскрыть его духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение и сценическая игра и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, декорации) и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности детей получается видимый продукт, что само по себе значимо для ребёнка, не умеющего ещё читать и писать. В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла ми. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость).детей. Благодаря этому ребёнок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. Возможности театрального искусства многообразны, а сила воздействия огромна.
Театр всегда выступал в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, позволяющий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монолога и диалога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей, осуществляется передача опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения. Занимаясь театральной деятельностью, ребёнок естественным образом использует все ресурсы своего организма.
Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребёнка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой полноценной жизни.
Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие).
Театр способен стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, дети осознают нереальность событий, которые они изображают, что даёт им чувствовать себя более раскованными