Файл: Курсовая работа по дисциплине Педагогика игра как способ познания окружающего мира младших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОРШАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Специальность Дошкольное образование

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Педагогика

ИГРА КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Москалева Анастасия Игоревна
3 курс группа 3ДО20-2

Руководитель:

Пульянова Татьяна Алексеевна


Орша, 2023г


Пояснительная записка


Содержание
Введение

……………………………………………………………………….
1. Теоретические основы формирования представлений о окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………

………………………………………………..


    1. Анализ педагогической литературы по проблеме формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста …………………

...............................................................................................................


    1. Игра как способ формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………..

………………………………………………………………………………

2.Особености познания окружающего мира младшими дошкольниками

…………………………………………………………………………..
2.1 Возрастные особенности младших дошкольников ………

………………………………………………………..

2.2 Возможности применения игры в процессе ……………

………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………….
Список использованых источников ………………………………..

…………………………………………..

Пояснительная записка

ВВЕДЕНИЕ
Для детей игра – это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенку рассматривали многие отечественные ученые: Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев. Еще К.Д. Ушинский

Для детей игра – это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенку рассматривали многие отечественные ученые: Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев. Еще К.Д. Ушинский писал об игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… В игре дитя живет…» Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть. В игре обучение дошкольника протекает легче и быстрее.

Игра обогащает ребенка знаниями, будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию.
Игра имеет большое значение для социализации ребенка, усвоения им нравственных норм, правил поведения в обществе. В игре происходит становление личности ребенка, развиваются черты его характера, формируется общительность, активность, инициативность.
В игре ребенок получает удовольствие, развивается эмоционально. Игра позволяет снять напряжение, бороться со страхами, переживаниями, пробуждает целую грамму чувств.

В игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Следует помнить, что для ребенка более важен сам процесс игры, чем ее результат. Таким образом , игра важна для нравственного , умственного , эстетического и физического воспитания детей .

Цель иследования : Опеределить влияние игры как способ формирование познаний окружающего мира с младшими дошкольниками

Обьект иследования : позновательная деятельность младших дошкольников

Предмет иследования : игра как способ формирование познаний окружающего мира младших дошкольников

Задачи иследования

1.Раскрыть суть формирования познаний окружающего мира с помощью игры с младшими дошкольниками .

2. Проанализовать особенности игры , расмотреть различные классификации игр .

3. Разработать систему игр направленных на формирование познаний оркружающего мира с младщими дошкольниками

Гипотеза исследования – познание окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста будет проходить эффективней, в случае использования воспитателем в своей учебно-воспитательной работе игр

Методы исследования :

Теоретический : анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;

Эмпирический : целенаправленные наблюд6ния за процессом развития детей

Структура курсовой работы состоит из пояснительной записки ;введения ;оглавление;

Теоретических глав ;подразделы ;практическая часть : из приложений (приложения )

Глава 1 Теоретические основы формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста



1.1. Анализ педагогической литературы по проблеме формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста
Проблема формирования у детей представлений об окружающем мире поднималась в трудах выдающихся мыслителей и педагогов. Так, Я. А. Коменский природу рассматривал как ресурс познаний; система для развития ума, чувств и воли. Я. А. Коменский определил кладезь знаний, взяв в ее начало принцип энциклопедичности. Это обуславливает, что нельзя ограничивать познания ребенка дошкольного возраста какими-либо сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, потому и знания должны быть разнообразными. Я. А. Коменский определил еще одно требования к знаниям для маленьких детей: они обязаны служить воспитанию. Оба эти принципа учтены при определении содержания знаний дошкольников[27, с. 59]. У ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе. Дошкольники общаются с природой в разное время года. Ни один дидактический источник не сравнится с природой, по разновидности и силе воспитывающего воздействия на дошкольника. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Дошкольник непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие естественных предметов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение. У ребёнка формируются первоначальные точные и яркие представления о природе, 10 которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые представления. На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Заботясь за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. К. Д. Ушинский отметил то, чтобы «вести детей в природу», показывать им все понятное и полезное для их наивысшей степени развития. Изучением вопросов формирования представлений об окружающем мире занимался в 19 веке Александр Яковлевич Герд. На основе идей дарвинизма и дидактической системы К.Д. Ушинского он определил методические основы раннего естествознания. А.Я. Герд считал, что естествознание следует преподавать как индивидуальный учебный вопрос, и создал книгу для детей «Мир божий». В первую очередь изучалась ее первая часть – «Земля, воздух и вода». В третьем – вторая – «Растения, животные, человек». Он написал первые в России методические пособия по начальному естествознанию «Первые уроки минералогии» и «Предметные уроки в начальной школе», в которых определил учебно-воспитательные задачи, содержание, формы и методы преподавания естествознания в начальной школе. А.Я. Герд высоко оценивал значение естествознания в формировании мировоззрения детей, в развитии любви к природе и чувства патриотизма, в развитии интереса, наблюдательности, логического мышления и самостоятельности детей. По мнению автора, знакомство детей с природой надо начинать с тел (предметов) природы, а затем переходить к раскрытию сущности явлений природы, т.к. предметы доступнее для наблюдений детей, а объяснение явлений требует логических размышлений. Отстаивал эволюционный подход к построению курса естествознания: изучение неживой природы, затем – 11 растений, животных и человека, – этот порядок вытекает из зависимостей в самой природе. А.Я. Герд, придавая большое значение наглядности, в особенности настоящим объектам, внес большой вклад в развитие методики проведения наблюдений, экскурсий и опытов. Он, считал, что дети могут изучать естественные предметы в естественной среде. Идеи знакомства детей дошкольного возраста с окружающим миром получили будущее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова). Исследователи начали отбирать и систематизировать природоведческие знания, которые отражали ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Ведущей закономерностью в трудах,
которые посвящены живой природе, была выбрана та, которой подчиняется жизнь любого организма. Данные работы определили начало экологическому пути в ознакомлении дошкольников с природой [39, с.13]. Н.Н. Кондратьева экспериментально доказала, что дошкольники способны усвоить систему знаний о живом организме, итогом этой работы явилось понимание самоценности жизни, недопустимости, нанесения какоголибо вреда живому существу. И.А. Комарова показала в своих исследованиях, что представления об окружающем мире влияют на развитие мышления: дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Исследование В.С. Изотовой, основанные на работе со слабовидящими дошкольниками, доказывают, что дети чувствительны к живому, необходимо только педагогическое руководство в организации общения

Щукина Г.И.рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие,

мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе.

Щербакова Е.И. характеризует познавательную активность как проявление

Самостоятельности ,инициативы, творчества в процессе деятельности. Это, по ее мнению, и стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности.

У Годовиковой Д. Б. была своя позиция которую она считает ,что познавательная активность это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность, по ее мнению ,имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации. Чем заинтересован ребенок, Какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями,можно судить по 4-м показателям:
1.Внимание и особый интерес к предметам;
2.Эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);
3.Действия,направленные на распознавательные предмета, понимание его функционального назначения. Общее количествоэтих действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно качество действий, прежде всего их разнообразие и смена одних типов другими, паузы, во время которых ребенок раздумывает об этом предмете.

4.Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.

Таким образом, Годовикова Д. Б. Выделяет проявления познавательной

активности в соответствии с тем, как ребенок осуществляет процесс своего

знакомства с окружающим, что, по ее мнению, свидетельствует о готовности

преодолевать трудности и препятствия на пути к распознанию сути предмета.

Рассмотрим взгляды О.С. Гребенюка и М.И. Рожкова. В индивидуальном подходе предполагается работа педагогического процесса, учитывая индивидуальные особенности детей. Мы применяем в данном методе работы разнообразные методы и формы воспитания для улучшения результатов у каждого ребенка. Он отличается от личностного подхода, в котором отношение учителя к детям последовательное, как к сознательному субъекту своего развития и воспитания. Через этот подход ребенок осознает себя как личность, раскрывает свои возможности, происходит самореализация и самоутверждение ребенка. Но осуществление индивидуального подхода затруднено. Учитывая индивидуальные особенности, можно работать, только группируя детей по каким-либо показателям, особенностям. Этот подход называется индивидуально- дифференцированным. А.С. Макаренко высказался о сложности индивидуального подхода к учащимся. Он призывает ориентироваться на хорошие качества детей при воспитании и обучении. Выявлять их и на их основе укреплять свои силы и возможности. Это должно сопровождаться уже с раннего возраста для проявления творческих способностей, активности и инициативы со стороны детей. Заслуга А.С. Макаренко заключается не только в том, что он основатель науки, но и человек, который смог применить в своей практике главные особенности индивидуального подхода.

Работы Макаренко являются основоположником к развитию индивидуального подхода к детям дошкольного возраста.

Сухомлинский В.А. продолжил работу по изучению индивидуального подхода в практике и педагогическом учении. Он говорил о важности