Файл: детско юношеский центр пилигрим имени 37 гвардейского Свирского Краснознаменного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ПИЛИГРИМ»
имени 37 гвардейского Свирского Краснознаменного
воздушно-десантного корпуса» городского округа Самара
443105, г. Самара, пр. Юных Пионеров , 142, тел. 931 – 77 – 09, e – mail:
piligrim-samara @mail.ru
Краеведческая деятельность, как основа
духовно-нравственного, патриотического
воспитания обучающихся
Составитель: методист МБУ ДО ДЮЦ
«Пилигрим» г.о. Самара
Букаева С.В. г.о. Самара

2

3
Содержание
1. Введение.
2. Организация краеведческой работы в образовательных учреждениях
3. Краеведение как средство воспитания гражданско- патриотических качеств обучающихся ДЮЦ
«Пилигрим».
4. Заключение

4
1. Введение
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.
Здесь необходимо систематизировать и расширять представления обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.
Основная цель краеведческой работы - это воспитание бережного отношения к природе, экологической культуры, мышления человека как гражданина планеты.
Задачи:
- активизировать и расширить педагогическое участие педагога, в системе социализации и воспитания личности обучающегося на основе изучения истории родного края;
- упорядочить знания обучающихся о социально- экономическом развитии области, города, района;
- воспитывать гордость за родной край через знакомство со знаменитыми умельцами и мастерами, писателями и поэтами, художниками и артистами;
- воспитывать чувство патриотизма через расширение представления обучающихся о культурном наследии
Самарской области, памятниках архитектуры, предметах старины, народных промыслах, фольклоре, заповедных местах;
- проводить работу по воспитанию экологической культуры обучающихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края.

5
2. Организация краеведческой работы в
образовательных учреждениях.
Принципы краеведческого воспитания и
образования:
1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что образовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Воспитанники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения Красногвардейского района, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие района.
Основные направления краеведческой работы:
1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях жителей Самарской области;


6 знакомство с культурой, изучение истории
Красногвардейского района.
2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Самарской области;
3. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Основным содержанием программы по краеведению является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или мало известных фактов истории, географии, природы и культуры Самарской области, проведение тематических занятий, экскурсий и других видов эколого-краеведческой деятельности.

7
3 .Краеведение как средство воспитания гражданско-
патриотических качеств обучающихся
ДЮЦ «Пилигрим».
Перед образовательным учреждением стоит задача формирования духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Патриотическое воспитание, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как по сути речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.
В своей работе по патриотическому воспитанию мы используем огромный потенциал, который несёт в себе краеведение.
Патриотическое воспитание является сильным звеном во всей системе духовного становления учащихся. В нашем Центре сложилась и действует система организации патриотического воспитания.
Приоритетным направлением является воспитание духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, готовности к достойному служению обществу и государству. Знание о своей малой родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что сохранилось от предшествующих поколений.

8
Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма через комплексное изучение краеведческого материала.
Достижению данной цели служит решение следующихзадач:
1.
Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в нашем учебном заведении;
2. Комплексное изучение краеведческого материала в процессе нравственного становления подростков, развития их самосознания и самоопределения, способствовать духовно-нравственной ориентации в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
3. Формирование и развитие патриотических чувств обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, формирование духовности на основе приоритета общечеловеческих ценностей.
Краеведение – это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края, в доступной увлекательной форме.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.


9
Центром реализации такой системы становится музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания.
Для успешного воспитания в нашем обществе
ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой
Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально- волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Музей является хранителем бесценного фонда историко- культурного наследия.
Основные направления деятельности
- Поисковая, научно-исследовательская работа:
сбор материалов о земляках - участниках Великой
Отечественной войны, истории освобождении населенных пунктов.
- Работа с музейным фондом формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны;
-Экскурсионно-просветительская работа проведение экскурсий в музее, уроков мужества, уроков истории и др.
- Развитие сетевого взаимодействия

10 связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями: Советом ветеранов,
Военным комиссариатом, архивом, музеями других образовательных учреждений и др.
- Организационная работа обеспечение учета и условий сохранности фондов музея; оформление экспозиций музея, работа с активом музея, досуговая деятельность
В Центре используются следующие методы
работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- Поисковая деятельность;
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной
Войны и локальных войн;
- Экскурсии по музейным выставкам;
- Музейные уроки;
- Уроки Мужества;
- Экскурсионная деятельность;
- Подготовка экскурсоводов;
- Уроки истории;
- Шефство над ветеранами войны и труда;
- Диспуты, круглые столы;
- Оформление тематических выставок.
Поисково-исследовательская
деятельность
Центра:

Собрана информация для книги «Бессмертный полк»

Участие активистов музея Центра в поиске захоронений погибших во время ВОв воинов- земляков десантников 37 ГВДДК в составе


11 военно-патриотической экспедиции «Поиск»
(Свирско-Петрозаводской операции)

Записаны воспоминания ветеранов 37-го ГВВДК.

Выпущена памятная книга ветеранов 37-го гвардейского Свирского Краснознаменного ВДК
«Творцы Победы»

Создана на сайте Центра новой вкладки «Весна
Победы», размещение информации из архива музея Боевой и Трудовой Славы «Крылья
Родины» в рамках плана мероприятий, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.

Создан видеоальбом «Лица Победы»

Участие активистов музея Центра в поиске захоронений погибших во время ВОв воинов- земляков десантников 37 ГВДДК в составе военно-патриотической экспедиции «Поиск»
(Свирско-Петрозаводской операции)

Публикация на сайте Центра материалов проектной деятельности музея «Куйбышев – запасная столица»

Собрана информация для книги «Книга Памяти»

Организованы встречи с ветеранами, детьми войны, проведено интервьюирование.

Организована поисковая работа в рамках акции о земляках по теме Герои Свири в рамках темы
«Опаленная юность»

Подготовлена электронная презентация о музее
«Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»

Создан электронный банк данных ветеранов 37- го ГВВДК.

12
Экскурсионная деятельность.
Перечень экскурсий музея Боевой и Трудовой Славы
«Крылья Родины»
1.
Обзорная экскурсия «Музей – частица живой памяти»;
2.
Обзорная экскурсия «Все для фронта, все для
Победы»
3.
Обзорная экскурсия «Мы к звездам проложили путь»
4.
Боевой путь 37-го гвардейского Свирского
Краснознаменного воздушно – десантного корпуса;
5.
Слава героям Свирских боев;
6.
Поисковая работа по воссозданию боевого пути соединения;
7.
Свирский рубеж;
8.
Великая война великого народа;
9.
Мы за победу воевали, от пуль не прятали сердца … (о ветеранах 37-го ГСК ВДК)
10. Никто кроме нас (история создания первого в
СССР училища ВДВ)
11. Память, которой не будет забвенья…
(Мемориальный комплекс на высоте «Железная гора»)
12. Наши земляки-Герои Советского Союза
13. Завод «Прогресс» им. Маршала Советского
Союза Д. Ф. Устинова
14. Авиационный завод «Авиакор»
15. Мотостроительное объединение им. М.В.
Фрунзе
16. Металлургический завод им. Ленина ОАО
«Самеко»
17. Человек. Вселенная. Космос

13 18. Звездный сын Земли.
Проведенные Уроки Мужества:
1.
Никто не забыт, ничто не забыто» (урок мужества с ветераном Теньковым И.Г.)
2.
Что может быть страшнее, чем война.
3.
Полководец Великой Победы» (Юбилею
Г.К.Жукова посвящается…)
4.
Мужество и подвиг
5.
«Мы помним тех, кто подарил нам жизнь»
(урок мужества с ветераном Клименковым
М.П.)
6.
«Вечной памятью живы» (урок мужества с ветераном Шараповым В.Е.)
7.
«Дети Войны – дети Победы» ( урок мужества с ветераном Ковенко В.В.)
Оформление экспозиций:
1.«Они сражались за Родину» (ветераны-десантники
37 гвардейского Свирского Краснознаменного воздушно-десантного корпуса)
2. «Никто, кроме нас!» (история создания первого в
СССР училища ВДВ)
3. «Победы час мы приближали» (37 ВД корпус в
Великой Отечественной Войне)
4. Командный пункт в районе деревни Железные
Горы, Олонецкий район, Карелия
5. «Великая война великого народа»
6.«Слава героям Свирских боев»
7.«Сохраним воинскую славу на века» (начало поисковой работы ДЮЦ «Пилигрим»)


14 8.«Память, которой не будет забвенья…»
(мемориальный комплекс на высоте «Железная гора»).
9. Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться»
(фотообзор военно-патриотической экспедиции
«Поиск» ДЮЦ «Пилигрим»)
10.«Все для фронта, все для Победы»
11.«Трудовая Самара» (Заводы:
«Металлургический», им. Фрунзе, «Прогресс»,
«Авиационный»)
12.«Мы к звездам проложили путь»
13.«Человек. Вселенная. Космос.»
14.«Звездный сын Земли» (Юрий Алексеевич
Гагарин – русский летчик-космонавт).
Важной составляющей в работе по патриотическому воспитанию стало
участие
обучающихся в областных и городских конкурсах
краеведческой
и
патриотической
направленностей:

в городском конкурсе военно-исторических музеев «Полководцы Великой Победы»

в городском этапе областного конкурса сочинений, посвященных запасной столице
СССР г.Куйбышеву, Параду 7 ноября 1941г. в городе Куйбышеве и теме Парада Памяти в
2017 году «Полководцы Победы».

в городской этнографической интернет- викторине «Многоликое Поволжье»

в открытом интернет-фестивале краеведческих виртуальных экскурсий «Самара из космоса»

в городском конкурсе туристско-краеведческих творческих работ «Дорогами родного края»

15

в городском музейном марафоне
«Музей и дети»
Использование ИКТ при изучении истории
родного края.
Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность.
Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко- краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:
- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
– значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;
-более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:
- перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
- использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ;