Изучите содержание обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО. Проведите сравнительный анализ содержания стандартов ФГОС ООО (2010 г. и 2021 г.), ФГОС СОО (2012 г. и 2022 г.). По результатам выполненной работы заполните следующую таблицу:
Предмет сравнения
| ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2012)
| ФГОС ООО (2021), ФГОС СОО (2022)
|
|
Требования к условиям реализации программ обучения
| -
Требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
-
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды.
-
Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
-
овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
-
организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
-
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны
-
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
-
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования (по тексту Стандарта идут после пункта Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО)
-
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать… (6 пунктов)
| -
Требования к условиям реализации программы ООО, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
-
Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
-
В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
-
формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий организаций, располагающих ресурсами, необходимыми для реализации программ основного общего образования, которое направлено на обеспечение качества условий образовательной деятельности;
-
При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.
-
При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.
-
Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной.
-
Учебно-методические условия, в том числе условия информационного обеспечения.
-
Условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно-образовательной средой
-
Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать (9 пунктов)
|
|
Требования к структуре основной образовательной программы
| -
ООП ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
-
ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
-
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
-
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.
-
| -
ООП ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный (без изменений) в том числе адаптированная.
-
Структура программы ООО, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией. НЕТ направлений внеурочной деятельности
-
Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы основного общего образования. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно.
|
|
Требования к результатам обучения
| Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
-
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
-
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
-
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
| ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:
-
личностным, включающим: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
-
метапредметным, включающим: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;
3) предметным, включающим: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности
|
|
При выполнении задания используйте учебные материалы соответствующего учебного модуля.
Проанализируйте видеоурок по вашему учебному предмету (см. учебные материалы модуля) с опорой на чек-лист с позиции системно-деятельностного подхода.
Предмет, класс
Тема анализируемого учебного занятия География,6 класс.
Атмосферное давление
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода
|
Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
|
Осуществляемые действия
| Формы и приемы организации деятельности
| Осуществляемые действия
| Формы и приемы организации деятельности
| Осуществляемые действия
| Формы и приемы организации деятельности
|
Мотивационно-целевой
| Демонстрирует опыт с бутылкой воды.
Задает вопросы ученикам, мотивируя их обобщить уже полученные знания и на их основе формировать новые понятия и явления
| Отвечая на вопросы учителя, школьники систематизируют полученные знания и открывают новые.
| Фронтальная работа со всем классом в форме эврестической беседы.
Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий вопрос. Каждый вопрос представляет собой мыслительную мини задачу, решая которую ученики получают новые знания.
|
|
|
|
| Урок полностью отвечает требованиям реализации системно-деятельностного подхода: - учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через совокупность поставленных вопросов и учебных задач ведет их к открытию новых знаний; - учитель эффективно сочетает различные формы, методы, технологии и приемы обучения, повышающие активность учащихся, способствующих творческому овладению знаниями и умениями, развитию инициативности и самостоятельности, умению логически мыслить и создающих атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; - учитель мотивирует учебную деятельность школьников с помощью реальных жизненных проблем, процессов и объектов; - учитель обучает детей осуществлять самоорганизацию, самоконтроль и рефлексивную деятельность
|
Планирование
| Демонстрирует опыт с воздушными шарами.
Затем сообщает школьникам, что в процессе работы они должны ответить на ряд вопросов (вопросы при этом формулируются учителем в презентации)
|
|
|
|
|
|
|
Реализация плана
| Формулирование определения атмосферного давления из деформированного текста Предлагает ученикам изучить новый материал на основе учебной презентации (опыты, решение задач, визуализация )
|
|
| Обсуждают, какой вид будет иметь их модель, одновременно отвечая на вопросы, затем распределяют роли – кто лепит модель, кто записывает ответы на вопросы. По окончании работы один из учеников презентует результат их деятельности при активной поддержке остальных участников группы.
| Групповая форма работы с использованием бригадного метода и технологии краткосрочного проектного обучения, результатом которого является продукт – модель питания
|
|
|
Контроль
| Решение задач в группе
Побуждает учеников сравнить, обобщить результаты решения задачи и сделать вывод о взаимосвязи давления и высоты, температуры воздуха
|
|
|
|
| Умение анализировать и применять информацию в жизни
|
|
Домашнее задание
| Выдает дифференцированное домашнее задание:
Из прикрепленной презентации перейти по ссылкам для выполнения интерактивных заданий или воспроизвести опыт
П.41,вопросы устно,
стр.47
|
|
|
|
|
|
|
| Рефлексия
| Предлагает учащимся сделать вывод, что они узнали на уроке, возвращается к демонстрации опыта с бутылкой
| Определяют причину и следствие данного опыта
|
|
|
| С помощью наводящих вопросов учителя, ученики анализируют свою деятельность на уроке, сообщают, что они выяснили и узнали, делают вывод.
| Фронтальная работа со всем классом в виде беседы вопрос -ответ
| Рефлексия
|