Файл: Т к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции. По содержанию деятельности учащихся урок.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура урока технологии в начальных классах

Урок технологии сложен по своему строению, т.к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции.

По содержанию деятельности учащихся урок технологии/ трудового обучения может быть разделен на 5 частей (этапов):

  1. Постановка цели, темы, трудовой и учебных задач урока.

  2. Подготовка к выполнению трудового задания.

  3. Организация и подготовка рабочего места.

  4. Выполнение трудового задания.

  5. Подведение итогов урока.

Название этих частей урока говорит о содержании деятельности детей. Каждая часть ( этап ) урока состоит из нескольких элементов. Порядок их расположения в ходе урока зависит от учебных задач, содержания урока, подготовленности детей и т.д.

Структурные компоненты урока

Содержание структурных компонентов урока технологии

    1. Организационный момент:

Организация детей с перемены на урок, проверка готовности к уроку.


    1. Беседа и сообщение темы урока:



Введение учащихся в тему урока. Здесь обобщаются и пополняются знания детей о назначении изделия, об истории его создания, о материалах, из которых выполнено изделие, их свойствах, производстве. Беседа должна опираться на жизненный опыт учащихся с привлечением зрительного ряда. Беседа сочетается с рассказом, сопровождается показом натуральных и изобразительных пособий. Тема урока может быть сообщена учащимся, как в начале беседы, так и в ее середине или конце (на усмотрение учителя).

    1. Опыты и наблюдения:

Данный этап урока включается при знакомстве с новыми материалами и их свойствами. Главная цель этого этапа включить анализаторы ребенка в познание предметов окружающей действительности.

Проводится показ отдельных технологических приемов (в зависимости от урока может присутствовать или нет).


    1. Анализ образца изделия или

Анализ образца конструкции изделия:

Данный этап очень важен и направлен на создание у детей общего представления об объеме и характере трудового задания. Основная цель – определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей трудового задания. По-возможности, самостоятельный поиск рациональных способов их реализации, выявления известного и неизвестного. Проводится в вопросно-ответной форме (диалоговой). Учитель задает наводящие вопросы, дети отвечают. Вопросы должны быть корректными, грамотными. Направлены на выяснение конструкции изделия, частей, деталей, способа их изготовления, соединения, крепления, композиционных особенностей и т.д. Этап организуется с опорой на образец изделия, технический рисунок, активизацией правил безопасной работы. Устное описание образца может быть организовано с помощью следующих вопросов учителя: (И.П.Фрейтаг «Урок технического труда в начальных классах», с. 11, анализ образца):

  • Что это за изделие? Каково его назначение? Какова его общая форма?

  • Из каких частей оно состоит, каково назначение каждой части? Какая часть главная (или самая трудоемкая)? Какова форма каждой части?

  • Из каких деталей собрано изделие (или каждая его часть)? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какая особенность в конструкции изделия?

  • Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?

  • Какие инструменты потребуются для работы?

Например, учитель показывает образец изделия (рис. 1, а), выполненный в масштабе 2:1, и задает вопросы учащимся:

- Что это? Для чего может быть использовано это изделие? (Это закладка, она нам понадобится для учебника).

- Из каких частей состоит закладка? Каково назначение каждой? (Закладка состоит из основы и украшения).

- Какая часть главная? (Главная часть – основа, она может служить закладкой и без украшения).

- Какая часть самая трудоемкая? (Украшение).

- Какова форма основы? Сколько в ней деталей? (Основа имеет четырехугольную форму, она изготовлена из одной детали).

- Из каких деталей состоит другая часть – украшение? (Орнамент украшения составлен из круга и частей круга).

- Сколько и какие детали составляют орнамент? Нарисуйте их и сосчитайте количество одинаковых. (Вызванные к доске ученики изображают 1 целый круг, 2 половины круга, 4 детали по ¼ круга и 6 деталей по 1/6 круга (рис. 1, б). Остальные учащиеся рисуют на листах бумаги.).

-Сколько нужно будет заготовить целых кругов для всех деталей? (4 целых круга).

- Как соединены детали в изделие? (Детали наклеены).

- Из каких материалов выполнено изделие? (Основа сделана из плотной бумаги, украшение – из более тонкой и цветной).

- Какой еще будет нужен материал? (Нужен будет клей).

- Какие инструменты потребуются для работы? (Для работы нужны будут карандаш, циркуль, линейка, ножницы, кисть и все необходимое для работы с клеем).


    1. Планирование предстоящей практической деятельности детей:

Устное составление общего плана предстоящих трудовых действий с опорой на ПИК или ГИК, ТИК и образец изделия. По данным картам учитель должен провести инструктаж, показывая поэтапно и обсуждая с детьми последовательность выполнения трудовых действий.

При ознакомлении ребенка с продуктом труда, опираясь на ПИК или др. ИК, учитель задает наводящие вопросы. Каждая деталь – это помощь ребенку в понимании того, что изображено на рисунке или чертеже, какова основная форма, размеры, какие операции необходимо выполнить. Идет коллективное планирование работы, в котором принимает участие весь класс. Этот этап предполагает выбрать и найти оптимальную последовательность выполнения изделия. Начинаем с вопроса: «С чего начнем работу?» , «Что будем делать дальше?» и т.д. Проводя планирование с опорой на чертеж (ГИК), необходимо учитывать, что дети в нач.школе не строят чертеж, они выполняют технологические операции: разметки, резания и др. операции. Учащиеся работают по готовому чертежу учителя.

Чтобы начать работу по чертежу, необходимо его прочитать, используя следующие вопросы(Фрейтаг «Урок технического труда в начальных классах», с. 15, чтение чертежа, ГИК, ПИК):

Вопросы для чтения комплексного чертежа:

1. Чтение изображения.

Что изображено на чертеже? Докажи! Покажи все изображение заготовки детали или развертки. Покажи части изделия на чертеже, назови их. Какой формы заготовка детали или развертка (если она правильная геометрическая)?

2. Рассмотрение конструкции изделия.

Как будут соединены части изделия? (Подвижно, неподвижно, в разъем). С помощью чего будет сделано соединение?

3. Чтение размеров.

Каковы размеры частей заготовки? Что обозначает размер такой-то? Каков общий габаритный размер заготовки?

4. Планирование технологических операций.

Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? Что обозначает линия такая-то? Каков порядок выполнения этих операций (разметка по габаритным размерам, размерам, разметка по частным размерам, сгибание, раскрой по контуру и надрезы, сборка изделия).

Например:

  1. рассмотрение рисунка изделия.

(Что изображено на рисунке? Для чего может быть использовано это изделие? – Это конверт для хранения обрезков ткани, бумаги или семян.)

(Какова его общая форма? – Прямоугольная.)

(Из каких частей состоит изделие, каково назначение каждой? – Передняя и задняя стенки образуют сам конверт, боковые клапаны – для сборки изделия, большой верхний клапан, чтобы закрывать конверт.)

(Из скольких деталей собирается изделие? – Изделие изготавливается из одной детали – развертки, точнее, выкройки.)

  1. рассмотрение чертежа.

(Что изображено на чертеже? – Развертка конверта. – Докажи! – Если разметить и вырезать такую развертку, согнуть ее по линиям сгиба и склеить, будет конверт. Сопровождается показом на чертеже.)

(Покажи и назови части изделия на чертеже и на рисунке. – ученик называет и показывает.)

(Каковы размеры передней стенки конверта? – 90*60мм. – Что можно сказать о размерах задней стенки? – Они равны размерам передней стенки. – Что обозначает размер 15*60мм? – Это размер бокового клапана ( и т.д.). – Каков габаритный размер всей заготовки? – 120*145мм.)

3. планирование работы.

(Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? В каком порядке их нужно выполнять? – Разметка, затем раскрой по габаритным размерам, сгибание, раскрой по контуру, склеивание.)
Чтение операционного чертежа развертки

На примере чтения операционного чертежа развертки кораблика – детали счетного материала.

- Что изображено на рисунке? – Общий вид изделия «Кораблик». – Какова его общая форма? – Кораблик имеет форму квадрата, но повернутого уголком вниз.

- Что изображено на первом чертеже? – Заготовка для кораблика: она квадратная и ее стороны равны 5см. – Что нужно сделать, опираясь на чертеж? – Разметить и вырезать заготовки 5*5см.

- Что изображено на втором чертеже? – Линии разметки проведены из угла в угол. Заготовку нужно разметить.

- Что изображено на третьем чертеже? – Линия разреза. Заготовку нужно надрезать по линии разметки до центра.

- Что изображено на четвертом чертеже? – Линия сгиба. Одну часть треугольной формы нужно загнуть по линии разметки.

- Что изображено и что нужно сделать, опираясь на пятый чертеж? – Загнутую часть намазать клеем по лицевой стороне и приклеить.

На операционном чертеже читается сначала само изображение, потом размеры и условные линии, помогающие определить операции, необходимые для изготовления изделия.

Чтение графической инструкционной карты (ГИК).

Всегда проводится после анализа образца или его рисунка. Пример чтения графической инструкционной карты (ГИК) по изготовлению бумажного стаканчика:

  • Что изображено на первом рисунке? – Заготовка для стаканчика.

  • Какой она формы? – Она квадратная, но повернута одним уголком вниз.

  • Что изображено на втором рисунке? – Линия сгиба. Нужно заготовку сложить уголком к уголку.

  • Что изображено на третьем рисунке? – Сложенная заготовка. Она стала треугольной формы. – Что еще изображено на этом рисунке? – Изображена линия сгиба. Нужно загнуть правый нижний уголок.

  • Посмотрите на четвертый рисунок, как нужно загнуть правый нижний уголок? Уголок должен коснуться противоположной стороны заготовки, его свободные края направляются так же, как и нижний сгиб. – Что еще показано на этом рисунке? – Левый нижний уголок загнуть так же, как правый.

  • Что изображено на пятом рисунке? – Сложенная заготовка. Линия сгиба показывает, что нужно отогнуть верхние углы. Для этого нужно заготовку повернуть верхними углами вниз.

  • Что изображено на шестом рисунке? – Верхние углы отогнуты в две противоположные стороны. Заготовку нужно повернуть вниз «дном». Стаканчик готов.

Чтение ГИК сложнее для учащихся тем, что кроме чтения самого изображения, размеров и условных линий, помогающих определить операции, необходимые для изготовления изделия (как при чтении операционного чертежа), необходимо обозначить словом все пространственные изменения заготовки при выполнении из нее изделия.

Параллельно анализу ГИК, ПИК или ТИК ведется составление плана работы учащихся над изделием и в практической деятельности с практическими действиями учеников, т.е. порядок выполнения операций, который составляется с использованием глаголов-действия (разметим, вырежем, приклеим, оформим и т.д.) план может быть составлен устно, а запись на доске сделана заранее и открыта только после его составления. На этом этапе активизируем правила безопасной работы по ходу определенного порядка выполнения операций. Если выполнение изделия рассчитано на несколько уроков, то проводится планирование времени работы. Учащиеся намечают, сколько пунктов плана можно выполнить на данном уроке. После окончания совместного планирования предстоящей практической деятельности детей, еще раз повторяем весь процесс работы, используя план на доске (при затруднениях – ИК), спрашивая самых слабых учащихся или тех, кто отвлекался во время разбора. Затем спрашиваем у класса: «Есть ли вопросы по изготовлению изделия?» При необходимости отвечаем на вопросы, затем закрываем план работы на доске и дети приступают к работе.


    1. Практическая работа по изготовлению изделия:

На этот этап отводится бо¢льшая часть урока, примерно 25-30 минут, в зависимости от общей продолжительности урока. Практическая работа может проходить самостоятельно с индивидуальным инструктажем учащихся учителем или под комментарий учителя, детей.

Формы практической работы:

  • Индивидуальная: ученик самостоятельно оценивает стоящие перед ним задачи, намечает пути их выполнения, осваивая весь технологический процесс.

  • Коллективная: имеет смысл проводить, когда нет возможности в индивидуальном изготовлении изделия, достаточно ярко и наглядно продемонстрировать те или иные художественные идеи или если для изготовления отдельному ученику потребуется слишком много времени.

  • Групповая: дети выполняют в группах отдельные изделия, после чего можно объединить их в общую композицию.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей.

Контроль учителя за ходом и качеством выполнения учащимися технологических операций может быть проведен визуально.

По окончании изготовления изделия проводится его проверка в действии и при необходимости доработка.

В течение всей практической деятельности важен и самоконтроль учащихся. По времени проведения: предваряющий, корректирующий, констатирующий. Особенно важен в начальных классах корректирующий (приемы самоконтроля см. – Фрейтаг И.П. Формирование умения самоконтроля на уроках труда// Начальная школа, 1985. №6).


    1. Итог урока:

Проводится выставка и анализ работ учащихся с коллективным просмотром и обсуждением. Определяются критерии качества выполнения трудовых операций (точность и качество линий разметки, точность и качество линий разреза, точность и качество линий сгиба, точность и качество сборки и т.д.). Приемы организации оценки работ детей могут быть разными: коллективная оценка детьми своих работ, выставленных на доске, индивидуальная оценка работ учителем (при обходе класса или вызове учеников к столу по мере окончания ими работы и др.). Также дети должны выразить общую оценку изделий, отмечая качество выполнения работы, наличие или отсутствие творческой идеи и т.д. Учителю следует поощрять детей не только за собственные достижения, но и за умение увидеть их в работах других учащихся. Подводятся выводы по уроку (повторение и обобщение пройденного на уроке) и выставляются 2 отметки: за работу и за выполнение технологических операций. Общая оценка учителем работы класса.

    1. Уборка рабочих мест.

Под руководством учителя дети тихо убирают свои рабочие места.