Файл: Вопрос 15. Внешняя политика и реформы Петра I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос № 15. Внешняя политика и реформы Петра I.

Почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII века, они имели безусловно, революционный характер.

После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были ограниченными, она превратилась в Российскую империю – одну из величайших держав мира.

Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну – недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым.

Итогами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Важной особенностью Петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы – все это становилось делом всей страны.

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимого русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных.

Сложный и неповоротливый государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Россия и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из которых уходят корнями в 17 век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра. Задачей было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.


Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости укрепления и усиления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения гибкой и стройной системы, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Происходили изменения в культуре: появилось первое высшее заведение, театр. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур.

Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единой структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и уставами.

Задачи создания современного боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но и потому что они оказывали очень большое, часто решающее влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.

Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и приемы. «Игра в солдатики», которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х годов становится все более и более серьезной. В 1689 году Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров.

Весной 1690 года создаются знаменитые «потешные полки» - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные манеры, на Яузе строится «стольный град Прешбург».

Семеновский и Преображенский полки стали будущей постоянной или регулярной армии и проявили себя во время Азовских походов 1695 -1696 годов. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также проходит в это время.

В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым «кумпанствам» (компаниям) – объединениям светских и духовных земледельцев.


С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии.

Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии – периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространились на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 году был произведен первый рекрутский набор, с 1705 года наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет. Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах, таких как пушкарская, навигационная, Морская академия и т.д.

В 1716году был принят Воинский, а в 1720 году – Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную и сильную армию – 200 тысяч человек (не считая 100 тысяч казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Перовских реформ. Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами Москвы.

В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного правления. Первым эту должность занял Алексей Курбатов. Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места. Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.


В конце 1707 года начинается осуществление новой реформы, а в 1708 году провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангельской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных – губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящая в исполнение распоряжение и приказы; с 1710 года воеводы стали называться уездными комендантами.

В 1710 году была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечить одну «долю» средств, необходимая для покрытия военных расходов.

В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII века Россия практически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург ещё не стал.

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 года, провозгласивший создание нового органа государственной власти – Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

Для установления жесткого контроля за управлением, Петр в 1711 году создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Институт фискалов создал условия для расцвета коррупции. В 1722 году вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Роль которого заключалась в надзоре за Сенатом, только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сенат как орган государственной власти была резко снижена.

Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стал принятый в 1722 году Табель о рангах – свод законов о порядке государственной службы.

Табель обязывал всех дворян служить и объявлял службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности и продвижения по службе и выходцев из «подлого люда», а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства или конкретнее – на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде сего на строительство флота.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распорядился провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же время митрополиту Рязанскому Стефану пост «местоблюстителя патриаршего престола».

В 1701 году образуется Монастырский приказ – светское учреждение для управления делами церкви. Царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. В указе 1724 года количество монахов в монастыре ставится прямую зависимость от числа людей, за которым они ухаживают.

В 1721 году составляется духовный регламент, который предусматривает уничтожение института патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, который переименован в Святейший правительственный Синод. Создание Синода явилось началом абсолютного периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционных методов. В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.

Протекционная политика Петра вела к появлению мануфактур в самых различных отраслях промышленности, зачастую появившихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т. п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.