Файл: Анализ практики деятельности учреждений медикосоциальная экспертиза Республики Саха (Якутия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экспертиза4 – это специальное исследование, которое экспертом с целью получения новых фактических данных, которые другим способом не могут быть получены. – где сноска, которая указана Вами здесь?

Множество видов социального обеспечения и обслуживания, а также и другие различные льготы предоставляются в связи с наступлением инвалидности. К таким видам можно отнести пенсию по инвалидности, и в некоторых случаях пенсия по потере кормильца.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами охраны здоровья граждан являются:

Соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

Доступность медико-социальной помощи;

Социальная защита граждан в случае утраты здоровья;

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий организаций, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин возникновения инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Учреждения, которые занимаются медико-социальной экспертизой в России находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Так же учреждения, занимающиеся медико-социальной экспертизой, в установленном законом порядке проводят освидетельствование граждан с целью установления группы инвалидности, определение утраты профессиональной трудоспособности, и в следствии чего изучают распространенность и структуру инвалидности, причины, факторы, условия, которые влияют на возникновение и развитие, и исход инвалидности.


Конечный этап реорганизации учреждений медико-социальной экспертизы начался в 2008 году, когда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.06.2008 г. № 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, в ведении которого находились учреждения медико-социальной экспертизы, были ликвидированы. Функции упраздняемого Росздравнадзора были переданы Федеральному медико-биологическому агентству.

Медико-социальная экспертиза проводится:

В федеральном бюро медико-социальной экспертизы, но проведение медико-социальной экспертизы проводится только в случае обжалования решения главного бюро или по направлению главного бюро. Когда требуется особо сложный специальный вид обследования, Федеральное бюро контролирует деятельность главных бюро, проводя освидетельствование граждан в порядке контроля и обжалования.

Главное бюро может не только рассматривать жалобы прошлых освидетельствований граждан, но также и отменять или изменять решения бюро, проводить контроль по обжалованиям и повторным направлениям бюро освидетельствования граждан, руководить деятельностью бюро и делать анализ работы бюро.

Бюро медико-социальной экспертизы, располагаются, в городах и районах РС(Я), являющимися филиалами главных бюро - В таких бюро проводятся освидетельствование лиц, которое является установленнием причины инвалидности граждан, степени ограничения способностей к трудовым деятельности, также участие в разработке специальной программы по реабилитациям.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;



6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является уменьшение неравенства в помощи жизнедеятельности таких групп населения, которые находятся в неблагоприятном социальном положении, то есть инвалидов. Были организованы подведомственные министерству здравоохранения и социального развития федеральные государственные учреждения в медико-социальной экспертизы.

Акантова М.И отмечает, что инвалидность заключает в себе риск социального исключения, дискриминации со стороны здоровых членов общества и социальных институтов общества, проводящие к социальной недостаточности инвалида, то есть к его невозможности полноценно функционировать в обществе. Поэтому лица, которые признаны инвалидами, нуждаются в особой защите со стороны государства.

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью4. В зависимости от расстройства функции организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте 18 лет устанавливается категория «ребенок инвалид» .

В признании лица инвалидом комиссия устанавливает группу инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности, в такие группы входят I, II и III степень инвалидности, либо группу инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности и программ реабилитации инвалида. Лицу выдается справка, которая подтверждает факт его инвалидности и определяет срок по истечению которого лицо должно пройти переосвидетельствование.


Инвалидность I группы устанавливается сроком в два года, II и III групп – на один год, «ребенку инвалиду» инвалидность – на один или два года, либо до достижения им возраста 18 лет.

Установление группы инвалидности на определенный срок не лишает гражданина права пройти освидетельствование досрочно, если состояние его здоровья ухудшилось. В тоже время орган социальной защиты населения не праве направить на освидетельствование гражданина без его согласия. Это допускается лишь в случае, когда выявлено, что инвалидность установлена на основании подложных документов.

1.2. Правовое регулирование осуществления медико-социальной экспертизы
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро медико-социальной экспертизы путем обследования гражданина и изучением предоставленных им документов и различных данных о нем.

Врачи-эксперты изучают представленные медицинские документы, собирают анамнез больного (сведения об истории болезни, условиях жизни больного, перенесённых им заболеваниях и тому подобное), проводят личный осмотр, вносят соответствующие записи в медицинские документы.

Шимовой М.А приводится пример, когда будет устанавливаться категория «инвалид с детства» и какие документы могут подтвердить факт нарушения здоровья.

Так, для установления причины инвалидности с детства "инвалид с детства" дополнительно предоставляются сведения от медицинских организаций, которые подтверждают факт наличия нарушения жизнедеятельности у получателя государственной услуги в возрасте до 18 лет.

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания: акт о несчастном случае на производстве или акт о случае профессионального заболевания, либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2021 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания".

Предметом правового регулирования являются отношения, которые возникают в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены):


1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Организация, которая проводит медико-социальную экспертизу, имеет в случае недостаточности представленных данных для принятия решения, назначает дополнительное обследование, программа которого утверждается руководителем организации. В дополнительное обследование могут входить запрос необходимых сведений, проведение обследований условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина, психиатрическое освидетельствование и другие мероприятия. Проведение дополнительного обследования невозможно без согласия гражданина или его законного представителя.

Медицинской экспертизой является установленный проводимый порядок исследования, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности к осуществлению трудовой или иной деятельности, а так же установление причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

У граждан есть право провести независимую медицинскую экспертизу, такая экспертиза проводится в порядке и случаях, которые установлены положением о независимой экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Также в случаях, предусмотренных статьей 61 настоящего Федерального закона, может проводиться независимая военно-врачебная экспертиза.

При проведении медико-социальной экспертизы не предусмотрено разглашение сведений, которые представляют врачебную тайну. В законодательстве так же описано соблюдение врачебной тайны. Любые сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состояние его здоровья, диагностика и любые иные сведения, которые были получены при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашения сведений, которые содержат врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они могут стать известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, которые установлены в ч.3 и 4 статьи 13 федерального закона от 09.06.2015 №1275-О "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".